ГЕНДЕРНЫЙ БИЗНЕС

Источник: Секретарское дело

Любовь Кирилловская, генеральный директор ООО «Новое концептуальное такси»

Материал подготовила Анастасия Гуцалова

Для женщин Западной Европы женское такси давно не в новинку. Пионерами в этом деле стала британская компания Pink ladies. В Москве сегодня транспортные услуги исключительно для женщин предоставляют сразу несколько компаний. Появившаяся в Петербурге в 2008­м служба женского такси была и остается единственной компанией в городе, ориентированной на женщин­пассажирок с женщиной­водителем за рулем. Об особенностях ведения такого исключительно женского бизнеса мы поговорили с генеральным директором ООО «Новое концептуальное такси» Любовью Кирилловской.

Идея бизнеса – из ТВ­репортажа

Транспортный рынок больших городов перенасыщен, компаний­перевозчиков много, идет постоянное соревнование между участниками рынка по качеству предоставляемой услуги и разнообразию этих самых услуг. Ниш, в которых можно начать новый транспортный бизнес, немного. Но идея женского такси как раз такая, хотя, конечно, не нова. Это подтверждает Любовь Кирилловская:

— Началось все с того, что однажды я увидела репортаж по телевидению о службе женского такси в Москве. Сейчас уже и в Москве таких компаний несколько, и в других городах, например в Красноярске, наши коллеги есть.

Но в Петербурге на тот момент о подобном я ничего не слышала, а поскольку сама являюсь женщиной и мамой и, к сожалению, имела негативный опыт использования услуг простых такси, решила, что такая служба в Петербурге будет востребована.

В основе была идея безопасного и комфортного перемещения женщин и детей в современном городе, и она сработала.

В деталях о концепции

За рулем машин женского такси – только женщины, пассажирами могут быть тоже только женщины, мамы с детьми или дети без сопровождения взрослых. Каждая машина оборудована детским креслом, запрещено курить. В салоне есть все необходимое из «женско­детского набора»: влажные салфетки, бумажные носовые платочки, гигиенические пакеты. Некоторые водители женского такси имеют педагогическое образование, у многих есть собственные дети. Поэтому каждая из них может в случае чего успокоить ребенка, развлечь игрушками, конфетами, запас которых всегда есть в машинах, или же поставить диск с детскими песнями и сказками.

Примерно 70 процентов пассажиров женского такси – постоянные клиентки, которые уже привыкли к своему водителю и часто вызывают именно ее. В компании есть даже «сыновья полка»: мамы регулярно ездили в женскую консультацию, а потом – и в роддом. Мужчины тоже могут заказать такси, но не себе, а для своих возлюбленных, жен, родственниц, женщин­партнеров.

Не мужское это дело

На начальном этапе основные сложности были связаны с поиском инвестиций под проект, выбором класса автомобиля, подходящего под запросы предполагаемых клиентов и финансовые возможности компании. На решение этих задач ушло полгода. Были оформлены все документы, взяты кредиты, приобретены в лизинг десять автомобилей, сделаны страховки, закуплено оборудование, подобраны два десятка женщин­водителей и пять диспетчеров.

Ключевой этап – это подбор водительского персонала. Основной критерий – гендерный: за рулем может быть только женщина. Важным показателем был и стаж вождения – от 4 лет безаварийной езды. Все женщины­водители после собеседования в офисе проходили тест­драйв с инструктором.

При приеме на работу существует и ограничение водителей по возрасту: 30–50 лет. Руководство ориентируется на женщин, у которых есть семьи, дети, внуки.

На этом жизненном этапе уже сформировано мировоззрение и отношение к детям. Для основателей бизнеса это принципиально.

— Крайне важны для нас личностные качества: умение работать с людьми, настроенность на клиента, доброжелательность, – уточняет Любовь Кирилловская. – Мы вынуждены были отказывать женщинам, работавшим в традиционных службах такси, именно из­за того, что у них выработался определенный стереотип работы, отношение к клиенту, которое нас не устраивало в корне.

Подавляющее большинство сегодняшних водителей женского такси ранее не были связаны с этой профессией. Многие были менеджерами, бухгалтерами, но в какой­то момент не захотели больше работать в офисе и решили попробовать себя в новом деле. Сложностью, по словам организаторов бизнеса, было найти не просто профессионального водителя­женщину, а человека, разделяющего подход к делу, вписывающегося в коллектив.

Мужчины­водители получают отказ в приеме на работу еще на стадии резюме. Просто потому, что они не вписываются в концепцию.

«Но мы не воинствующие феминистки, – утверждает генеральный директор женского такси. – На другие не водительские и не диспетчерские вакансии мы возьмем мужчин, если они составят достойную конкуренцию женщинам. Исполнительный директор и партнер по бизнесу, например, мужчина. Пока единственный. В основном он решает технические вопросы, сложные вопросы взаимодействия с деловым миром, с коллегами­таксистами. Вся остальная мужская работа у нас на договорной основе: автосервис, мойка и проч.

Мы не против мужчин­пассажиров, но возьмем их на борт, если они будут сопровождать женщину или маленького ребенка. А вот женщина­водитель – это вопрос принципиальный и неизменный».

Женщине в бизнесе место есть

Сегодня основными задачами развития бизнеса являются поиск новых клиентов, улучшение качества и расширение спектра транспортных услуг.

— Мы не можем расширить клиентскую базу за счет перевозки мужчин, это было бы, наверное, простым выходом в решении финансовых задач, но разрушило бы саму идею, поэтому приходится все время «креативить»: придумывать скидки, подарки, акции, новые предложения для клиенток, – говорит Любовь Кирилловская.

Отношение к женскому такси со стороны официальных таксистских служб терпимое. В основном потому, что женское такси взяло на себя хотя бы часть сложных клиентов: женщин и детей, с их болтовней, слезами, капризами, при которых ни покурить, ни шансон послушать. Поэтому битв за пассажиров с официальными службами такси нет. Как говорят коллеги по рынку, легче перевезти четыре нетрезвых мужских тела, чем одну мамашу с ребенком.

— Мы все еще развивающаяся компания, и у нас много планов, задач, требующих решения. Часто генеральному директору приходится контролировать все: от наличия канцелярии в офисе, до графика работы водителей. Главные качества руководителя, по­моему, это терпение и терпимость. Человеческий фактор важен всегда, и нужно уметь находить подход к людям, к собственным сотрудникам. Нужно всегда помнить, что и сам когда­то был наемным работником и что­то тебе не нравилось в твоем руководстве. Сложно, но нужно соблюсти эту грань между интересами людей и интересами компании. Не допустить расхлябанности. Все­таки все создавалось и работает не как благотворительная организация, а как средство зарабатывания денег. Я поняла, что женщине в бизнесе место есть и всегда есть к чему стремиться, – подчеркивает

Любовь Кирилловская.