Стиль по протоколу, или Как помочь руководителю создать свой имидж

Источник: Секретарское дело

Досье Republique

Жером Монние – профессиональный стилист и имиджмейкер. Выпускник престижного и единственного в своем роде французского института моды и стиля IDRI (Institute de relooking international Paris). До Givenchy работал в Hugo Boss, сотрудничал со многими мировыми домами мод.

Во всем мире у представителей деловой и политической элиты существует традиция регулярных консультаций со специалистами по имиджу и моде. Что вполне объяснимо и разумно: умение создать собственный индивидуальный стиль – это целая наука со своими особыми правилами и тонкостями. Для читателей журнала «Секретарское дело» эксклюзивным советником станет стилист Givenchy Жером Монние, который даст профессиональные рекомендации по созданию стиля руководителя.

Как соблюсти dress­code и не допустить ошибок?

Всего семь процентов вашего успеха зависят от того, что и как вы говорите. Остальные девяносто три – от вашей внешности и одежды. Свой собственный dress­code есть у всех публичных профессий. Для начала необходимо усвоить одно правило: чем выше пост человека, тем темнее должен быть цвет его костюма. Эта формула в равной степени справедлива для политиков, руководителей крупных предприятий, работников банков и экономистов. Кроме того, всем представителям вышеназванных профессий свойственен классический стиль одежды. Он подчеркивает строгость, собранность и, если того требует ситуация, их жесткость и прямолинейность. В этом случае идеально подойдут черный, темно­синий, темно­серый и антрацитовый цвета.

Деловой костюм не должен выглядеть излишне экстравагантно: пусть его фактура будет проста, рисунок – в тон и малозаметен (полоска, клетка, «гусиная лапка»), а на пиджаке будут две-три пуговицы, не больше.

Сорочка должна быть более светлой – белой или голубой.

Носки нужно подбирать в тон костюму, они должны продолжать общую цветовую линию и быть удлиненными (чтобы бы их не было видно из­под брюк).

При выборе галстука необходимо посмотреть на себя в зеркало в полный рост, чтобы критически оценить, насколько этот элемент туалета соответствует особенностям фигуры руководителя и форме лица. Так, тонкие галстуки противопоказаны полным мужчинам, а плотные узлы выглядят нелепо на шеях худощавых людей.

Можно поиграть со стилем, выбрав галстук из другой ткани или с иной фактурой, а то и вовсе заменив его бантом.

Главное – добиться гармонии между телом и костюмом, учесть все нюансы и понять, что цвета могут как скрасить недостатки, так и подчеркнуть достоинства: темные позволяют нивелировать или корректировать особенности фигуры, внешности, а светлые – делать на них акцент.

Публичный человек просто обязан выглядеть элегантно, внушая окружающим одновременно и уважение, и доверие. Он должен заражать людей идущей от него энергией, побуждать к действию исключительно харизматичностью и стилем.

Как подобрать одежду под цвет кожи?

Существует разработанный стилистами тест по колориметрии, с помощью которого подбираются ткани. Я создал свой собственный метод подбора и назвал его «совместительной технологией». Суть этого метода заключается в следующем: к лицу человека подносится ткань и проводится анализ, как под воздействием света и тени цвет и фактура материала влияют на те или иные черты внешно­сти – подчеркивает их либо скрадывают.

При этом следует помнить о том, что не только цвета бывают темными и холодными – люди, точнее их кожа, также относятся либо к темному, либо к холодному типу. Не стоит забывать и о специфике восприимчивости цветов, в соответствии с которой люди делятся на три категории: с матовой, светлой или темной кожей. Учитывая все эти особенности, можно дать окончательное резюме. Например, лично я отношусь к людям с кожей холодного типа, темной категории восприимчивости цвета – значит, мне подходят темные цвета (допустимы и их светлые оттенки) и большое количество теней в тонах.

Если же говорить о выборе цветов одежды в целом, то существуют четыре основных цветовых гармонии, на которые мы можем опереться в этом процессе.

Первая гармония – монохромная. Весь туалет состоит из одежды одного цвета, к нему можно добавить не более одной детали (например, рубашку, ремень и т. д.) черного или белого цветов, от чего весь ансамбль станет либо более светлым, либо более темным. Такая цветовая гармония больше всего подходит политикам, деловым людям, общественным деятелям.

Вторая гармония – дополняющая. В ней совмещены абсолютно противоположные по спектру цвета, например зеленый и красный.

Третья гармония составляется из трех тонов, которые в цветовом спектре по отношению друг к другу находятся под углом 90 градусов: например, салатового, зеленого и желтого.

Четвертая гармония именуется «триадой». Она включает в себя три противоположных по спектру цвета – допустим, желтый, голубой и красный. Используется крайне редко и больше подходит представителям артистической богемы и шоу­бизнеса. Для политика носить «триаду» – однозначно дурной тон.

