Неловко спорить с царем Соломоном

Инна Грановская

Кому знать о том, как умному человеку выжить и добиться успеха в столь несовершенном мире, как не Инне Грановской. Инна – победительница телевизионной викторины для интеллектуалов «Своя игра». В интервью журналу она прокомментировала советы успешных бизнесменов о том, как создать сильную компанию, данные ими в своих книгах.

Умному, как правило, легче

Многие  знания, многие печали… Возможно, это действительно так. Как­то неловко спорить с царем Соломоном. Но думаю, что умный человек выживает примерно так же, как и все остальные, только умному, как правило, легче. Просто умный человек и человек, который много знает, – это две большие разницы. Пустая голова, набитая энциклопедическими знаниями, только усложняет жизнь.

Насчет терзаний Чацкого, не думаю, что у него они были от ума. Да и мне, к счастью, вряд ли грозит такой уровень интеллекта, чтобы от этого начались какие­либо проблемы.

Говорят, что есть люди, обладающие знаниями, есть люди, дружащие с разумом, а есть интеллектуалы, которые умеют одинаково пользоваться и разумом и знаниями. Хочется верить, что я скорее отношусь к последним, а как обстоят дела в действительности, даже не знаю. Думаю, судить об этом не мне.

Хотя я никогда и не занималась формулированием своих жизненных принципов, наиболее правильным жизненным принципом считаю так называемое золотое правило «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». Надеюсь, что в большинстве случаев мне удается ему следовать.

Не все готовы добиваться успеха

Для того чтобы добиться успеха, необходимы и везение, и талант, и работоспособность. Как правило, очень важно умение общаться с другими людьми, личное обаяние. Полагаю, для того чтобы достичь при жизни вершин успеха, необходима готовность идти на компромиссы, иногда и с самим собой. Не все к этому готовы. В истории очень много примеров, когда талантливые, работоспособные люди так и не добивались успеха при жизни. Хотя не считаю, что подражать кому­либо – это правильная жизненная стратегия.

По­видимому, универсальных рецептов все же не существует. У каждого человека свой характер, свои жизненные обстоятельства, и строить стратегию стоит, в первую очередь, опираясь на них, хотя, возможно, кому­то пригодится и чужой опыт. Что касается комментариев к конкретным книгам. Не думаю, что принципы Мартина Бауэра подходят для всех. Далеко не каждый бизнес выживет, если откажется от решения сиюминутных задач. Опять же, нелегко точно определить уровень ответственности, которую способен нести сотрудник, что может привести к серьезным проблемам. Да и обстановка постоянной ротации не кажется мне комфортной для бизнеса. А вот позиция Ингвара Кампрада – достаточно разумна, хотя экономия средств не должна, как мне кажется, превращаться в самоцель. Иногда дорогое решение является наиболее выгодным.

Со Смоллом Марвином и Сэмом Уолтоном я полностью согласна. Мацусита Коносуке, конечно же, выражает свою позицию очень по­японски. «Служение обществу» звучит, на мой взгляд, слишком высокопарно. Не очень понятно, что под этим подразумевается. В остальном же полностью согласна с его утверждениями.

С Харви Маккеем также не поспорить. Как и с Ричардом Брэнсоном. Думаю, каждый может набросать еще с десяток подобных советов. Вполне разумны и советы Лоуренса Джозефа Эллисона, особенно про «черный ход». А вот как сочетаются второй и третий советы Майкла Делла, я не очень поняла, но сотрудничество как принцип отношений со своими служащими является, на мой взгляд, единственно правильной стратегией отношений с подчиненными.

С принципами Йормы Оллила также можно согласиться, хотя перспектива постоянно адаптироваться к непрерывно меняющимся обстоятельствам не кажется мне заманчивой.

Стратегия, предложенная Ферручио Ламборгини, немного рискованна, но риск – благородное дело. Вполне может сработать. А вот советы Уолта Диснея, не думаю, что подходят для всех. Дарить клиенту ощущение счастья, конечно, надо, но необязательно получать при этом по зубам.

