Роботы и менеджеры – они уже среди нас. Взгляд в будущее

Источник: Секретарское дело

Филипп Кульпин

Как правило, в фантастических фильмах зритель видит разумных, человекоподобных и недружелюбно настроенных роботов, стремящихся поработить весь род Homo sapiens. Отчасти здесь есть отражение реальности – эти «механизмы с шестеренками» уже среди нас. Сегодня роботы тесно входят в нашу жизнь – они выполняют всю скучную и грязную работу, их компьютерный мозг перерабатывает куда больше информации, нежели человеческий, и вообще считается, что они очень удобны в использовании.

Конечно, возникает множество вопросов относительно возможностей роботов, но одно известно точно: рано или поздно они вытеснят человека из какой­либо сферы деятельности.

Но есть и оборотная сторона медали. Если рассматривать вопрос фигурально, то сам человек превращается в робота. Как так? По мнению психологов, оценки современного человека по поводу морали, обыденности и различных жизненных ценностей слишком «расчетливы» и в них отсутствует «духовное» начало. Особенно это выражено в корпоративной среде: поступки и действия многих менеджеров «автоматизированы», карьерный взлет менеджеров порой происходит на автопилоте. И эта «механическая серость» все плотнее закрывает проблески лучей привычных человеческих чувств и поступков.

Менеджер и робот. Что же это такое? Является ли робот логическим и эволюционным продолжением деятельности человека или же это просто грубая и несправедливая «замена»? И где вообще применимы роботы? Или же роботы – это мы сами? Это наш новый образ жизни, который навязывает современный мир?

  «Я – робот здесь, я – робот там. Никому работать я не дам»

Пока, конечно, известно мало примеров того, где робот действительно лишал бы человека его рабочего места. Создавая роботов, разработчики брали на вооружение следующую мысль: «лень – это двигатель прогресса». Роботы как раз в состоянии заделывать эти «ленивые» дыры прочной кладкой и избавлять человека от ненужного ему труда. Иными словами, вся серая и неинтересная работа должна доставаться только роботам, так как они изначально не несут в себе эмоциональных переживаний, у роботов отсутствует понятие утомляемости, их не надо кормить и выплачивать им заработную плату. Для организации это очень выгодное приобретение. В то время как обычный менеджер может сорваться, заболеть, сказать не то, что нужно, клиенту, робот будет работать как
часы – надо лишь вовремя менять батарейки.

На наши вопросы отвечает Маргарита Фельд, PR­менеджер коммуникационного агентства «Полезные связи».

 Каким, по Вашему мнению, может быть робот на работе?

— Я выделяю таких роботов, существует множество порталов в Интернете: Public, Integrum, Factiva – они облегчают работу PR­менеджерам. Конечно, все это платно, но роботы собирают весь материал, ими просматривается СМИ, вся печать. Для этого достаточно вбить запрос, и роботы выдают всю вкладку по мониторингам. С одной стороны, это очень облегчает работу, так как не надо «рыться» в Интернете, потому что это адский труд.

 Существуют, например, японские роботы – консультанты. Некоторые считают, что роботы рано или поздно отнимут работу у человека. Как Вы относитесь к этой идее?

— Если это не сделают роботы, то сам человек скоро станет роботом. Сейчас некоторые работодатели и руководители требуют слишком многого от сотрудников, работодателей не удивляет тот факт, что человек, предположим, знает 4 языка. Работодатели, не обратив на это внимания, все равно спросят: «А вы знаете такой­то язык?» После этого думаешь: «Да, я сейчас возьму флешку и загружу в свой мозг все нужные данные».

 То есть Вы также понимаете это как «слишком высокие требования» к работникам? Словно они механические и в состоянии справиться с этим?

— Именно.

 А кто такой для Вас человек­робот?

— Японские рабочие. (Смеется.) Вообще, я считаю, менеджер­робот – это тот, кто работает по 12 часов в сутки, у него горит мобильный телефон, даже когда он выключен, постоянно приходят письма на электронную почту. При этом ты должен держать все в голове, у тебя 300 встреч в неделю. Надо действовать безошибочно, к тому же у тебя нет никакой личной жизни. Получается, что некоторые умные люди, которые так работают, тратят свой заряд вхолостую.

 Что для Вас значит «тратить заряд вхолостую»?

— Вообще я сторонница идеи, что человек должен продолжить свой род, должен любить и у человека должна быть семья. Сидеть только на одной работе и не думать об этом (а главное еще – действовать) – это зря тратить свое время. Но, к сожалению, у некоторых просто нет времени на семью. И это очень огорчает.

Также существует грубый пример робота – автоответчик. Зачем нужно сажать операторов по «мелочам», когда достаточно записать голос и создать понятный для клиента путеводитель? И вряд ли кто­то из сотрудников будет против этого, так как для многих «работа на телефоне» не является рентабельной и интересной.

