Может, шефу показать, в каких офисах можно работать?..

Источник: Секретарское дело

Дмитрий Красносельский

Продолжение.

Начало см. в № 2/2011

Ощутить себя в цветовом потоке больших воздушных битов и байтов (пусть простят нас ортодоксальные корифеи компьютерных систем за столь экзотическую интерпретацию привычных для них нулей и единиц) мы сможем в офисе Google, расположенном в Милане. Оригинальный дизайн предрасполагает к неподдельной креативности мышления. Идеям, как известно, свойственно постоянно витать где­то в воздухе. Почему бы в один прекрасный момент не ухватить одну из них за ниточку и не приручить? Попробуем предположить, что именно таким образом они и рождаются в миланском офисе Google, эти самые идеи, при помощи «креативных» шариков, обозначенных летящими в воздухе.

Сотрудники Мюнхенского представительства Google имеют удовольствие наблюдать предположительно в установленное для этого время, как с потолка на их рабочие столы капает мелкий дождик. С целью пресечения последствий выпадения осадков с потолка и избежания последующей коррозии офисной мебели дизайнеры мюнхенского офиса решились на радикальные меры – подвесили под потолок зонты и с довольными лицами, не боясь никаких несанкционированных в прямом смысле утечек, продолжают ответственно выполнять свою работу. В соседнем помещении строгий контроль за порядком осуществляет грозный, строгий, но в то же время симпатичный белый лев. На лицах сотрудников отражаются сосредоточенные мыслительные процессы с намеком на обнаружение серьезных открытий и генерацию неординарных идей, чему способствует строгий красный оттенок окружающих элементов интерьера. В расположенной неподалеку от этого «атриума мудрецов» обеденной комнате цветным шариковым идеям придан более приземленный статус.

Это вполне естественно: за обедом ничто не должно отвлекать человека от мыслей, связанных с подсчетом калорийности продуктов и сопоставления получаемых показателей с индивидуальным планом, согласованным с личным диетологом. Не исключено, что как только сотрудник завершит трапезу, то идеи осторожно последуют за ним на высоте бреющего полета, а по мере продвижения сотрудника в офис приобретут привычное положение, приближенное к потолку. Хотя если присмотреться получше, то технические характеристики округлых предметов интерьера весьма посредственно отражают ход нашей фантазии и предназначены они, скорее всего, для типового утилитарного использования – в качестве мест для сидения. Что ж, в таком случае нам остается надеяться, что их смысловое наполнение не пострадает в результате неумелых действий обедающих сотрудников.

Тем более что в офисе Google, который дислоцирован в Цюрихе, мы отчетливо наблюдаем использование круглых напольных приспособлений в рамках вполне штатного режима. Дизайнеры, конечно, могли бы расположить на входе нечто более оригинальное, чем привычные для нас шарообразные изделия, по той простой причине, что не каждый посетитель офиса сможет оправиться от впечатлений, которые он получит в том случае, если внезапно войдет в соседнюю офисную комнату. Без предварительной подготовки выдержать данное испытание будет нелегко. В этот раз обнаруженные в ходе нашей экспедиции устройства прямо ассоциируют нас с космосом и внеземными путешествиями. Остается только гадать, из каких таких первоисточников дизайнеры швейцарского офиса Google почерпнули столь креативные концепции. Аппараты, которые мы условно назовем «капсулы на снегу», вероятнее всего, предназначены для проведения специальных тренингов – по формированию у сотрудников способностей погружать себя без помощи компьютерных технологий в виртуальную реальность. Пройдя несколько метров по коридору, мы обнаружим аналог «капсул», правда расположены они на этот раз посреди березовой рощи, а по форме напоминают осиные гнезда. Наверно, в этот раз сотрудникам предписано виртуально почувствовать себя элементом большой команды по аналогии с осиным роем. После напряженной работы каждому предоставляется возможность отдохнуть в своей персональной «соте», а как только лежать наскучит – совершить освежающий разум перелет в гости к своим коллегам, попутно наслаждаясь видами на белые симпатичные березки. В некоторых случаях работа носит настолько напряженный характер, что сил на шевеление крыльями попросту не остается, но сохранять мобильность и динамику передвижений тоже как­то надо. Для этого дизайнеры разработали простое в исполнении и в то же время чрезвычайно эффективное в плане поддержания высокого уровня мобильности персонала техническое решение. Аттракцион для уставших активистов улья или просто удобный заменитель лестницы – еще один элемент оригинальной конструкции по методу бескомпромиссного Google.

