Опыт написания пресс­-релизов…

советы, как закадрить журналиста

Наталия Елманова

Пресс­релиз — это PR­документ, но не PR­инструмент (он может лишь сопровождать PR­активность и общение с прессой, но не заменять их).

Пресс­релиз — новость, с «растворенной» в ней рекламой (растворить — не значит прибавить хвалебных эпитетов, их легко можно вычеркнуть из текста).

Пресс­релиз — то, что пишется быстро (это новость, которую вы пишете за журналиста).

Пресс­релиз пишется для конкретных изданий (это абсолютно условно, он должен быть понятным и непрофильным журналистам).

Пресс­релиз пишется простым языком (журналист может не найти правильного значения слова «факторинг», даже если не поленится его поискать, лучше сказать, например, «переуступка дебиторской задолженности» или объяснить подробно суть факторинга).

Пресс­релиз не может быть мнением PR­специалиста (это позиция компании, подтвержденная авторитетами, мировым опытом, неопровержимыми фактами, чем угодно, об авторских притязаниях на текст не нужно даже помышлять).

С пресс­релиза сотрудничество с журналистом или изданием только начинается. Даже если они давние партнеры компании – это ничего не значит. Каждый новый пресс­релиз – новые отношения. В общении, сопутствующем передаче материала, можно даже поинтересоваться здоровьем тещи журналиста. Но сам релиз должен создаваться как будто для абсолютно нового, холодного контакта.

Это поможет наполнить пресс­релиз максимально полной и нужной информацией и унифицирует материал – он станет понятным как для журналистов, которые специализируются на теме, так и для достаточно далеких от нее, но способных в силу каких­то причин заинтересоваться ей для публикации.

Пресс­релиз – это новость. Он должен быть написан простым языком и максимально быстро, пока информация актуальна. О том, как создаются новости, знают все журналисты, но иногда забывают PR­менеджеры. Именно из­за этого в пресс­релизе появляются «вода», пафос, ненужные факты и подробности, которые вынуждают не дочитывать послание.

Любой журналист знает, что новость – это всего­навсего ответы на 5 вопросов: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Зачем?». Русская школа журналистики добавила «Почему?». Но и без шестого вопроса можно создать полновесную историю на злобу дня. Релиз как произведение, посвященное конкретному информационному поводу, должен быть «стандартной новостью».

Все, что должно содержаться в стандартном релизе, но не может быть в стандартной новости, а именно: информацию об исключительности и выгодности продукта, об эксклюзивности события, об авторитете компании и прочую «рекламную информацию», можно донести в качестве дополнительной фактуры, эксклюзива, в виде позиции компании и посредством цитат ключевых персон. После этого пресс­релиз перестанет быть новостью и станет нужным для компании PR­документом.
Можно начинать строить отношения с журналистом.

Любовь с первого взгляда

Броский, привлекающий внимание, вызывающий любопытство заголовок заставит прочитать хотя бы лид пресс­релиза. Если вместо заголовка можно написать «Алла Пугачёва представляет…» или любой другой общеизвестный бренд – отлично. Пишите его крупным шрифтом – начало есть. Но когда речь в пресс­релизе будет идти о выводе на рынок банковского вклада, с процентом на 0,3 % выше, чем по уже существующим, «Банк повышает ставки по депозитам» может быть подходящим заголовком.

В первом абзаце – лиде, состоящем из 1–2 предложений, кратко излагается суть всего пресс­релиза. Без подробностей. Они будут позже. Здесь – голые факты, изложенные в таком же категоричном стиле, как и заголовок. Эффективный прием – изменить саму форму лида. Если вместо краткого изложения информационного повода он будет содержать приглашение, призыв, иной игровой или интерактивный посыл, шанс заставить прочесть релиз до конца больше. Пример: «Уважаемые редакторы, корреспонденты, фотографы! Все те, кто неравнодушен! Присоединяйтесь! Рядом с нами есть те, кто так нуждается в поддержке!»; далее основная часть релиза, в которой рассказывается об акции определенной компании по сбору средств гигиены для передачи их в детские дома.

Что угодно, чтобы удержать внимание журналиста: сказка, цитата, которая никак не связана с заголовком, но связь объяснится позже в тексте, хоть счет от одного до десяти. Все объясните потом.

