Дресс­код для переговоров

Источник: Секретарское дело

Иванка Бикеева

Мы предлагаем вашему вниманию актуальный материал об особенностях одежды для деловых переговоров. Своим мнением на эту тему с нами поделились генеральный директор консалтинговой
компании, один из директоров риелторской компании и дизайнер.

Я диктую свои правила

Анастасия Мирошниченко, руководитель проекта «Молодая авиация» ВОО «Молодая Гвардия Единой России», генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал»

Конечно, одежда для переговоров имеет массу отличий от повседневной офисной. Костюм, в котором мы работаем, общаемся с коллегами, должен, прежде всего, отражать корпоративный дух и стиль нашей компании.
Например, в офисе одной из западных авиакомпаний девушки, встречающие гостей в приемной, работают в одежде, похожей на костюм стриптизерши, а в одной нефтяной компании все сотрудницы ходят в черных юбках строго определенной длины и белых блузках с воротничком.

Одежда для переговоров обязана быть многофункциональной. С одной стороны, она должна соответствовать общепринятой деловой этике, с другой – быть отражением индивидуальности и помогать решать задачи, которые ставятся на переговорах. У нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Вспоминаю об этом каждый раз, собираясь на деловую встречу. Если задача переговоров – получить контракт, оставив не у дел конкурентов, необходимо выглядеть так, чтобы собеседник, не отвлекаясь от предмета разговора, запомнил ваш целостный образ, а также образ вашей компании и вашего продукта.
Выбирая одежду для переговоров, я руководствуюсь несколькими правилами:

1. Не быть слишком «блеклой». Больше светлых тонов, особенно в зимний и осенний периоды. Это позволит выделиться из серой людской массы – отсутствие солнца и тусклые тона навевают грусть, тоску и сон. Подбирая одежду для встречи с клиентом или будущим партнером, я использую контрастные сочетания белого и черного (желательно, чтобы белым был верх), белого и красного. Черный с красным – сочетание траурное, поэтому по возможности его следует избегать. Если одежда темная, можно повязать себе на шею платок контрастного цвета или подобрать яркие элегантные аксессуары.

2. Не более двух тонов в костюме. Надевая разные по цвету и фактуре пиджак и юбку (брюки), подбирайте блузку в цвет юбки – она должна вписываться в ансамбль и при этом контрастировать с пиджаком. Нежелательно использовать слишком яркие цвета, они вредят имиджу и не позволяют достигнуть нужного результата.

3. Строгость во многом достигается благодаря цвету, но нельзя оставить без внимания и форму. В идеале костюм должен сидеть строго по фигуре, но при этом не быть слишком облегающим, чтобы не вызывать дискомфорта. Никогда не будет восприниматься всерьез женщина в обтягивающих брюках с низкой талией или в короткой юбке.

4. Украшения могут стать как верными друзьями, так и предателями. В России мы нередко видим на женщинах­политиках или владелицах крупного бизнеса украшения с бриллиантами – и днем, и вечером. В то время как деловые женщины в Европе вообще не используют их в повседневной жизни. Советую и вам избегать подобной демонстрации своего материального благополучия. Обратите внимание на белый и серый жемчуг – он прекрасно подчеркивает свежесть лица. Маленькая брошь обязательна, если у вас полностью темный верх. Надевая сразу кольцо, браслет и бусы, помните, что все это должно быть одного цвета и текстуры. От сережек и клипс я отказалась достаточно давно, так как они отвлекают внимание от глаз, а при общении важно удерживать взгляд оппонента.

5. Юбка или брюки. Брюки позволяю себе редко – только в те дни, когда нет встреч и совещаний. Причина этого – в гендерном факторе. Когда мы ведем переговоры с женщиной, необходимо выглядеть скромно и просто, так как женщины по природе своей – конкурентки. В таких случаях я могу позволить себе надеть брючный костюм и строгую неброскую блузку. Если в переговорах участвует мужчина, обязательно надеваю костюм со строгой юбкой ниже колен или платьем. В женщине в брюках мужчины видят конкурента. Нередко молодые девушки, начинающие свою карьеру, надевают мужские костюмы и галстуки. Однако на мой взгляд, отказ
от женственности в одежде – это самая распространенная ошибка.

