Как улучшить карьеру с помощью социальных навыков?

Источник: Секретарское дело

А нужно ли «социалить» в социуме?

Светлана Плетнева

Читатели журнала «Секретарское дело» лучше других знают, насколько важны социальные навыки для развития карьеры. По правде говоря, во многих сферах бизнеса люди чаще предпочитают работать с сотрудниками, которые нравятся им в личностном плане, даже если те не обладают достаточными навыками для работы, и реже с теми, которые знают свое дело, но при этом не являются самыми приятными в общении.

С течением времени ситуация продолжает меняться и социальные навыки с каждым годом приобретают все большее значение.

Простой пример из истории: еще в 70­х годах прошлого века вполне нормальные, без умственных отклонений, дети, которым не нравилось играть на детской площадке и общаться со сверстниками, считались необычными, но никто не задавался целью насильно заставить таких детей поддерживать отношения с коллегами по песочнице. А начиная с 80­х годов, в случае если воспитатели видели в своей группе необщительного ребенка, они делали все возможное, чтобы привлечь его к взаимодействию с другими детьми.

Значимость социальных навыков можно проследить даже в контексте событий мирового масштаба: например, вспомните события в Грузии (лето 2008­го). Нельзя не отметить, как ловко маленькая страна сумела привлечь в союзники США и заручиться их поддержкой, а также поддержкой практически всех успешных стран. И вот, например, нынешняя ситуация в Ливии: отношения правительства страны со всем миром напряженные, действия президента поддержки в глазах мировой общественности не находят, а ведь всему виной социальные навыки!

Для людей, которые хотят работать в таких популярных сферах, как политика или кино, например, просто жизненно необходимо уметь нравиться окружающим. Даже в тех видах деятельности, которые ранее считались идеальными для нелюдимов, вроде программирования и компьютерных технологий, теперь постоянно растут требования к навыкам общения, причем планка качества этих навыков становится все выше и выше.

Социальные навыки и новая карьера

Если говорить о конкретных советах и рекомендациях, которые помогут улучшить карьеру с помощью социальных навыков, можно рассказать о многом. Ведь то, как вы общаетесь, заметно даже при первой встрече, в частности на собеседовании. Поэтому талант к общению может помочь вам, например, получить новую работу, и даже намного лучше предыдущей, если вы сможете улучшить эффективность собеседований с работодателями, развив свои социальные навыки.

Несколько практических советов: самое главное на собеседовании – уверенность в себе.

Сделать выводы о вашей уверенности во многом позволяют невербальные коммуникации. Ведь если ваши слова о том, что вы высококлассный специалист, не подтверждаются вашими действиями – впечатление будет
обратное.

В первую очередь люди обращают внимание на интонации голоса, поэтому, если вы не улыбаетесь или не выглядите счастливым и взволнованным по поводу потенциальной возможности получения данной работы, совершенно неважно, что вы будете говорить.

Проявите уверенность и энтузиазм, когда описываете свою компетенцию. Нервные привычки, например щелканье ручкой или постоянное подергивание ногой, заставят усомниться в ваших словах.

Постарайтесь произвести впечатление искренним рассказом о себе, не надо презентовать «стереотип хорошего работника». Не используйте слова вроде «креативный» и «мультизадачный». Будьте конкретны: не говорите, что вы профессионал стартапов, лучше подробно опишите какую­нибудь историю о своем опыте работы.

Еще один способ показать свою уверенность – предложить помощь бесплатно. Например, можете сказать, что вы настолько подходите для данной работы, что готовы в качестве теста разобраться с какой­либо задачей бесплатно. Это действительно будет свидетельствовать о вашей уверенности. А если справитесь, то вас примут на работу, и даже этот пробный проект будет оплачен.

Как улучшить свое положение на текущей работе?

Что касается развития существующей карьеры с помощью социальных навыков, есть масса советов, которые помогут улучшить общение с коллегами и начальством, тем самым обеспечив заслуженный авторитет и продвижение по служебной лестнице.

Светлана Воронина, директор по работе с клиентами (агентство Pravda PR) рассказала такую историю: «На своей самой первой работе (в качестве секретаря) я, увидев на подписи документ со стилистическими ошибками, быстро его поправила, и уже через неделю работала в отделе по связям с общественностью. А в Vanguard на своем первом задании я должна была встретить с поезда группу петербургских дилеров компании P&G и отвезти в «Олимпийский». Мне пришлось устраивать обзорную экскурсию по городу (в Москве я была меньше 3 недель и даже не всегда хорошо ориентировалась в метро). Выручило то, что историю города я вещала своим невольным слушателям практически с первого упоминания и до наших дней, вспоминая лекции на истфаке, а заодно устраивая мини­викторину. Всем настолько понравилось, что они потом еще подходили к моему руководству и благодарили за такого профессионального экскурсовода, а руководство, прекрасно понимая, что город я не знаю, но все­таки справилась с возникшей ситуацией, впоследствии доверило мне достаточно серьезный проект».

В условиях, когда значение социальных навыков для карьеры постоянно растет, становится неважным, насколько много вы работаете и насколько много гениальных идей генерируете, если вы не способны должным образом общаться с коллегами (в том числе доносить до них свои гениальные идеи). Ваши идеи не одобрят, а если босс предложит вашу кандидатуру в качестве главы отдела, то поддержки от коллег вы точно не дождетесь, а повышения так и не получите.

Несколько простых вещей помогут вам сблизиться с коллегами, улучшить социальные навыки и развить свою карьеру:

1. Улыбайтесь. Далеко не каждый захочет работать с человеком, который постоянно пребывает в плохом настроении. Однажды обычная улыбка помогла простой официантке из пиццерии в г. Анголе, штат Индиана, заработать свой годовой заработок за один день. Постоянные посетители кафе оставили кругленькую сумму официантке на чай за то, что она всегда улыбалась, принимая заказ.

Сделайте все, что в ваших силах, чтобы всегда оставаться дружелюбным и оказывать поддержку коллегам. Создайте позитивную атмосферу на работе, а положительная энергия, которую вы излучаете, притянет к вам окружающих сотрудников (в том числе они будут стремиться оказать вам помощь во время аврала).

2. Цените своих коллег. Найдите позитивную черту, которая действительно вам нравится, в каждом, с кем вы работаете, постоянно напоминайте им об этом и будьте искренни. Не скупитесь на похвалу и слова поддержки. Говорите спасибо, когда кто­то вам помогает. Сделайте так, чтобы коллеги не стеснялись обращаться к вам за помощью или советом. Если вы дадите понять людям, что вы их цените, они ответят вам тем же.

Известна история компании Google, которая с 2009 года работала над программой Oxygen, позволяющей выяснить, что делает менеджеров хорошими. Оказалось, что умение проявлять должную заботу о коллегах едва ли не самое главное. Поэтому руководители со стилем управления, не удовлетворяющим подчиненных, никогда не получают повышения.

3. Уделяйте внимание другим. Старайтесь следить за тем, что происходит у них в жизни. Поздравляйте их с юбилеями и выражайте озабоченность их проблемами. Пытайтесь как можно чаще устанавливать зрительные контакты с людьми. Обращайтесь к ним по имени, спрашивайте их мнение.

4. Практикуйте активное слушание. Постоянно демонстрируйте, что вы не только слышите, но и понимаете то, что пытается донести до вас собеседник. Для этого нужно перефразировать его мысль своими словами, чтобы уточнить, правильно ли вы все поняли. Так вы сможете показать, что действительно внимательны к идеям сотрудников, а не просто делаете вид.

5. Собирайте людей вместе. Создайте атмосферу, которая будет максимально способствовать росту эффективности совместной работы. Избегайте обсуждать кого­то за спиной и общайтесь со всеми одинаково хорошо, не разделяя людей на близких и не очень. Ваши коллеги увидят, что вы действительно очень приятный человек, который ко всем относится беспристрастно. Это увеличит их доверие к вам.

6. Помогайте в разрешении конфликтов. Если обнаружите возникновение конфликтной ситуации на рабочем месте, постарайтесь собрать конфликтующих вместе и дайте им возможность высказать свою точку зрения. Пусть каждый попытается понять друг друга, чтобы в конечном итоге стороны достигли согласия. Если вы проявите заботу о коллегах, вас будут уважать. Особенно начальство оценит ваши действия, поскольку руководителям часто бывает некогда решать подобные проблемы, хотя они отнюдь не способствуют улучшению результатов деятельности коллектива и созданию рабочей атмосферы.

Полный текст читайте в печатной версии журнала