Размер имеет значение

Идеальный объем пресс­релиза – 1 страница. В распечатанном виде его не нужно листать, скреплять и производить с ним какие­либо «сложные» действия. Позволить себе увеличить релиз можно. За счет чего угодно, кроме описательного текста. Можно добавить цитаты, мнения специалистов, турнирные таблицы, когда речь идет о спорте, биографии звезд, если это концертный проект… Из этого может получится интересный текст и на 4 страницы. Но его нужно разнообразить: хоть размер шрифта менять, хоть отделять абзацы друг от друга рисунками и фотографиями – любыми способами.

Плохой пример: пресс­релиз, посвященный выходу альбома одной очень известной и уважаемой в России музыкальной группы, в котором заодно рассказана и вся 25­летняя история группы. Объем пресс­релиза составил 12 страниц 12­м шрифтом Times New Roman. Зачем это читать журналисту, который будет писать о группе? Если по плану большой материал, без интервью он не будет написан. Журналист все, что нужно, спросит сам. Только что написанный релиз подлежит обязательному сокращению.

Красота – страшная сила

Если пресс­релиз будет роздан на брифинге, на пресс­конференции, отвезен в редакцию в распечатанном виде, нужно позаботиться о его красоте. Бумага (а может быть, иной носитель), способ печати, краска, упаковка… Простор для фантазии ограничивается только бюджетом на изготовление.

Релиз для электронной рассылки также можно красиво «сверстать»: сделать необычный шрифт, применить разные цвета, поместить в документ множество картинок и фотографий, и многое другое. Все это бессмысленно. Вполне достаточно, из соображений деловой этики, привнести в электронный документ элементы фирменного стиля компании. Ведь журналист не сможет использовать красивые придумки из пресс­релиза, так как у издания тоже есть свой стиль. Достаточно просто сделать легкочитаемый текст в обычном формате «.doc». Из «.pdf» не каждый журналист достанет информацию, и, конечно же, ему не захочется вручную набирать текст – гораздо легче скопировать из word­документа. Все нужные материалы отправляются дополнительными файлами.

Интригуйте, вам будет о чем поговорить в будущем

В первую очередь это касается анонсирующих пресс­релизов, в меньшей степени – информационных. Повод для создания релиза – анонс концерта группы, которая была популярна 10 лет назад, распалась, а теперь объединилась. У группы есть новый репертуар, он никому не известен. Рассказывать о нем бессмысленно. Можно просто назвать жанр, в котором теперь играет группа. Так, группа «На­На» организовала новый гастрольный тур. В первом отделении музыканты играют проверенные временем хиты, во втором – рок. «На­На» и рок – несовместимо! У журналистов на пресс­конференциях вопросы не заканчивались, журналисты не уходили с концертов. Это и интрига, и своеобразный манок, который позволяет зацепиться за тему.

Интрига – «Костя Цзю возвращается на ринг», манок – «организаторы держат в тайне, с кем выйдет на ринг Цзю»; «Новый формат телевидения в сети Интернет» – «Пользователь получает платформу для создания телеканала».

Главный манок пресс­релиза – в последнем абзаце или фразе. Чтобы журналисту захотелось писать на эту тему, последние предложения должны запомниться, и уж точно донести всю суть. В них может быть яркая цитата, обобщение сказанного, приглашение.

Ухаживайте за любимыми журналистами

Журналист должен получить такой пресс­релиз, из которого может взять цитаты целиком. Это на руку компании – ничего не будет перепутано. Комментарии специалистов, прямая речь звезд, переведенные отрывки из высказываний иностранных экспертов – отличная возможность для журналистов сэкономить время.

В релизе должны содержаться все контакты PR­менеджера. С ним должно быть легко связаться любым удобным способом. Удобным не для PR­менеджера, а для представителя СМИ.

P. S. Не забыть поблагодарить журналиста, который использовал пресс­релиз компании в своем материале. Поддерживать связь с журналистом. Присылать новые релизы. Это не мимолетное общение, это настоящие отношения. Не только с изданием, но и с конкретной закадренной творческой единицей – буквально с кадровым журналистом, другом и постоянным партнером.

Определение

Пресс­релиз – сообщение для прессы, созданное на основании того или иного информационного повода информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации, событии, персоне, изложение позиции по какому­либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Пресс­релиз зачастую является главным PR­документом организации. Пресс­релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс­конференциях либо рассылаются через средства связи.

Основные виды пресс­релизов: анонсирующий, пост­релиз, информационный