6. Макияж – средство подчеркнуть естественные черты лица. Полагаю, что акцент должен быть сделан на чем­то одном: либо на глазах, либо на губах. При нанесении макияжа особое внимание я уделяю именно глазам, так как они способны рассказать о нас собеседнику больше, чем мы сами. Разумеется, макияж не должен быть броским.

7. К прическе я отношусь, как к инструменту, который способен подчеркнуть черты лица и рассказать о важных для делового партнера качествах: она должна открывать лицо, быть аккуратной и актуальной. Недопустим вульгарный, броский, выжжено­белый или красный цвет волос. Если же вы все­таки решились на экстремальную окраску, то пусть волосы будут единственным ярким пятном в вашей внешности, чтобы не «боролись за внимание» с элементами одежды или аксессуарами.

8. Обувь должна выглядеть элегантно, но при этом вызывать ощущение устойчивости. Глядя на высокую шпильку или платформу, потенциальный партнер может подсознательно спроецировать на ваши возможные
деловые отношения такое качество, как нестабильность.

Послесловие

В выборе деловой одежды я консерватор: лишь изредка могу позволить себе некоторое хулиганство в виде прозрачной черной блузки под пиджаком или джинсов, и то, только в тех случаях, когда не запланировано никаких встреч. Что касается стоимости одежды для переговоров, то я не покупаю себе костюмы дороже 15 000 рублей. Но, разумеется, ткань костюма не должна быть дешевой. Порой я приобретаю блузку в малоизвестном маленьком магазинчике за 1000 рублей только потому, что она на мне идеально сидит. Одежду известных брендов я стараюсь не покупать – ни одна женщина не захочет увидеть на участнице деловой встречи такой же костюм или блузку, как у нее. Отличным решением проблемы станет индивидуальный пошив одежды у частного портного, знакомого с особенностями вашей фигуры.

Я не представляю, как могут проводиться встречи и деловые переговоры без пиджака. Пиджак для меня – панцирь, без которого я чувствую себя не в своей тарелке. Мне очень нравятся пиджаки с рукавом три четверти –
они придают особый шарм движениям рук, зрительно удлиняют их, кроме того, такая одежда очень удобна с практической точки зрения: рукава не трутся о столы и не так быстро пачкаются.

Уютно я могу чувствовать себя только в однотонном костюме. При этом, когда я начала заниматься политикой, в моем гардеробе стало больше контрастных цветов и почти пропал серый цвет, появились синие деловые платья и блузки – этот цвет символизируют авиацию, которой я посвятила свою жизнь. Неожиданно для меня появились красные пиджаки – этот цвет помогает удерживать внимание собеседника и символизирует агрессию, необходимую в дебатах. У меня консервативное отношение к костюмам, но иногда я могу себе позволить элегантный элемент в виде банта на блузке или небольшой плиссировки на строгой юбке. Главное – никогда не забывать о своей индивидуальности, женственности и о том, что самое сильное оружие – это искренняя улыбка.

Провожают по уму

Елена Соколова­Бауш, директор по управлению персоналом Корпорации «ИНКОМ»

Повседневная работа в офисе предполагает наличие плановых и внеплановых переговоров, встреч с контрагентами и клиентами. Поэтому нужно всегда выглядеть соответствующе. Особенно это касается топ­менеджеров и сотрудников фронт­офиса. Выбор одежды для переговоров во многом определяется целью предстоящей встречи: завоевать доверие, расположить к себе людей, прийти к взаимовыгодным решениям каких­либо вопросов и т. п.

Кроме того, требования к внешнему виду делового человека могут отличаться в зависимости от статуса компании и сферы ее деятельности.

Например, в банковской и консалтинговой сферах самый строгий дресс­код. В этих компаниях сотрудники не могут снять пиджак даже в 30­градусную жару. У организаций, работающих в сфере недвижимости, требования к одежде не такие жесткие. Дресс­код социальных работников еще более демократичен. Вовсе не обязательно, чтобы женщина на встречах или деловых переговорах была в юбке. Хороший брючный классический костюм – это норма. А вот блузка, чулки, закрытые туфли на невысоком каблуке не более 5 см – необходимость.