Конечно, этот случай самый простой, и вряд ли он станет причиной какого­либо конфликта. Другое дело, когда уже затрагиваются актуальные профессии. В Америке недавно создали робота­юриста, который знает абсолютно все законы. Единственный недостаток этого робота, что он не может пока быть адвокатом (акцент на слово пока сделали сами ученые). Если развитие робота пойдет дальше, то, вполне вероятно, возникнут проблемы глобального уровня. Кому из целеустремленных юристов понравится робот, выступающий на заседании суда? Никому. Данная ситуация как раз будет иметь характер «замены». Но пока, к счастью, до этого еще далеко.

То будущее о роботах, которое прогнозируют ученые, воспринимается человеком двояко: с одной стороны, все это выглядит вдохновленно – у всех просыпается интерес к чему­то новому, но с другой – присутствует страх перед неизвестным. Сейчас в голове менеджеров (не важно, какого звена) не может уложиться мысль о том, что когда­нибудь в их офисах появятся роботы­консультанты или роботы­администраторы. Какая от этого будет польза? Во­первых, материальная. Роботы, как уже было отмечено выше, не нуждаются в заработной плате – на них можно сэкономить. Максимум, за что придется платить, это за продление срока гарантии и за «батарейки» (в данном случае может быть и работа от сети). Во­вторых, организационная. Объем информации, с которой работает робот, в несколько раз больше той, с которой работает простой менеджер; переработка информации осуществляется намного быстрее, отсутствует «беспорядок на столе», документы не нужно искать, т. к. все это хранится в памяти робота, и так далее. В­третьих, мотивационная или психологическая. Преимущество «механического персонала» (назовем это так) заключается, прежде всего, в его психической стабильности. Слово «психика» довольно плохо ассоциируется с роботами, но здесь она приведена не зря. Мотивация сотрудника напрямую зависит от его настроения, которое, в свою очередь, зависит от социальных, эмоциональных факторов и т. д.

Если в корабле «потребностей» менеджера есть хоть одна дыра, то порой это может отражаться не только на работоспособности и отношении с другими людьми, но и на общем «настроении» всей организации. Любой неправильный кусок мозаики может испортить общую картину. Важный «психический» вопрос, который здесь возникает, – вопрос комфорта. Вряд ли руководителю понравится секретарь с бледным лицом, синяками под глазами (даже несмотря на то, что у нее/него могут быть серьезные проблемы в жизни), и особенно, если он перестал четко выполнять свою работу. Два, три дня терпения, а потом в бой могут пойти насмешки,недовольство и т. п. Если у руководителей в будущем появится возможность приобрести себе совершенного робота­помощника, то, скорее всего, они сразу же сделают эту покупку. Можно задаться вопросом: «А как же живое общение и т. п.?» Руководителю, если он озабочен такими проблемами, вряд ли нужен помощник для разговоров. Робот будет всегда стабилен – нет проблем с мотивацией, и работа идет в нужном направлении.

Организацию, прежде всего, интересует материальная выгода. Роботы, которые в состоянии выполнять приведенные выше обязанности, смогут оттеснить человека с некоторых должностей, так как «механический труд» будет стоить намного дешевле.

Известно, что сегодня, помимо «организационного» опыта, в менеджере ценится способность к генерации идей. Робот вряд ли сможет обладать данной особенностью в самом ближайшем будущем.

Рассказывает Маргарита Фельд.

 Чем все­таки отличается человек от робота?
— Во­первых, робот не может создать идею. Например, конструктор – это человек с идеей, а те люди, которые стоят конвейером и что­то крутят, – роботы. Не каждый может быть конструктором. Правда, к сожалению, сейчас невозможно уже создать что­то новое – все уже придумано. И поэтому требования к работникам, способным создавать идею, возросли как никогда. Скоро креативщики станут своего рода гениями. Они будут цениться на вес золота.

 Какие Вы можете дать советы, чтобы не стать «человеком­роботом»?

— Самое главное – надо любить себя. Сейчас некоторые люди гонятся только за деньгами и совершенно забывают о близких людях и о своем здоровье. Почему бы просто не отработать свои деньги, а не стараться еще взять сверх меры? Есть, конечно, фанаты своей работы, но, как мне кажется, они когда­нибудь все­таки оторвут голову от компьютера и спросят себя: «А зачем я это делаю?» Чтобы такого не произошло, лучше об этом задумываться уже сейчас и стараться анализировать свои поступки и поведение. И не забывать о близких людях.

Идея – это мысль, которая формируется из «спонтанных» факторов. Человек не в состоянии сгруппировать их, и поэтому идея не может печататься крупным тиражом. Каждая идея уникальна.

У робота все действия запрограммированы, и они основываются на логичных факторах, на опыте самого человека. В действиях робота просто по определению не может быть «случайностей».

