Опасный синдром, или Почему «летают» сотрудники?

Источник: Секретарское дело

Анна Сардарян

Организационные психологи называют синдром propensity to change jobs (склонность к частой перемене мест работы) болезнью современного века. Так или иначе, но из­за подобного недуга компания теряет внушительные суммы. Что заставляет сотрудников, едва устроившихся на работу, начинать подыскивать себе новое место под солнцем? И что думают о подобной проблеме топ­менеджеры российских компаний?

Портрет «перелетной птицы»

«Чтобы заработать себе «летучий» статус, нужно менять работу чаще чем раз в полгода, – поясняет Геннадий Нагорнов, директор по развитию рекламного агентства «Позитив­Медиа». – Однако кандидат может сменить, к примеру, 3–5 компаний в юном возрасте, проработав по 2–3 месяца в каждой, а после тридцати трудиться в одной организации от года и больше. В этом случае я бы сказал, что человек был в поиске, что вполне естественно».

В компании «МИЭЛЬ – Загородная недвижимость» рассказывают, что до кризиса, например, было очень много молодых людей, которые, едва окончив вуз, требовали для себя неадекватно высокую зарплату и должность. Они не задерживались ни в одной компании и часто меняли места работы.

«Есть и осознанные летуны, – говорит Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ – Загородная недвижимость». – Они не привержены корпоративной культуре, у них нет установки на стабильную работу. Едва устроившись в одну компанию, они сразу же начинают искать следующее место».

Однако специалисты предостерегают: относить к подобным сотрудникам абсолютно всех, кто часто меняет место работы, не стоит. Необходимо учитывать тот факт, что для таких категорий персонала, как антикризисные менеджеры, консультанты по стартап­проектам, бизнес­консультанты, дизайнеры, промоутеры, арт­директора ресторанов и клубов, частая перемена мест работы является нормой. Склонны часто менять работу и торговые консультанты, рекламные агенты, а также молодые сотрудники.

«Когда кандидат молод, ищет себя и свое призвание – это нормально, – уверен Геннадий Нагорнов. – Я сам через это прошел. Но когда после 25 лет продолжается подобная карусель, это наводит на мысли или о низкой компетенции специалиста, или о его специфическом характере».

Частая смена работы может говорить о непостоянстве кандидата, его неуживчивости в коллективе, безответственности, конфликтности, желании быстрой наживы и неумении четко, но уверенно идти к намеченной цели. А вот если человек проработал на одном месте более десяти лет, это также должно насторожить менеджера по подбору кадров. Если сотрудник, особенно молодой, целеустремлен, амбициозен, энергичен, он, скорее всего, будет менять работу как минимум раз в пять лет. Причем причиной смены места работы не всегда станет повышение жалования. Нередко это будет желание попробовать себя в новых должностях, проектах или в новом коллективе. Однако для некоторых из таких людей тяга к смене декораций переходит в настоящую болезнь.

«Кометы», звезды и «кузнечики»

Юлия Дудник, исполнительный директор дизайн­агентства Omnibus, выделяет два наиболее распространенных типа сотрудников, склонных часто менять место работы. К первой Юлия относит так называемые кометы –
молодых людей, недавно окончивших вузы и не имеющих серьезного опыта какой бы то ни было работы.

«Такие сотрудники напичканы нереальными стереотипами «о молодых да ранних» и несуществующими представлениями об идеальных местах работы, а также уровне заработной платы, которого они достойны, – комментирует Юлия Дудник. – Во многом эти представления сформированы ускорением темпа жизни, когда отсутствие постоянного роста в карьере создает ощущение, что ты отстаешь от жизни. Кроме того, это подогревается и многочисленными историями успеха двадцатилетних, изливающимися на молодого выпускника с экранов телевизора и глянцевых страниц журналов. Все это рождает убежденность, что необходимо стать успешным, пока ты еще молод».

Подобное желание быстрой самореализации толкает людей к частой смене мест работы. Люди не могут тратить несколько лет своей жизни на «оседлые» взаимоотношения, не сулящие ни быстрой славы, ни быстрых и значительных денег. Зачастую за плечами подобных молодых людей обучение в престижных вузах или модных учебных заведениях. И всех этих людей объединяет уверенность в необыкновенном потенциале, который им еще только предстоит реализовать. «Сотрудники­кометы» ориентируются на поиск работы в модных и известных компаниях, работать в которых престижно и которые оставляют в резюме красивый «шлейф».

Ко второй категории сотрудников­летунов Юлия Дудник относит людей, с одной стороны, выросших, но не повзрослевших, а с другой стороны, достигших потолка в собственном профессиональном развитии. Это сотрудники любого возраста, меняющие работу с наступлением или в ощущении приближения отчетного периода. Зачастую такие сотрудники покидают компанию, не закончив проект или закончив, но не дождавшись получения реальных показателей успешности проекта.

«Переходом с одной работы на другую такие сотрудники скрывают недостаточную эффективность выполнения ими своих обязанностей и страх ответственности, – говорит Юлия Дудник. – Если работа носит рутинный, не проектный характер, их срок работы заканчивается с окончанием времени адаптации в компании. Полагаю, что в основе поведения этой категории летунов – неуверенность в своих силах и сомнения в отношении соответствия занимаемой должности. Характерной чертой карьеры таких сотрудников является регулярная смена должностей «по горизонтали», когда новое место работы предполагает примерно тот же круг обязанностей, что и предыдущее».

«По моему мнению, причинами частой смены мест работы могут быть как обстоятельства личной жизни (поиск себя, необходимость в более высокой заработной плате), так и связанные с работой (добавление новых обязанностей, которые не оговаривались на собеседовании, нечистоплотность компании и т. п.), – добавляет Геннадий Нагорнов. – Но есть и так называемые кузнечики, которые меняют место работы без всяких причин. Это своего рода клептоманы. Они переходят из одной компании в другую просто потому, что им комфортно так жить».

Однако, как считают, в агентстве Omnibus, важно не спутать таких сотрудников с настоящими, но пока молодыми звездами. Их переходы из компании в компанию также стремительны, но карьерные перемещения имеют
положительно направленный вектор. Это всегда вертикально идущая карьера, где каждое новое место работы – переход на более ответственные должности и увеличивающийся масштаб порученных таким звездам проектов.

Полный текст читайте в печатной версии журнала