ВЫПЛЕСК РАЗДРАЖЕНИЯ – ЭТО КРИК МАЛЕНЬКОГО ИСПУГАННОГО РЕБЕНКА

Источник: Секретарское дело

Александр Савкин, директор и соучредитель Института коучинга в Санкт­Петербурге

Материал подготовила Антонина Асанова

Ощущение власти, стрессы, свобода… Владельцы российских компаний часто совершают оскорбительные выходки. А подчиненные в ответ теряются и терпят, находясь в очень зависимом положении. Что ответить разъяренному начальнику и как сохранить при этом и работу, и здоровую психику, рассказал Александр Савкин, директор и соучредитель Института коучинга в Санкт­Петербурге.

Против лома нет приема

Как себя вести с неадекватными руководителями? Как реагировать на агрессивное поведение начальника и оскорбления? Например, если тебе на голову выливают стакан сока…

— Пойти в душ, вымыть голову, упасть на колени, покаяться, поцеловать ноги боссу и смиренно работать дальше. Я ерничаю.

Как бы ни было плохо, человек должен ценить себя. На все 100 процентов. Нас начинают уважать только тогда, когда мы себя уважаем. Нас любят только тогда, когда мы любим себя. Нас ценят, когда мы себя ценим. Если этого нет, то никто и никогда не будет ни любить, ни ценить, ни уважать. Делать вид, изображать, играть – да. Но по­настоящему – нет! Ни на работе, ни в семье!

Я много общаюсь с людьми, которых называют олигархами, миллиардерами, миллионерами. Я вижу, как они относятся к собеседнику. Многие из них смотрят не на возраст, не на должность и опыт, не на деньги, бриллианты и перстни, а смотрят: кто ты, из чего ты сделан. Если ты Человек, если в тебе есть энергия, если твои глаза горят – то ты свой.

И даже если ты еще очень молода – не страшно, у тебя все впереди, и у тебя все будет, ты добьешься, достигнешь. А если ты в возрасте, но Ты ЕСТЬ – с тобой РАЗГОВАРИВАЮТ, тебя слушают, с тобой считаются. Но если ты сама не знаешь, кто ты, считая себя никем и ничем, тогда знай свое место.

У подчиненного, которого публично оскорбили, вылили на его голову стакан сока, масса вариантов поведения, ответа, кроме терпения. Но как часто я слышу: «Ах, поступить «так же» – это ниже моего достоинства!» О каком достоинстве вы говорите? Только что вам продемонстрировали его полное отсутствие. Его втоптали в грязь, даже если оно и было. Так о чем вы говорите?! О каком­то выдуманном достоинстве! А где оно живое, реальное? Что бы вы сделали, если бы на ваших глазах так же поступили с вашим ребенком? О! В этом случае большинство превращается в тигриц. За ребенка постоять – да! За другого близкого человека – почти всегда. За себя… Нет. Страшно! «А что будет потом? А что обо мне подумают?» И мы начинаем подпитывать свой «страшок», чтобы не было так больно и обидно жить дальше, начинаем прятать его за правильные слова и умные объяснения, рассказывая друг другу за «чашкой чая» о том, какой ужасный: мир, начальник, муж и так далее.

Однажды в одной крупной компании я участвовал в отборе кандидатов на очень высокие должности. Огромные бюджеты, многоступенчатый процесс, мы искали «бриллианты» на российском рынке. Была отобрана группа достойнейших менеджеров, которые приступили к работе. И вот, примерно через две недели после назначения бежит мне навстречу один из них, 45­летний мужчина, по коридору, красный. На мой вопрос: «Что случилось?» – я услышал ответ, произнесенный дрожащим от возмущения голосом: «Я больше не могу работать в этой компании. Мой непосредственный начальник при всех меня матом, на «ты», это ниже моего достоинства!» Меня это возмутило: «И долго ты будешь бегать от жизни? Ведь тебе нравится компания и то, чем ты здесь занимаешься. Ты мечтал об этом. А сейчас предаешь себя, в очередной раз «прогибаясь под изменчивый мир». – «Но что я могу сделать?» – спросил мужчина.