Кстати, у нас во Франции по­литики составляют свой гардероб в соответствии с принадлежностью к тем или иным силам: правые используют только оттенки голубого, левые – розового, коммунисты – красного. Но я бы не рекомендовал увлекаться последним, поскольку красный подчеркивает недостатки кожи.

Все вышесказанное позволяет вывести следующий алгоритм: одежда руководителя должна быть ему к лицу, и это отнюдь не образное выражение. Немалую роль, безусловно, играют также фасон и материал.

Какая одежда подойдет для визита на другой континент?

В разных странах одни и те же цвета имеют различную цветовую нагрузку. Например, белый цвет русского флага символизирует мир и свободу, голубой – веру, красный – силу и кровь, пролитую за Отечество. В православном мире белый цвет – цвет Божественной силы, красный – цвет любви, жизни, голубой – цвет Святого Духа и Богородицы. В Западной Европе белый ассоциируется с чистотой, голубой – с гордостью, общением, образованием, зеленый – с миром и жизнью, розовый – с чувствами, сердцем, желтый – с энергией, оранжевый – с креативностью, фиолетовый – с властью и благородством, коричневый – цвет земли.

Соответственно и комбинации этих цветов в костюме несут вполне определенную смысловую нагрузку.

При этом в экзотических странах и культурах могут быть абсолютно иные цветовые традиции. Безусловно, обычного человека они мало касаются, но вот политикам или бизнесменам, отправляющимся в далекие государства с целью установления контактов, знание этих особенностей просто необходимо. Так, в Азии, например, цвет свадьбы – красный, белый же означает смерть. В некоторых странах нежелательно носить определенные цвета. Это необходимо знать, чтобы соблюсти все каноны, никого не оскорбить своим видом и не спровоцировать конфликт.

Как выбрать верхнюю одежду?

Соответствовать выбранному образу должны как манера поведения руководителя на публике, так и его внешний вид. Еще Оскар Уайльд говорил: «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди». Внешний вид политика – это искусное балансирование между протоколом и модными тенденциями. Вот несколько советов, воспользовавшись которыми, руководитель всегда будет выглядеть на отлично. Классический вариант костюма – это однотонная «двойка» синего, сине­серого цвета из ткани в полоску. Материал. Лучше, если это будет смесовая ткань с большим содержанием шерсти. Содержание в материале костюма синтетических нитей значительно облегчает уход за ним – ткань меньше мнется и деформируется. Лацканы воротника на пиджаке должны плотно прилегать к плечам. Воротничок рубашки должен выступать примерно на полтора сантиметра над воротником пиджака. Средняя пуговица должна находиться прямо напротив пупка, если она располагается ниже, ноги будут выглядеть более короткими, выше – длина ног визуально увеличится.

Форма нагрудного кармана может зависеть от моды, но у классических костюмов карман всегда нахо­дится на левой стороне груди. Длина пиджака тоже варьируется в зависимости от моды, но его классическая длина – точно посередине между верхним краем воротника и нижним краем брюк. Низ пиджака – строго параллелен полу.

Брюки должны быть такой длины, чтобы, опускаясь на ботинок, они образовывали небольшую складку, а при ходьбе не было видно носков. Брюки без манжет сзади должны быть длиннее, чем спереди на 1,5–2 см, с манжетами – параллельны полу. При выборе одно­ или двубортного пиджака необходимо учитывать особенности фигуры. Однобортный пиджак визуально увеличивает рост человека, двубортный же, наоборот, делает фигуру высокого человека пропорциональной. С тех же позиций следует подходить к выбору брюк: широкие брюки делают фигуру более приземистой.

Современная костюмная мода не тяготеет к выразительной линии плеч, поэтому оптимальная ширина галстука – 9–11 см. Кроме того, согласно классическим канонам, галстук должен наполовину прикрывать пряжку ремня.

Еще один момент – подходящая расцветка. Универсальное правило: расцветка галстука должна быть на тон темнее рубашки и на тон светлее костюма. Чтобы избежать ошибки при выборе галстука, лучше отдать предпочтение спокойным расцветкам и мелким рисункам. Считается, что галстук на каждый день должен иметь темную расцветку и мелкий рисунок, яркие же цвета с крупным рисунком – для специальных, особых случаев. Этикет не позволяет на официальные приемы надевать галстук светлее сорочки.

Как выбрать обувь?

Обувь – важный элемент в формировании имиджа мужчины. Она должна быть высококачественной и соответствовать общей тоновой гамме костюма. В подавляющем большинстве случаев предпочтение следует отдавать кожаной обуви, соответствующей сезону и стилю одежды. Она должна быть ухоженной, хорошо начищенной. Обувь из мягкой матовой кожи на небольшом каблуке можно носить практически всегда.

Широкое распространение в последнее время получила обувь спортивного типа. Но лучше
оставить ее для неформальных случаев. Появление в такой обуви на приеме или в театре считается дурным тоном. Следует избегать постоянного ношения грубых башмаков, сапог – их необходимо переодевать, приходя с улицы.

