В ПОИСКАХ невидимого компромисса

Помощник генерального директора компании «Флорист.ру» (служба доставки цветов по всему миру) Вера Щербинка

Как найти общий язык с новым боссом? Что делать, если нормально работать с новым начальником не получается?

— Все зависит от конкретной ситуации. Вообще, существует очень правильное, по-моему, высказывание: «Делай что должно, и будь что будет». Нужно добросовестно выполнять свои должностные обязанности, и любой нормальный руководитель обязательно это оценит. Я всегда считала, считаю и буду считать, что главное на работе – это сама работа, все остальное вторично. Если же, несмотря на все ваши усилия, сработаться с новым руководителем все же никак не получается, вы постоянно чувствуете его предвзятое отношение, то, мне кажется, вы просто должны сделать свой выбор: а нужна ли вам вообще эта работа? Хорошие специалисты всегда востребованы, но подумайте, а являетесь ли вы объективно таким работником?

Может быть, вы просто не в полной мере справляетесь со своими обязанностями и требования вашего руководителя вполне разумны? Я еще раз хочу повторить, единого универсального ответа в этой ситуации существовать просто не может. Больше думайте, меньше идите на поводу у своих эмоций (что, конечно, совсем не просто), и, скорее всего, вы сможете сделать правильный выбор.

А если новый босс – страшный тиран и угнетатель? Деньги и власть портят людей… Как поставить его «на место»? И стоит ли? Возможно, проще смиренно выслушать «начальственный бред»?

— Мне приходилось слышать довольно много разных историй про «тиранов и угнетателей», и, честно говоря, они меня уже несколько стали утомлять. Страшные тираны и угнетатели, конечно, существуют в природе, но их не так уж и много. У каждого руководителя, как и у любого человека (раскрою страшный секрет: руководители тоже люди), существуют свои положительные и отрицательные черты характера. Старайтесь относиться к людям позитивно, акцентируйте свое внимание именно на положительных чертах. Ведь в конечном счете если вы хорошо относитесь к человеку, то, как правило, он отвечает вам взаимностью.

Будьте доброжелательны, хорошо работайте, и очень может быть, что тиран и угнетатель вскоре превратится в милейшего человека. Главная ошибка, которая в этой ситуации может быть, – сразу идти на конфликт, грубо и прямолинейно отстаивать свою позицию. Своего начальника вы точно не сможете «поставить на место», а работать в атмосфере постоянного негатива – занятие не из самых приятных. Будьте психологом – это качество для секретаря должно быть профессиональным.

Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом... серийного убийцы. Только один получает наслаждение, проливая реки крови, а другой – жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день, терзая своих подчиненных. Что делать, если новоиспеченный босс относится именно к их числу?

— Это мне напоминает «британские ученые установили...». Серийный убийца и любой начальник – типажи, на мой взгляд, практически полностью противоположные. Руководитель, у которого есть свой секретарь, – это успешный, состоявшийся в жизни человек, в отличие от любого маньяка, обладающего острым комплексом неполноценности, неспособного самореализоваться в силу своих психических отклонений. Поэтому давайте не будем обижать наших дорогих боссов, никакие они не маньяки, а замечательные, милые люди – наши кормильцы и поильцы! Может, я говорю слишком утрированно, но настойчиво хочу донести свою мысль до всех читателей: давайте учиться позитивно относиться к окружающей нас действительности. Маловероятно, что ваш руководитель специально хочет мучить вас, ему это абсолютно ни к чему. Он хочет, чтобы вы нормально работали. Делать это или нет – выбор за вами. Конечно, попадаются и клинические персонажи, но, к счастью, их немного, и работать у них совсем необязательно.

Как поступить, когда вы попали «под горячую руку»? Возможно, легче сразу заявить, что с новым боссом вам «не по пути»? А может, покорно пасть на колени, посыпав голову пеплом?

— Как всегда, истина находится где-то посередине. Разумный компромисс – лучшее решение в любой ситуации. Ваш босс проявил излишнюю эмоциональность? Как это выражено? Мы все не роботы и иногда можем позволить себе лишнее. Нужно всегда помнить, что быть начальником совсем непросто. Высокий уровень ответственности, большая цена ошибки предельная интенсивность работы – все это не проходит бесследно, и накопившийся негатив выплескивается через эмоциональные взрывы. Другое дело,если начальник переходит некую грань, нанося своему подчиненному психологические травмы.

Ни в коем случае не нужно быть мазохистом и постоянно терпеть унижения, в такой ситуации выход один: написать заявление об уходе и, стиснув зубы, отработать положенные две недели.

