«Выразительно посмотреть на нового босса?»

Источник: Секретарское дело

Дмитрий Кристофор

Новичок в корпоративной иерархии: сложности взаимодействия и перспективы разрешения проблем

Как найти общий язык с новым боссом? Что делать, если нормально работать с новым начальником не получается?

— Прежде всего, следует разобраться в том, каковыми должны быть критерии «ненормальной работы», а также выяснить природу разногласий между подчиненным и начальником. «Ненормальность» работы может быть выражена в нескольких проекциях. Во­первых, это может быть невыполнение поставленных перед сотрудником задач. Во­вторых, это может быть ощущение некоего дискомфорта в работе со стороны сотрудника, отсутствие прежней системности в принятии решений и уверенности в правильности собственных действий. В­третьих, у сотрудника может пропасть мотивация и работа как таковая попросту встанет. Далее – в чем может выражаться отсутствие «общего языка»? Первый вариант: подчиненного не устраивают чисто психологическая обстановка при вынесении тех или иных решений. Он чувствует давление со стороны начальства, он чувствует излишнюю грубость тона и нелицеприятность формулировок. Второй вариант: подчиненный, получая, на первый взгляд, вполне внятные и корректные инструкции, находит, что они какие­то несуразные по содержанию, и отказывается их выполнять, будучи уверенным, что он выполняет, по его мнению, бесполезную работу или, как вариант, работу, не достойную его или оплачиваемую слишком низко.

Но самым сложным обстоятельством в разрешении возникших проблем является ответ на такой вопрос: вызвано ли отсутствие «общего языка» объективно некорректными действиями со стороны начальства или же подчиненный в силу личностных характеристик попросту не может совместить приказы начальства со своими внутренними установками, своими возможностями, своими приоритетами? В том случае если проблема лежит «на стороне» подчиненного, это легко определить в сравнении с взаимоотношениями начальства и коллег в аналогичной должности: если подчиненный является по факту слишком светлоокрашенной «вороной» – то варианта решения проблемы может быть два. Первый: пересилить себя и подстроиться под начальство, и второй: сменить место работы. Здесь все просто и понятно. А что если объективно не прав начальник? В данном случае логичнее всего будет придержаться концепции «критической точки». Это значит, что подчиненному следует установить для себя некую «планку терпимости», в рамках которой он сможет выдерживать давление со стороны босса. Эта планка должна быть как можно более высокой, так как начальник априори поставлен командовать тобой и имеет номинальную власть, надо быть готовым к тому, чтобы время от времени выполнять даже самые чудные «повеления властителя». Притом в качестве краеугольного принципа в рамках корпоративной этики нормально функционирующей компании должна выступать линейная иерархия. А это значит, что в компетенции подчиненного находится во всех случаях меньшее количество полномочий по сравнению с соответствующим показателем у начальства. Следовательно, наилучшим способом нахождения «общего языка», вне зависимости от иных свойств ситуации, будет четкое выполнение своей функции. Проще говоря, надо работать и выполнять актуальные задачи, стараясь не концентрировать внимание на условиях.

«Ваша цель получить похвалу? Вы, по всей вероятности, ее получите, если будете достаточно упорно работать. Но не удивляйтесь и не расстраивайтесь, когда какой­то парень, который просто вышел вперед и сделал то, что посчитал нужным, не думая о почестях, сможет повесить себе на грудь больше медалей, чем вы, при всем вашем стремлении, и при этом заберет ваши медали», – высказался однажды Брюс Бартон. Когда подчиненный задумывается о проблемах в общении с начальством, он фактически «думает о почестях». А надо бы почаще пробовать себя в роли «другого» парня.

Полный текст читайте в печатной версии журнала