Правила этикета не допускают ношение замшевой обуви с официальным костюмом – она является элементом неформального стиля одежды. На официальных приемах следует избегать комбинированной (разноцветной) обуви, обуви с крупными блестящими деталями – пряжками, эмблемами и т. п. Эмблемы вообще не приветствуется мужской модой – исключение может составлять только обувь от очень известных дизайнеров.

Как подобрать аксессуары?

Здесь действует простое правило: много – не значит хорошо. Не приветствуется излишняя вычурность (булавки для галстука, значки на лацкане пиджака). Важна скромность и гармоничность – аксессуары не должны привлекать излишнее внимание. Из украшений к классическому костюму подходит только обручальное кольцо. Запонки должны быть изящными, модными и неброскими. Примитивная бижутерия недопустима – только драгоценные металлы и камни; приветствуются простые формы, без замысловатых узоров. Часы должны быть обязательно плоскими, из простого металла или золота на браслете либо кожаном ремешке.

Как создать образ руководителя, которому доверяют?

При создании образа руководителя необходимо помнить: сотрудники должны будут понять и почувствовать, что босс – один из них, что у него тоже есть проблемы и заботы. «Я один из вас, я понимаю и разделяю ваши чаяния (проблемы, надежды)» – должно читаться в таком образе. Оригинальность и излишняя затейливость при создании стиля руководителя – ни к чему, это лишь оттолкнет большинство подчиненных.

Есть несколько обобщенных образов, так называемых типологий имиджей, которые мы видим в действии ежедневно, причем не только в бизнесе и политике. Одну из таких типологий предложил Р. Шварценберг. Его галерея образов политиков повторяет набор классических театральных амплуа:

1. «Спаситель Отечества». Театральный аналог – герой, «бог из машины». Этот персонаж вступает на сцену политического театра в самые сложные и ответственные моменты, овеян славой и легендами, часто канонизируется.

2. «Отец нации». Театральный аналог – благородный отец. Речь идет об авторитарном лидере, царе­батюшке, который строг, но справедлив по отношению к подданным.

3. «Обаятельный лидер». Театральный аналог – первый любовник. Улыбчив и раскован, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько просто понравиться.

4. «Свойский мужик». Театральный аналог – простак. Ничем не примечательный человек, волею судеб оказавшийся среди обитателей политического олимпа.

«Отца нации» можно увидеть в Шарле де Голле, а «обаятельного лидера» – в Кеннеди. Но какой из образов выбрать современному бизнесмену или политическому лидеру? Необходимо хорошенько поразмыслить над двумя вопросами: кого хотят видеть сотрудники и кем является руководитель на самом деле? Хорошо, если потребности людей и внутренние самоощущения руководителя совпадут. Если же нет – нужно стремиться к тому, чтобы зазор между искусственно созданным и естественным был минимальным, потому что откровенная фальшь всегда легко и быстро считывается. Немаловажно для руководителя продумывать не только свой имидж, но и образ супруги, так как согласно протоколу иногда необходимо будет выходить в свет в ее обществе.

Следует отметить, что в по­следние годы культуре деловой моды уделяется все большее внимание. Сегодня бизнесмены стремятся выглядеть не только дорого, но и стильно. При этом важно, чтобы деловой костюм руководителя сидел безупречно – не случайно многие успешные политики отдают предпочтение вещам, сшитым на заказ: это не только красиво и удобно, но и статусно. Многим руководителям небезразлично, во что одет деловой партнер во время переговоров, какие у него часы, туфли, запонки.

Соответствие имиджа образу руководителя определяется не только гардеробом, но и многими другими факторами – например, стилем кабинета. Комплекты мебели для руководства принято делить на пять классов (от комплектов ручной работы из массивов дорогих пород дерева до недорогих кабинетов экономкласса). Особенно важно, чтобы рабочее место выглядело подобающим образом. Что поместить за спиной: портрет президента или дипломы и грамоты? Что уместнее на столе начальника: фотография жены и детей или солидный и строгий канцелярский набор? При создании образа руководителя любая мелочь должна быть продумана.

Когда образ окончательно оформлен, самое время подумать о том, как его экстраполировать. Имидж руководителя должен работать на разные целевые аудитории, поэтому тренироваться можно, используя сразу несколько примерных сценариев: проведение совещания в кабинете; встреча с рабочими в цехе и пр. Подобных сюжетов может быть сколь угодно – все зависит от того, в каком качестве предпочитает «показывать» себя первое лицо. Некоторые руководители любят разыгрывать «семейный» сюжет, другие категорически отвергают вторжение в личную жизнь. Одни с удовольствием позируют в ночных клубах, другие считают это верхом неприличия.

Работа над имиджем – это не пустая трата времени. Правильно выбранный и работающий без сбоя – он поможет руководителю идти вперед и выделяться из толпы.