При выборе костюма стоит обратить внимание на темные спокойные тона: черный, серый, коричневый или синий. Если вы предпочитаете юбку брюкам, ее длина не должна быть выше колен. Можно дополнить костюм хорошими аксессуарами – ремнем, платком и пр. А вот от дорогих, броских украшений лучше отказаться. Единственное исключение – часы. Они могут быть и должны быть дорогими! Если вы пользуетесь парфюмом, не перебарщивайте. Духи должны быть легкими. Во всем должна быть гармония и уместность. Фанатично относиться к внешнему виду не следует. Одежда говорит окружающим о статусе, успехе, достижениях и возможностях того, кто ее носит. Чтобы найти общий язык с собеседником, необходимо быть «похожим» на него. Если один придет на встречу в деловом костюме, а другой в пляжной одежде или вечернем наряде, могут возникнуть сложности и будет потрачено лишнее время на установление контакта, выяснение того, кто зачем пришел. Ведь одежда настраивает на определенное психологическое состояние. Как ни странно, но в России очень распространен стереотип: чем важнее переговоры, тем более дорогой должна быть одежда для этой встречи. Кроме того, очень важно, чтобы одежда была чистой, свежей, отглаженной и незаношенной.

Психологический комфорт обеспечивает та одежда, в которой вы себя чувствуете красивой и достойной, которая отражает вашу индивидуальность и характер и, безусловно, соответствует ситуации.

Однако независимо от уровня переговоров, в которых вы участвуете, от статуса ваших собеседников, всегда нужно помнить: одежда – это только внешняя составляющая вашего имиджа. Встречают по одежке, а провожают все­таки по уму.

Главное оружие – женственность

Яна Недзвецкая, дизайнер марки LO

На мой взгляд, повседневная деловая одежда может быть чуть строже, нежели одежда для переговоров. Что такое переговоры? Возможность объяснить свою точку зрения и необходимость склонить собеседника на свою сторону. Как это может сделать женщина? При помощи своего главного оружия – женственности. Мужчины не жалуют женщин, которые стараются во всем, даже в одежде, походить на представителей сильного пола. Если в повседневной деловой одежде вполне допустимы брюки, то на переговоры я бы рекомендовала надевать только платье (юбка слишком банальна).

Это оружие не раз умело использовала за время своей головокружительной карьеры Юлия Тимошенко.

Деловое платье для переговоров должно быть приятного теплого оттенка: экрю, светло-бежевое или светло­серое – естественно, однотонное. Но никак не черное, не темно­серое – мрачные тона не ведут к победе. Очень важна идеальная посадка и наличие неяркой, но привлекательной детали – модного ремня, красивого неяркого цветка. Бдительность собеседника необходимо слегка усыпить своим, с одной стороны, безупречным, с другой – привлекательным нарядом. Опять же вспомним Юлию Тимошенко и ее головокружительно­сексуальные молнии на спинке платьев на переговорах с первыми лицами нашего государства.

Стоимость одежды для переговоров не столь значительна – гораздо важнее не надевать одежду известных марок. Иначе собеседник тут же вычислит стоимость вашего платья и переговоры могут зайти в тупик, а у партнера­женщины вы можете вызвать никому не нужную зависть или, напротив, пренебрежение.

Платье для переговоров должно быть, прежде всего, комфортным, сколько бы оно ни стоило и кто бы его ни создавал. Прекрасно подойдет материал с содержанием шерсти или вискозы, в нем должно быть не менее 2 % лайкры. Хороша качественная поливискоза – она позволит вам высидеть за столом довольно продолжительное время. Ни в коем случае нельзя на переговоры надевать одежду из полностью натуральных тканей –
шерсти, льна, вискозы, тенсела, хлопка и др. – они сильно мнутся, вид вашей одежды вряд ли порадует вас, когда вы встанете из­за стола.

Стоит учитывать и тенденции современной моды – в первую очередь, пропорции и объемы. Уже несколько сезонов в моде платья с полуприлегающим силуэтом, которые носят с тонким длинным ремешком. Модное и красивое бизнес­платье с «чистыми» пропорциями поможет вам в любой ситуации. Платье – это то, чему я отдаю предпочтение при создании своих коллекций. Что бы я ни рисовала, над чем бы ни думала, как бы
ни старалась – у меня всегда получается именно платье.