Откланявшись перед госте­
приимными товарищами из американского софтверного гиганта, мы нечаянно вспоминаем об очень близком каждому из нас веб­сайте, на который заходим едва ли не каждый день. Речь пойдет о «Яндексе». Конкуренцию в плане достижений высоких результатов в разработках информационно­технологического направления российская компания вполне выдерживает. А кто из них окажется оригинальнее, если мы попробуем сравнить их по признаку интерьерных решений? Google распространился по миру, предсказуемо разместив в каждом из своих офисов образцы необычных конструктивных элементов офисного дизнайна. Удалось ли «Яндексу» обеспечить аналогичное дизайнерское сопровождение собственных представительств?

Для московского офиса «Яндекса», как, вероятнее всего, задумывали разработчики дизайна, характерно использование пространственных ресурсов здания – похожим образом сконструирован офис BBC в Австралии. Кроме того, так же как и в Google, в здании присутствуют свои «спецучастки рекреации». Все это, безусловно, способствует поддержанию эмоционального тонуса для персонала, и этот фактор является одним из основных, которые влияют на сохранение стабильно высокого уровня производительности труда.

Переместимся в петербургский офис «Яндекса». Здесь наблюдается концептуальный универсализм дизайна. Это выражается в том, что яркие полупрозрачные оттенки желтого, зеленого и оранжевого цветов, используемые в перегородках, в целом способствуют формированию ощущения новизны, склоняют к лояльности в отношении каких бы то ни было экспериментов на уровне дизайна. В таком
сочетании цветов любое дизайнерское решение будет смотреться хорошо, а в холодное время года – так просто отлично, формируя ассоциации с теплым зеленым летом, а в оранжевых вариациях – возникают ощущения, связанные с типично осенними мотивами.

Оценив по достоинству дизайнерские концепции «Яндекса» и сделав вывод о вполне состоявшейся конкурентоспособности нашей компании в плане креативного соревнования с Google, мы отправимся на поиск других мировых шедевров, ставших результатом оригинального мышления конструкторов офисного интерьера.

Швейцарская компания Camenzind Evolution решила совершить действие, которое вразрез расходится с лексикой собственного названия, – облачила свою новую штаб­квартиру в типично революционный, вызывающий, прогрессивно­футуристический дизайн. Лестничные переходы, выполненные в стиле аттракционов «роллер­коустер», так и норовят вскружить голову гостям офиса и непривыкшему к столь необычайной обстановке персоналу. Цветовая гамма в целом выдержана в консервативных светло­серых тонах, чтоб сдержанный и ответственный за свою работу швейцарский персонал не расслаблялся и, наслаждаясь футуризмом, продолжал выполнять свои функциональные предназначения. Данному проекту разработчик приписал название Cocoon, что в целом подтверждается его формой, как раз таки напоминающей эту фазу развития насекомого. Спиралевидная лестница сконструирована таким образом, чтобы дневной свет равномерно распределялся по лестничной ленте и одновременно, отражаясь от лестницы, способствовал мягкому освещению остального офисного пространства. Кроме того, данная схема, как может показаться, создает визуальное восприятие того, что здание частично утрачивает такое свойство, как этажность, так как граница между вышестоящим и нижестоящим уровнем представлена не плоским разделителем, а той самой плавно переходящей лестницей. Характерно, что для зрителя данная конструкция здания выступает как единое целое, как здание, не имеющее строго обозначенных участков, углов или отделений – условно присутствует «крайний верх» и «крайний низ», и создается впечатление, что между этими двумя отправными точками существует архитектурная модель некоего гиперпространства.

Поскольку компания Camrenzind Revolution сама по себе является разработчиком архитектурных решений, то авторы концептуальной модели, которая легла в основу строительства здания в рамках проекта Cocoon, имели возможность рассмотреть любые оригинальные варианты практической реализации этого проекта.

