Электронный документооборот

Елена Сафарова

C 02 сентября 2010 г. в силу вступают поправки в Налоговый кодекс РФ, предусмотренные федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229­ФЗ. Одним из существенных направлений этих поправок является развитие электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Подробно о том, какие конкретно документы теперь можно не создавать в бумажном виде и не сдавать в «окошко», а просто направить по электронной почте инспектору, а также какую информацию сам инспектор может донести до налогоплательщика в электронном виде, а не ждать, когда в инспекции появится бумага (ведь ни для кого не секрет, что задержки с получением налогоплательщиками, например, таких важных документов, как требование об уплате налогов, нередко связано с этим, на первый взгляд, малозначительным фактором), читайте в приведенной ниже таблице.

Нельзя не отметить, что названные изменения очень важны для обеих сторон налогового процесса. Возможность обмениваться документами по электронной почте сильно сэкономит время и силы как бухгалтеров, так и инспекторов. Но для того чтобы важные и нужные изменения «заработали», нужно еще многое: развитие законодательства об электронной подписи, утверждение форм и форматов документов, которые могут передаваться между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями в электронном виде, и многое другое. Надеюсь, что все препятствия со временем будут преодолены и работать станет легче и удобнее. Пока же многие моменты остаются неясными. Какие именно  – читайте в комментариях, в таблице,
приведенной ниже.

Абзац 1 п. 2
ст. 23

 

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя следующие сведения:
− об открытии или закрытии счетов;
− обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
− обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ.
Изменение состоит в том, что раньше это было необходимо делать письменно, а теперь есть возможность сообщить необходимые сведения в электронном виде. То есть на практике данная поправка направлена на развитие электронного документооборота: слово «письменно» из абз. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ исключено

Пункт 3 ст. 23

 

Аналогичное предыдущему и это изменение: нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, теперь не обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии или закрытии счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в письменном виде. Достаточно электронного оповещения. На практике данная поправка направлена на развитие электронного документооборота: из п. 3 ст. 23 НК РФ исключено слово «письменно»

Пункт 7 ст. 23

 

Это изменение определяет конкретные виды и способы передачи сведений между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с ним информация, указанная в п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, может быть передана в налоговый орган лично или через представителя, направлена по почте заказным письмом или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Разумеется, исходя из темы данной статьи, нас в данном случае интересует последний из названных способов передачи информации. Впрочем, и п. 7 ст. 23 НК РФ говорит о нем подробно. Итак, если информация передается в электронном виде, то такое сообщение должно быть заверено электронной цифровой подписью налогоплательщика или его представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Порядок представления информации, указанной в п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Подпункт 1 п. 1 ст. 31

 

 

Статья 31 НК РФ устанавливает права налоговых органов. Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ указывает, какие документы налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков. Ранее предполагалось, что указанные в норме закона документы должны быть представлены исключительно в письменном виде, что представляло собой некоторую проблему, если объем документов оказывался достаточно большим. Теперь же появилась возможность электронного информирования

Пункт 4 ст. 31

 

Данное изменение дополняет предыдущее. Оно говорит о том, что федеральные органы власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждают не только формы и порядок заполнения документов, необходимых налоговым органам для осуществления своих полномочий, если такие документы предъявляются в письменном виде, но и форматы, а также порядок их заполнения при предъявлении таких документов в электроном виде

Подпункт 11 п. 1 ст. 32

 

 

Данная норма закона устанавливает обязанность налогового органа проводить сверку с налогоплательщиками по вопросу сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Изменение уточняет, как должен быть оформлен результат этой сверки и  как налоговый орган должен сообщать о нем налогоплательщику. Теперь налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а результаты оформлять актом. акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Пункт 2 ст. 46

 

 

Статья 46 НК РФ регламентирует порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Конкретно п. 2 этой статьи устанавливает, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором у налогоплательщика открыты счета, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Ранее данная норма закона не устанавливала, каким именно образом должно быть направлено такое поручение. Теперь дано уточнение: на бумажном носителе или в электронном виде

Пункт 4.2 ст. 60

 

Данное изменение более четко регламентирует порядок направления требований о перечислении налогов в бюджетную систему РФ (обратите внимание, что в изменении речь идет только о налогах), а также способствует развитию электронного документооборота. В соответствии с данным изменением требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ  должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении неперечисленной банком в бюджетную систему РФ суммы налога.
Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.
Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Пункт 1 ст. 69

 

В соответствии с этим изменением требование об уплате налога, которое налоговый орган направляет налогоплательщику, не обязательно должно иметь письменный вид, теперь налоговый орган может направить требование и в электронном виде. С одной стороны, это удобнее, т. к. существует возможность, что требования наконец­то начнут приходить вовремя, а не тогда, когда у налогового органа имеется в наличии бумага. С другой стороны, вероятнее всего, возникнет проблема с определением даты получения требований, т. к. каждый, кто регулярно использует в своей работе электронную почту, прекрасно знает, что если письмо отправлено, это еще не означает, что оно получено. И куда исчезают письма — далеко не всегда могут объяснить даже профессионалы