«Ты можешь вернуться, – сказал я, – подойти к своему начальнику и, глядя ему в глаза, сказать: «Послушай меня внимательно: может, кому­то из твоих подчиненных нравится, когда ты их материшь… Но если ты еще раз назовешь меня на «ты» или пошлешь матом, я при всех дам тебе в морду. Ты меня понял?» – и очень важно говорить с готовностью это сделать». Он так и поступил. Больше в его присутствии не ругались вообще. Не из страха. Из уважения к этому человеку.

То есть Вы предлагаете такой прямой и жесткий отпор. А если это помощник руководителя, который каждодневно сталкивается не с унижением, а с выплеском негатива в свой адрес?

— Бывают ситуации, когда поток оскорблений выливается непосредственно на подчиненного, а бывают, когда негатив извергается абстрактно, просто из­за того, что начальник раздражен. В последнем случае нужно относиться с пониманием, уметь отделять зерна от плевел. Это психологические вещи, которые нужно знать, тренировать, а они тренируются.

Мне очень понравилось высказывание одного священника. У него спросили: «Вы столько лет исповедовали людей, что вы о нас узнали?»  Он ответил: «Две простые вещи: во­первых, все мы намного несчастнее, чем кажемся; и во­вторых, среди взрослых нет взрослых – все мы дети». И руководители – такие же дети: они хотят любви, понимания, ласки, заботы, тепла, они бесконечно одиноки. И чем выше руководитель, тем сильнее это одиночество. Не с кем поделиться. Некому излить свою душу. Зачастую просто не с кем побыть. Нередко их работа – игры, игрища, политические интриги. О каком доверии на таком поприще может идти речь? В результате появляется хроническая усталость, раздражительность…

И если я понимаю, что выплеск раздражения – это крик одиночества, крик маленького испуганного ребенка, то мне легче не воспринимать негатив на свой счет.

В таких случаях всегда можно где­то за что­то извиниться, даже не чувствуя своей вины. Сделать полшага назад, чтобы потом продвинуться вперед и мягко расставить точки над i, это мудрость. Если ты помощник человека, периодически срывающегося на подчиненных, будь мудрым, иначе не получится.

У подчиненного и непосредственного руководителя должна сходиться «химия». Если этого нет, то такая работа для подчиненного напоминает жизнь рядом с ядерным реактором. Месяц, два, полгода, год – вытерпеть можно, но что будет с человеком потом? Если подчиненный не умеет правильно реагировать на выплески эмоций начальника, начинаются необратимые процессы: либо физические заболевания, либо психические расстройства, понижение самооценки. Подчиненный в зоне «психологической радиации». Начальника нужно подбирать по принципу «свой – чужой».

Конечно, всякое бывает, иногда руководитель может сорваться на подчиненных. Но даже если он переходит на крик, не надо с ним разговаривать, выяснять отношения в тот же момент. Это как в семье: с пьяным мужем не стоит разбираться, когда он пьян, надо потерпеть до утра, а вот когда он протрезвеет, сказать: «Извини, ты помнишь, что было вчера? Нет? Так я тебе напомню». И по пунктам: раз… два… три… «Ты знаешь, что я чувствовала? Давай­ка на будущее – чтобы ты больше таким не был, иначе… произойдет это и это!» И обычно люди, которые уже вышли из зоны дискомфорта, понимают, что были неправы.

Раскольников как пример

Помощник руководителя имеет право так заявлять?

— Часто происходит путаница: есть человеческое, а есть должность. К сожалению, у нас часто смотрят на должность. А вот с отношением к человеку как к личности, мягко говоря, сложнее. Если девушка – секретарь, то кто она такая? Встречал компании, в которых на вопрос высшему руководству: «Какое в вашей компании отношение к сотрудницам?» – слышал ответ: «Женщин нужно использовать по назначению». Так, дорогие девушки, у вас есть выбор. Если вам нравится такое отношение, то, что вас «используют по назначению», не надо жаловаться. Слава богу, сейчас другие времена, есть куда уйти, особенно в больших городах. А если я «тварь дрожащая», то не стоит удивляться, что ко мне так относятся.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело