Кушать подано, или Садитесь жрать, пожалуйста

Источник: Секретарское дело

Иванка Бикеева

В переговорном процессе важна каждая мелочь. Об одной такой, казалось бы, «мелочи» рассказывает Ника Круглоковская, специалист по деловому этикету компании VivАсtiv. Речь пойдет о… еде.Деловой этикет предполагает, что во время переговоров подают чай, кофе или минеральную воду. Причем возможно как подать это к столу в начале переговоров, так и устроить кофе­брейк в определенное или удобное для вас время. Почему в удобное время? А потому что во время кофе­брейка не полагается говорить о делах, т. е. это возможность вашему руководству взять паузу, обдумать свою или чужую позицию, найти новые аргументы для спора и т. д.

Напитки

Если минеральная вода, то, конечно же, Perrier! В бизнес­сфере вода из этого источника, известного с античных времен, – символ благополучия и процветания компании. Конечно, можно использовать и другую минеральную воду, даже другого ценового сегмента, но она обязательно должна быть безупречного вкуса.

Если чай подается в чайнике, то глава принимающей стороны, как хозяин территории, должен сам разливать его гостям. Естественно, что многие руководители чувствуют себя в этой роли неудобно. Поэтому чай лучше подавать в чашках, конечно, с сахарницей и ложечкой. Если эмоциональная атмосфера на переговорах накалена, то можно подать зеленый чай, который успокоит разъяренные стороны.

Кофе идеально подойдет для затянувшихся переговоров, когда нужно освежить голову, поднять тонус. В традициях разных стран этот напиток готовят по­разному. Например, кофе а­ля рюс (кофе с лимоном) способен поднять эмоциональный фон на переговорах.

Когда угощать гостей

Деловой этикет рекомендует предлагать гостям чай или кофе в следующих ситуациях:

  • перед началом деловой встречи в комнате переговоров;
  • в середине продолжительной беседы, через 1–1,5 часа после первого угощения;
  • в перерывах на переговорах.

Вы можете договориться с руководителем об определенной системе знаков во время объявления перерыва на переговорах, что именно подать в данную минуту. Но хороший помощник руководителя, присутствующий на переговорах, сам заметит, когда нужно предложить зеленый чай, а когда кофе с лимоном.

Типичные ошибки

1. При приеме делегации досадной оплошностью будет перепутать, какой гость что заказал. Чтобы избежать недоразумений, целесообразно записать пожелания в блокнот.

2. Деловой этикет в отличие от светского этикета ориентирован на статус участников общения. По этой причине недопустимо перепутать порядок обслуживания гостей. Сначала необходимо подать угощение старшему по статусу гостю и своему руководителю. Затем всем женщинам со стороны гостей, всем мужчинам со стороны гостей. После этого в таком же порядке необходимо обслужить сотрудников своей компании.

3. Пакетированный чай может быть подан гостям, если каждый мешочек с чаем упакован в отдельный пакетик. При этом каждый гость самостоятельно вскрывает пакетик, снимает обертку и кладет пакетик в свою чашку. Пожалуй, самая распространенная ошибка при подаче пакетированного
чая – отсутствие на столе специального сосуда, предназначенного для вынутых из чашек пакетиков. В этом случае гость может испачкать свой костюм и документы, лежащие поблизости.

4. Часто встречается такой неверный прием сервировки, как подача чашки с блюдцем, когда между чашкой и блюдцем лежит салфетка. Правильный вариант: расположить салфетку в виде треугольника на столе рядом с чашкой, если на столе нет салфетницы.

5. Нарушение последовательности уборки стола после завершения чайной или кофейной церемонии также является ошибкой. Сначала принято убирать использованную посуду и приборы, а затем все остальное. Нельзя уносить на одном подносе использованную посуду и салфетки, сахар и конфеты.

Выбор

Если предпочтения приглашенной стороны известны заранее, то можно подавать напитки, не интересуясь у гостей, что они желают. Если же, наоборот, предпочтения не ясны, то стоит спросить, что гости хотят. К напиткам подается легкая закуска, этикет диктует следующее правило: закуска не должна пачкать руки и рот. Возможно: печенье, конфеты, канапе, маленькие пирожные (на один укус). При этом галантный хозяин учтет религиозные и мировоззренческие взгляды гостей. Так, нельзя подавать евреям некошерную пищу, вегетарианцам – бутерброды с мясом, а мусульманам во время Рамадана (поста, когда запрещается прием пищи до заката солнца) вообще лучше не предлагать никакую еду. Между тем гостям на выбор должны быть представлены 2–3 различных блюда.

Маленькие хитрости

Будьте осторожны и примите на вооружение! Жирная пища отвлекает от интеллектуального процесса, заставляя организм концентрироваться на переваривании еды. От этого человек становится равнодушным и менее требовательным. Жирная закуска (блины, канапе с жирной начинкой) могут использоваться в целях воздействия на одну из сторон переговоров. Если вы попали в такую ситуацию, то не погрешите против этикета, если откажетесь от закуски, сказав дежурный комплимент: «Как все прекрасно оформлено!» – и сославшись на отсутствие аппетита. Если вы хозяин положения и хотите воздействовать на своих гостей, при этом оставаясь в тонусе, можете попробовать одну из закусок и остановиться.

Углеводы же, наоборот, способствуют умственной деятельности, поэтому сами лучше ешьте сладкое, при его отсутствии кладите больше сахара в чай или кофе. Если вы хотите поднять эмоциональный фон – предложите фрукты, желательно цитрусовые: апельсины, мандарины, грейпфруты, помело. Но если вы знаете, что среди приглашенных кто­то страдает аллергией, предложение цитрусовых будет грубой ошибкой.

Кто ест

В трапезе участвуют все, кто сидит за столом переговоров. Исключения – переводчики и уже вымирающие сейчас стенографисты, потому что их работа продолжается и во время кофе­брейка. Представьте себе иностранцев, желающих с вами пообщаться, в то время как переводчик набивает рот!

Деловой обед и ужин

Часто, а в некоторых культурных традициях всегда переговоры проводятся во время делового ужина или обеда. Отличие второго от первого заключается не во времени проведения, а в том, что в обед не подается спиртное, да и на ужин возможно подать лишь легкое вино. Российских бизнесменов во время подобных мероприятий может смутить выбор блюд. К сожалению, до сих пор многие наши соотечественники не умеют правильно обращаться, например, с теми же устрицами или улитками. Это может быть использовано как средство давления на гостя. Когда хозяин элегантно взламывает панцири, а гость робко ковыряет ножом в своей тарелке, он, естественно, почувствует превосходство хозяина. Деловой обед – важная часть деловых переговоров, от которой очень часто зависит результат сделки. Это прекрасная возможность для вас и вашего партнера узнать друг друга лучше. Этикет делового обеда распространяется не только на обеды с клиентами и партнерами, но и на официальные торжества в офисе с коллегами, и на обеды с боссом, если вы его сопровождаете. Худшей и нелепой оплошностью, которую можно допустить на деловом обеде, является несоблюдение делового этикета по незнанию и невежеству. Чтобы не случилось этого досадного недоразумения, ознакомьтесь с несложными правилами этикета делового обеда:

1. Сконцентрируйте все свои мысли на деловой стороне обеда и обратите все ваше внимание на партнеров. В противном случае у ваших партнеров может создаться впечатление, что они не интересны, и они почувствуют себя оскорбленными.

2. Во время делового обеда постарайтесь не спускать глаз с ваших партнеров. Рассеянное рассматривание комнаты производит впечатление, что вы в своих мыслях находитесь где­то в другом месте, и заставит ваших партнеров почувствовать себя лишними.

3. Избегайте пользоваться на деловом обеде мобильными телефонами и другими средствами связи. Желательно отключить их совсем до окончания обеда. Бесконечные громкие и тихие звонки, вибрация и попискивание в конце концов обязательно начнут раздражать ваших партнеров.

4. Отключив все средства связи, не следует доставать их, чтобы проверить входящие звонки и сообщения. Если вы ждете какого­либо важного звонка или сообщения, извинитесь и выйдите в другое помещение.

5. Если встречу назначили вы, оплачивать счет – ваша обязанность. И наоборот. Если вы гость – счет оплачивает пригласивший вас партнер. Если инициаторами делового обеда являются обе стороны – договориться о том, кто оплачивает счет, лучше сразу же после выбора места встречи, определения даты и точного времени. Выяснения по поводу того, кто оплачивает счет, после окончания обеда – показатель непрофессионализма и незнания делового этикета.

6. При заказе блюд для делового обеда обязательно поинтересуйтесь вкусами и предпочтениями противоположной стороны.

7. Прежде чем начать есть, не забудьте расстелить салфетку у себя на коленях. Если салфетка упала, не наклоняйтесь, чтобы поднять ее. Позовите официанта и попросите принести вам новую салфетку.

8. Собираясь на деловой обед, ознакомьтесь с правилами общего этикета и поведения за столом. А именно: какими приборами следует пользоваться при употреблении определенных блюд. Пользуясь одновременно несколькими приборами, не следует греметь и стучать ими один об другой или о тарелку.

Курение

Есть расхожая цитата Сталина о том, что его неизменная трубка не раз помогала ему выиграть время на раздумья во время напряженных переговоров с союзниками. Но сейчас деловой этикет не позволяет курить в присутствии некурящих партнеров. Если же вы сами не курите, а ваши гости спрашивают разрешения на перекур, корректно сказать, что место для курения расположено там­то и там­то. Конечно, в таком случае курение можно рассматривать как возможность взять паузу в переговорах, т. е. по методу Сталина.

Все флаги в гости

Полезно знать некоторые особенности отношения к еде во время деловых переговоров в культурах разных стран. Конечно, если компании позиционируют себя как европейские, они сами будут придерживаться правил делового этикета Запада. Но есть компании, которые культивируют свои исторические корни и традиции своей нации. Так, казахи, чтущие связь с родиной, предпочитают чай с молоком и обилие восточных сладостей в кофе­брейках. Остановимся подробно на некоторых странах.

Полный текст читайте в печатной версии журнала