В данном случае швейцарские конструкторы позволили себе в достаточной мере эффектный эксперимент и в какой­то степени задали образец новшества определенного уровня. Таким образом, последующие проекты сходного назначения должны как минимум не уступать текущему образцу в плане соответствия критериям новизны.

Чешская компания Symbio Digital обладает вполне реалистичным, но в то же время изысканно исполненным в плане интерьера и соответствующей цветовой гаммы офисным помещением. В элементах архитектуры чешского офиса вроде бы прослеживается минимум футуризма и все приближено, на первый взгляд, к функциональной опции. Тем не менее стремление к инновациям как основной лейтмотив развития этой компании, занимающейся разработкой информационно­технологических решений, предопределяет склонность дизайнеров к выбору оптимального сочетания современных дизайнерских решений и проекций, ассоциирующих зрителя с веяниями будущего. Близость рабочих мест относительно друг друга выдает концептуальную предрасположенность менеджеров к классической организации рабочего процесса, но оранжевая цветовая гамма косвенно обозначает, что дизайнеры готовы к практическому пересмотру устоявшихся стандартов офисного интерьера.

Данный образец интерьера может послужить неким ориентиром для офисов небольших компаний. Эта модель характеризуется тем, что одновременно обладает свойствами креативности и хорошей сочетаемости цветов и элементов. Также мы можем предположить, что стоимость проведения соответствующих работ будет вполне доступной для большинства заказчиков. В представленной чешской концепции нет каких бы то ни было экзотических элементов, которые бы потребовали специфических способов приспособления к интерьеру офиса. Кроме того, эта комплектация сама по себе подразумевает взаимозаменяемость отдельных предметов интерьера, включая возможность их перемещения между участками офиса с сохранением всех требуемых эстетических свойств каждого элемента.

Анимационная студия Pixar, очевидно, не могла обойти стороной современные дизайнерские тенденции, причем мы, как зрители, ожидаем, что будут напрашиваться решения, продиктованные наложением на конечный результат оттенков собственной профессиональной деятельности – компания выпускает сказочные мультфильмы и красочные анимационные ролики. В этом случае мы вполне предсказуемо встретим в офисе компании предметы интерьера, имеющие как строго инновационную природу, так и позаимствованную у мультипликационных персонажей. Авторы мультфильмов, как и положено профессиональным сказочникам, живут каждый в своем индивидуальном домике. Различные участки офиса содержат в себе множество необычных, кажущихся волшебными приспособлений и сказочных элементов интерьера. Это, безусловно, способствует концентрации творческого процесса сотрудников компании и задает тон темпам производства анимационной продукции. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с организацией, в которой какие бы то ни было явления из области формальных и строгих предписаний должны отсутствовать в принципе. Дизайнерские решения, реализованные в здании Pixar, подчеркивают приоритет специфической атмосферы внутри компании, ориентирующей на создание новых фантастических образов, требующихся очередной серии мультфильма, выхода которого с нетерпением ждут поклонники.

Образец офисного дизайна, представленный компанией Pixar, ориентирован на достаточно узкую и специфичную профессиональную категорию. Разработчики мультфильмов, по крайней мере в момент нахождения на территории собственного опыта, находятся в состоянии постоянного поиска идей, дополняющих, расширяющих или обновляющих сценарий мультфильма. Профессиональная деятельность разработчиков мультфильмов будет иметь высокие результаты в том случае, если сотрудники получат возможность погрузиться в атмосферу, вызывающую прямые ассоциации с предметом их творчества. Однако в том случае если данный образец офиса, ориентированный в плане дизайна на создателей сказочных сюжетов, попробовать внедрить в той же софтверной компании, то общий корпоративный тонус может претерпеть существенные изменения в сторону снижения показателей производительности труда. Безусловно, данную концепцию можно попробовать внедрить в качестве некой факультативной опции при обустройстве офиса, домики из сказок могут вмещать в себя посетителей в лице сотрудников или гостей предприятия в часы активности, не связанной с типовой профессиональной деятельностью компании. В таком случае «сказочная» концепция может выполнить функцию, сходную с психологической разгрузкой персонала, хотя и не приспособлена к тому, чтобы в полном объеме явиться альтернативой психологической разгрузке.

Полный текст читайте в печатной версии журнала