Пункт 6 ст. 69

 

Данное изменение является дополнением предыдущего.
В соответствии с ним требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Пункт 5 ст. 76

 

Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика­организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика­организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика­организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Абзац 3 п. 9
ст. 76

 

Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота и разъясняет способ сообщения банком сведений об остатке на счетах. В соответствии с данным изменением сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа

Абзац 1 п. 1
ст. 80

 

В соответствии с данным изменением налоговая декларация может существовать теперь также и в электронном виде, подписываться цифровой подписью, а в налоговый орган передаваться по телекоммуникационным каналам связи.
В принципе, такая возможность, как известно, существовала и раньше, но она не исключала необходимости отчитываться также и в письменном виде, т. к. данная норма закона определяла налоговую декларацию как письменное заявление налогоплательщика

Абзац 3 п. 1
ст. 80

 

Данное изменение является дополнением к предыдущему, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде

Абзац 4 п. 1
ст. 80

 

Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде

Абзац 1 п. 4
ст. 80

 

Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде

Первое предложение
абз. 3 п. 5 ст. 80

 

Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде

Абзац 4 п. 5
ст. 80

 

Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ. В соответствии с ним   копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Абзац 1 п. 7
ст. 80

 

Данное изменение носит более технический характер, чем предыдущие.
В соответствии с ним формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином РФ

Пункт 5.1 ст. 83

 

Данное изменение регламентирует порядок подачи заявления налогоплательщиков в налоговый орган о постановке на учет или снятии с учета с уклоном в развитие электронного документооборота. В соответствии с ним заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.
Формы и форматы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах, а также уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, представляемых в налоговые органы на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм заявлений, уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.
Формы и форматы указанных запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения запроса на бумажном носителе и порядок направления указанных документов налоговым органом заявителю утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок представления указанных в настоящем пункте заявлений, уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде утверждается Минфином РФ

Пункт 10 ст. 85

 

Данное изменение предусматривает, что формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, предусмотренных ст. 85 НК РФ, а также порядок заполнения этих форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Пункт 11 ст. 85

В соответствии с этим изменением:
•   органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
•   органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
•   органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;
•   органы, осуществляющие государственный технический учет;
•   органы местного самоуправления представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется специальным соглашением взаимодействующих сторон

Абзац 2 п. 1
ст. 86

Данное изменение способствует развитию электронного документооборота. Теперь банк должен сообщать об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган в электронном виде. Слова «на бумажном носителе или» исключены

Абзац 3 п. 3
ст. 86

Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Пункт 1 ст. 93

В соответствии с данным изменением должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, причем требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если этими средствами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. Необходимо отметить, что данное изменение имеет большое значение, т. к. это изменение будет способствовать сокращению сроков проведения проверок. Но нельзя не отметить и минусов данного изменения. Как уже говорилось выше, в разделе, посвященном требованиям об уплате налога, при передаче информации в электронном виде могут возникать проблемы с ее получением, а в случае с требованиями о предоставлении документов пропуск срока, отведенного НК РФ для этой процедуры, грозит налогоплательщику штрафом. Таким образом, можно предположить, что в скором времени увеличится количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, а самыми востребованными специалистами в судах станут компьютерщики

Пункт 2 ст. 93

 

Данное изменение регламентирует порядок предоставления истребуемых документов и направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением истребуемые в соответствии со ст. 93 НК РФ документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Необходимо отметить, что данное изменение очень удобно для налогоплательщиков. Нередки случаи, когда необходимость представить документы в налоговый орган в связи с проверкой стопорила работу целого офиса. Все сотрудники были вынуждены заниматься ксерокопированием и подшивкой документов. Разумеется, такая практика вызывала массу нареканий. Теперь ситуация упрощается. Если документы существуют в электронном виде, то и передать их можно по электронной почте. Есть только один нюанс, на который необходимо обратить пристальное внимание: в электронном виде можно передавать только те документы, для которых существуют установленные форматы. Например, это могут быть счета­фактуры

Абзац 1 п. 3
ст. 93.1

 

Данное изменение дополняет предыдущие изменения, внесенные в ст. 93 НК РФ. В соответствии с ним налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направить поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) в электронном виде

Пункт 1 ст. 169

 

В соответствии с данным изменением счет­фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Необходимо отметить, что данное изменение ожидалось давно, т. к. оно существенно облегчает процесс документооборота не только между налогоплательщиками и налоговыми органами, но также и между контрагентами

Абзац 2 п. 6
ст. 169

 

В соответствии с данным изменением счет­фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ

Пункт 9 ст. 169

 

В соответствии с данным изменением порядок выставления и получения счетов­фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином РФ.
Форматы счета­фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов­фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов