Елена Сафарова
C 02 сентября 2010 г. в силу вступают поправки в Налоговый кодекс РФ, предусмотренные федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229ФЗ. Одним из существенных направлений этих поправок является развитие электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Подробно о том, какие конкретно документы теперь можно не создавать в бумажном виде и не сдавать в «окошко», а просто направить по электронной почте инспектору, а также какую информацию сам инспектор может донести до налогоплательщика в электронном виде, а не ждать, когда в инспекции появится бумага (ведь ни для кого не секрет, что задержки с получением налогоплательщиками, например, таких важных документов, как требование об уплате налогов, нередко связано с этим, на первый взгляд, малозначительным фактором), читайте в приведенной ниже таблице.
Нельзя не отметить, что названные изменения очень важны для обеих сторон налогового процесса. Возможность обмениваться документами по электронной почте сильно сэкономит время и силы как бухгалтеров, так и инспекторов. Но для того чтобы важные и нужные изменения «заработали», нужно еще многое: развитие законодательства об электронной подписи, утверждение форм и форматов документов, которые могут передаваться между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями в электронном виде, и многое другое. Надеюсь, что все препятствия со временем будут преодолены и работать станет легче и удобнее. Пока же многие моменты остаются неясными. Какие именно – читайте в комментариях, в таблице,
приведенной ниже.
Абзац 1 п. 2 |
В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя следующие сведения: |
Пункт 3 ст. 23 |
Аналогичное предыдущему и это изменение: нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, теперь не обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии или закрытии счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в письменном виде. Достаточно электронного оповещения. На практике данная поправка направлена на развитие электронного документооборота: из п. 3 ст. 23 НК РФ исключено слово «письменно» |
Пункт 7 ст. 23 |
Это изменение определяет конкретные виды и способы передачи сведений между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с ним информация, указанная в п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, может быть передана в налоговый орган лично или через представителя, направлена по почте заказным письмом или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Разумеется, исходя из темы данной статьи, нас в данном случае интересует последний из названных способов передачи информации. Впрочем, и п. 7 ст. 23 НК РФ говорит о нем подробно. Итак, если информация передается в электронном виде, то такое сообщение должно быть заверено электронной цифровой подписью налогоплательщика или его представителя. |
Подпункт 1 п. 1 ст. 31
|
Статья 31 НК РФ устанавливает права налоговых органов. Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ указывает, какие документы налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков. Ранее предполагалось, что указанные в норме закона документы должны быть представлены исключительно в письменном виде, что представляло собой некоторую проблему, если объем документов оказывался достаточно большим. Теперь же появилась возможность электронного информирования |
Пункт 4 ст. 31 |
Данное изменение дополняет предыдущее. Оно говорит о том, что федеральные органы власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждают не только формы и порядок заполнения документов, необходимых налоговым органам для осуществления своих полномочий, если такие документы предъявляются в письменном виде, но и форматы, а также порядок их заполнения при предъявлении таких документов в электроном виде |
Подпункт 11 п. 1 ст. 32
|
Данная норма закона устанавливает обязанность налогового органа проводить сверку с налогоплательщиками по вопросу сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Изменение уточняет, как должен быть оформлен результат этой сверки и как налоговый орган должен сообщать о нем налогоплательщику. Теперь налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а результаты оформлять актом. акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов |
Пункт 2 ст. 46
|
Статья 46 НК РФ регламентирует порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Конкретно п. 2 этой статьи устанавливает, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором у налогоплательщика открыты счета, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Ранее данная норма закона не устанавливала, каким именно образом должно быть направлено такое поручение. Теперь дано уточнение: на бумажном носителе или в электронном виде |
Пункт 4.2 ст. 60 |
Данное изменение более четко регламентирует порядок направления требований о перечислении налогов в бюджетную систему РФ (обратите внимание, что в изменении речь идет только о налогах), а также способствует развитию электронного документооборота. В соответствии с данным изменением требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении неперечисленной банком в бюджетную систему РФ суммы налога. |
Пункт 1 ст. 69 |
В соответствии с этим изменением требование об уплате налога, которое налоговый орган направляет налогоплательщику, не обязательно должно иметь письменный вид, теперь налоговый орган может направить требование и в электронном виде. С одной стороны, это удобнее, т. к. существует возможность, что требования наконецто начнут приходить вовремя, а не тогда, когда у налогового органа имеется в наличии бумага. С другой стороны, вероятнее всего, возникнет проблема с определением даты получения требований, т. к. каждый, кто регулярно использует в своей работе электронную почту, прекрасно знает, что если письмо отправлено, это еще не означает, что оно получено. И куда исчезают письма — далеко не всегда могут объяснить даже профессионалы |
Пункт 6 ст. 69 |
Данное изменение является дополнением предыдущего. |
Пункт 5 ст. 76 |
Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщикаорганизации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщикаорганизации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщикаорганизации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов |
Абзац 3 п. 9 |
Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота и разъясняет способ сообщения банком сведений об остатке на счетах. В соответствии с данным изменением сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа |
Абзац 1 п. 1 |
В соответствии с данным изменением налоговая декларация может существовать теперь также и в электронном виде, подписываться цифровой подписью, а в налоговый орган передаваться по телекоммуникационным каналам связи. |
Абзац 3 п. 1 |
Данное изменение является дополнением к предыдущему, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде |
Абзац 4 п. 1 |
Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде |
Абзац 1 п. 4 |
Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде |
Первое предложение |
Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ, оно также описывает возможность подавать налоговые декларации в электронном виде |
Абзац 4 п. 5 |
Данное изменение является дополнением к предыдущим изменениям, внесенным в ст. 80 НК РФ. В соответствии с ним копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи |
Абзац 1 п. 7 |
Данное изменение носит более технический характер, чем предыдущие. |
Пункт 5.1 ст. 83 |
Данное изменение регламентирует порядок подачи заявления налогоплательщиков в налоговый орган о постановке на учет или снятии с учета с уклоном в развитие электронного документооборота. В соответствии с ним заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя. |
Пункт 10 ст. 85 |
Данное изменение предусматривает, что формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, предусмотренных ст. 85 НК РФ, а также порядок заполнения этих форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов |
Пункт 11 ст. 85 |
В соответствии с этим изменением: |
Абзац 2 п. 1 |
Данное изменение способствует развитию электронного документооборота. Теперь банк должен сообщать об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган в электронном виде. Слова «на бумажном носителе или» исключены |
Абзац 3 п. 3 |
Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов |
Пункт 1 ст. 93 |
В соответствии с данным изменением должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, причем требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если этими средствами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. Необходимо отметить, что данное изменение имеет большое значение, т. к. это изменение будет способствовать сокращению сроков проведения проверок. Но нельзя не отметить и минусов данного изменения. Как уже говорилось выше, в разделе, посвященном требованиям об уплате налога, при передаче информации в электронном виде могут возникать проблемы с ее получением, а в случае с требованиями о предоставлении документов пропуск срока, отведенного НК РФ для этой процедуры, грозит налогоплательщику штрафом. Таким образом, можно предположить, что в скором времени увеличится количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, а самыми востребованными специалистами в судах станут компьютерщики |
Пункт 2 ст. 93 |
Данное изменение регламентирует порядок предоставления истребуемых документов и направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с данным изменением истребуемые в соответствии со ст. 93 НК РФ документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. |
Абзац 1 п. 3 |
Данное изменение дополняет предыдущие изменения, внесенные в ст. 93 НК РФ. В соответствии с ним налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направить поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) в электронном виде |
Пункт 1 ст. 169 |
В соответствии с данным изменением счетфактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Необходимо отметить, что данное изменение ожидалось давно, т. к. оно существенно облегчает процесс документооборота не только между налогоплательщиками и налоговыми органами, но также и между контрагентами |
Абзац 2 п. 6 |
В соответствии с данным изменением счетфактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ |
Пункт 9 ст. 169 |
В соответствии с данным изменением порядок выставления и получения счетовфактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином РФ. |