Но просто повышенные тона и не совсем литературная лексика, конечно, не повод расставаться с компанией.

Как принести «плохую весть»? А может, лучше промолчать?.. Или вводить «инъекции правды» постепенно, пользуясь неопытностью нового шефа?

— За плохие вести в наше время, в отличие от античного мира, уже давно не казнят. Я твердо убеждена, необходимую информацию от своего руководителя скрывать нельзя. Утаив что-то один раз, вы обязательно будете пользоваться такой тактикой и в дальнейшем. Это замкнутый круг, из которого вы потом уже не выберетесь. Доносить до босса всю информацию – это ваша непосредственная профессиональная обязанность, и не надо здесь размышлять на тему «может, это пока не говорить», уподобляясь недобросовестным сотрудникам.

Как говорил персонаж одного известного фильма: «Сила в правде!»

Босс-новичок постоянно смотрит «не в ту сторону» – как истинный Дон Кихот готов бороться с «ветряными мельницами», но основных проблем, требующих безотлагательного решения, будто бы не замечает… Как навести его на «путь истинный»?.. Возможно, стать преданным «Санчо Панса» будет правильнее...

— Как Вы думаете, почему именно этого человека назначили на его должность, а не Вас, например? Вряд ли тут все дело в звездах, гороскопе и т. д. Высшее руководство решило, что этот человек вполне компетентен для своей работы и сомневаться в его мудрости нет никаких оснований. Пусть каждый занимается своим делом. Новый руководитель вполне способен во всем разобраться сам, а вы ему лишь чуть-чуть поможете.

А если Вы умнее нового босса? Ведь если посудить, в компании Вы работаете дольше, сотрудников знаете лучше, да и специфика компании понятна Вам куда лучше его…

— О, это чрезвычайно ошибочное мнение!

Совершенно неважно, кто кого умнее и кто где сколько проработал. У вас свои должностные обязанности, у него – свои. А если вы будете учить своего начальника его работе, у него обязательно сложится мнение, что у вас слишком мало своих дел. И даже не сомневайтесь, он найдет, чем вас загрузить.

Я вспоминаю случай, о котором мне рассказала знакомая. В одной компании работала очень пожилая уборщица. Практически все сотрудники в компании, включая руководство, были молодыми людьми, и уборщица постоянно учила их жить и работать, обожала давать советы по бизнесу. К счастью, молодежь была очень тактичной и лишь вежливо улыбалась. Но далеко не везде встречаются такие толерантные люди, и слишком «умному» сотруднику вполне могут указать на дверь.

Что делать, если большинство сотрудников остались верны «канонам» прежнего руководства? «Синдром преданности». Как с ним бороться? И стоит ли?

— Довольно сложный вопрос. Нет ничего странного в том, что люди привыкли к прежнему руководителю, его стилю работы. И конечно, «переориентация» сотрудников – важнейшая задача для нового руководителя, и вы обязательно должны ему в этом помочь. Но работать с коллективом и вам, и вашему руководителю нужно предельно деликатно. А вообще, в таком «синдроме преданности», помоему, нет ничего плохого. Наоборот, если коллектив предан своему руководству, своей компании, это замечательно и всегда отражается на результатах работы. Очень показателен в данном отношении пример Японии, где большинство сотрудников по-настоящему преданы своей компании, своим руководителям. И совсем не нужно пугаться тому, что коллектив так относится к своему прежнему руководителю. Со временем коллектив будет точно так же относиться и к новому, если, конечно, все делать правильно.

«Теперь все будет по-новому! И нет – не через месяц, а с завтрашнего дня!» Слишком быстрые реформы нового босса… Как объяснить персоналу, что нужно «подсуетиться»? А может, с этим нужно бороться?

— Я считаю, что бороться с новым боссом совсем не нужно. Нужно научиться с ним работать. В компаниях, где одни сотрудники постоянно «воюют» с другими, дела, как правило, весьма плачевны. Коллектив – это единая и в идеале дружная команда, работающая над решением общих задач. Но, конечно, ничто не мешает вам высказывать свое мнение, наоборот, вы должны это делать, помогая своему шефу. Вполне понятно, что у нового руководителя множество планов и миллиард идей, которые руководитель как можно скорее будет пытаться воплотить в жизнь, и в том числе ваша задача донести их до всех сотрудников.

В заключение я хочу сказать об отличительной черте хорошей компании. В такой компании сотрудники всегда говорят «мы», «у нас», а не «здесь» или «в такой-то фирме». И я желаю всем работать в хороших компаниях, ведь именно на работе мы проводим значительную часть своей жизни, и очень важно, чтобы работа создавала не стресс, а хорошее настроение и психологический комфорт.