В будущем, вполне возможно, в сотрудниках будут ценить лишь их креативное мышление. И только это. Так как вся «документальная» работа перейдет в холодные и железные руки робота. Но здесь встает вопрос о том, все ли люди смогут обладать креативным мышлением? Скорее всего, нет. Поэтому получится сценарий голливудского фильма – роботы будут работать на человека, обеспечивать его пенсию и пособие по безработице.

А «креативные» менеджеры смогут полноценно работать, так как будут отвечать основным требованиям предполагаемого будущего. Как следствие, это приведет к резонансу в корпоративной среде: изменится деловой этикет, корпоративная культура, коммуникации, ведение переговоров – абсолютно все. Некоторые проблемы исчезнут вовсе, но появятся новые. Главная из них, по прогнозам специалистов, будет заключаться в неспособности самореализации человека, даже в самой малой. Если родиться среди роботов, которые все делают за человека, то это будет напоминать кастовую систему – кем родился, тем и останешься. Только, как правило, сегодня это особенность нации, а в будущем это «болезнь» общества из­за отсутствия работы.

Кто бы что ни говорил, но человек обладает огромным потенциалом к работе, и неважно, к какой, будь она документальная или креативная. Сегодня человек научился воспринимать большой объем информации, и, пожалуй, это является его главным достижением. Но за все, как известно, приходится платить, и цена в данном случае довольно высока. Из­за того что изначальный объем информации, с которой необходимо работать, вырос в разы, от менеджеров сегодня требуют более высокой отчетности и способности к грамотному ранжированию. Естественно, возрастает эффективность работы, профессиональные навыки менеджера также растут, а в дальнейшем он сможет передать свои накопленные знания персоналу. Но при этом «слишком нагруженная» работа создает психологические проблемы у менеджера, возникает так называемый информационный стресс. Его симптомы идентичны симптомам обычного стресса – причина в постоянно возрастающем количестве дел и «холодной» систематизации всего корпоративного процесса.

У менеджеров это входит в привычку, и в дальнейшем им становится все труднее находить время для отдыха.
Руководители практически не заинтересованы в решении данной проблемы, так как прибыль благодаря таким менеджерам в организации растет, а психологические трудности, которые возникают в дальнейшем, являются вторичным делом. Поэтому сегодня существует новый тип менеджера – «фанатичный работник». Этим явно страдает японский корпоративный мир (парадокс: в Японии создают роботов, и в то же время менеджер в этой стране ведет себя как робот).

Глядя на такого работника, в первую очередь замечаешь «автоматизм» его действий. При выполнении одних и тех же обязанностей у человека вырабатывается определенная манера поведения, он становится замкнутым (весь в работе), отвлеченных разговоров уже не воспринимает, беспрекословно выполняет приказы начальства, как военный; характер хладнокровный, даже в чем­то циничный. Казалось бы, в чем тогда проблема? Это же терминатор на работе! Дело здесь состоит в следующем: атмосфера, которая возникает на работе среди таких сотрудников, напоминает натянутую тетиву – в любой момент может вылететь стрела, и она обязательно кого­нибудь поразит. Если у японцев все это происходит на уровне национальной идеи, то в Европе, и тем более в России, такие работники воспринимаются как «потерянные» люди. Еще, конечно, остаются те менеджеры, которые в состоянии разнообразить свою жизнь, в том числе и на работе, но, столкнувшись с «другими», между сторонами может возникнуть некоторое недопонимание. Если такое происходит даже в корпоративной среде, то получается, что механические роботы должны спасти человека от его «падения». Когда появятся «механизмы» – не будет стрессов, неинтересной работы, и каждый сможет посвятить себя любимому делу.

Сейчас пока до совершенных роботов – как пешком до Китая. Но различные специалисты в области управления человеческим потенциалом и мотивацией пытаются уже сейчас разобраться с проблемой «менеджера­робота». Они заявляют, что в последнее время возросла актуальность такой сферы, как тайм­менеджмент, которая учит создавать более гибкий и интересный график работы. Также появились тренинги, где обучают персонал неформальной беседе: как заговорить, что говорить и т. п.

В какой­то степени все это позволит минимизировать количество последствий и снизить уровень «отрешенности» менеджеров. Но, к сожалению, данные методы не всех смогут научить грамотной жизни. Поэтому остается только ждать, когда все дойдет до критической отметки.

Безусловно, все вышесказанное – фантастический сценарий нашего будущего, который прогнозируют некоторые футурологи. Обычно их суждения воспринимаются с иронией. Но если вспомнить Жюля Верна, и такие истории рано или поздно тоже становятся реальностью. Просто мы еще не готовы. К такому
будущему.

Уважаемые читатели!

Будем очень Вам признательны, если Вы пришлете СВОЕ видение проблемы в свободной форме, ответив на вопрос: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ РОБОТ – ПОМОЩНИК РУКОВОДИТЕЛЯ? 
ВСЕ письма после редактуры мы обещаем напечатать в журнале
и полностью на сайте журнала. Пишите на адрес  7447273@bk.ru