Принципы успеха знаменитых людей

1) Мартин Бауэр: не браться за решение сиюминутных оперативных задач, а действовать более глобально; дать столько ответственности, сколько сотрудник может вынести, а достигнутый позитивный результат работы очень щедро оплачивать; up or out –  «расти или уходи» – пребывание сотрудника на конкретной позиции должно быть  жестко ограничено временными рамками.

2) Ингвар Кампрад: как я могу требовать от людей, которые у меня работают, чтобы они путешествовали скромно, если сам я предаюсь роскоши? Лидер должен быть первым примером; расточительность в ресурсах  – одна из тяжелейших болезней человечества. Многие современные здания являют собой скорее памятники человеческой глупости и тщеславию, чем рациональное удовлетворение нормальных потребностей; дорогое решение – удел посредственности; порядок должен соблюдаться, но не превращаться в оковы; не делает ошибок тот, кто спит; счастье – не достижение одной цели, а правильный путь.

3) Харви Маккей: задача любого человека, стремящегося к успеху в бизнесе, – научиться делать деньги, но преуспеть в этом может только тот, кто овладел искусством понимать людей и научился по­настоящему интересоваться ими; настоящего успеха добивается лишь тот, кто умеет повторить свой успех снова и снова, не теряя при этом уважения и симпатии клиентов и партнеров.

4) Йорма Оллила: делать ставку на тех, кто способен адаптироваться к непрерывным изменениям; прием на работу неподходящего человека – одна из самых дорогостоящих ошибок.

5) Мацусита Коносуке: служение обществу; постоянное совершенствование; вежливость и человеколюбие.

6) Ричард Брэнсон: берись и делай; стремись изменить мир, хотя бы в малом; будь верен людям; живи полной жизнью; не сожалей о прошлом; снова и снова бросай себе вызов; гонись за мечтой, но живи в реальном мире; семья и команда – прежде всего.

7) Смолл Марвин: все, что вы делаете, должно доставлять вам удовольствие. Только тогда вы будете полностью открыты для новых идей; если проблема слишком серьезна, не стесняйтесь признать свое поражение. Лучше начать все сначала, чем тратить деньги, силы и здоровье впустую; деньги любят терпеливых и упорных, но не признают упрямых; если вы хотите стать миллионером, проявляйте внимание к окружающим вас людям. Эгоист никогда не сможет достичь процветания.

8) Уолт Дисней: выясните мнение специалистов­знатоков и поступайте наоборот; когда дела плохи, я действую решительней, а когда все идет гладко, как сливочный крем, я в страхе, что дело может провалиться. Поэтому удар по зубам оказывает благотворное действие; если работы нет, надо делать ЧТО­НИБУДЬ; надо дарить клиенту ощущение счастья

9) Сэм Уолтон: будьте преданы своему делу; верьте в него больше, чем все прочие; высоко цените все, что ваши сотрудники делают ради вашего дела; отмечайте свои успехи; умейте посмеяться над своими ошибками; опережайте ожидания своих клиентов.

10) Ферручио Ламборгини: обозначьте рамки, в которых должен развиваться новый бизнес; сделайте ставку на особенные черты своей продукции, важная составляющая успеха – эксклюзивность; приглашайте к сотрудничеству со своей компанией молодых малоизвестных специалистов и предоставьте им полную свободу действий.

11) Лоуренс Джозеф Эллисон (Lawrence Joseph Ellison): мало того, что вы хотите добиться в жизни, вы должны этого желать; доминируйте над своим рынком; держите «черный ход» открытым.

12) Майкл Делл: если тебе кажется, что какая­то идея хороша, непременно испробуй ее на практике; новаторство или исчезновение; от добра добра не ищут: если уверен, что идея хороша, то придерживайся ее до тех пор, пока она полностью себя не исчерпает сотрудничество как принцип отношений со своими служащими. Брать на работу только творческих людей.

Беседовала Вера Чернова