Джек. фас!

Представьте, что вам необходимо сообщить друзьям место и время предстоящей встречи. Какое средство связи вы предпочтете? Задумались? Действительно, выбор кажется безграничным. Сообщение на Facebook? Пара строк в чате? Создать тему на форуме? Отписаться в блоге? Или на худой конец отправить SMS­сообщение? Сегодня, в период расцвета высокотехнологичных девайсов, мы все чаще выбираем безличное общение, предпочитая доверять свои слова и эмоции электронным носителям, переправляющим их через интернет­пространство. Куда как приятнее набросать пару строк, воспользовавшись очередным шедевром известного производителя. А что в этом плохого? По большому счету, конечно, ничего…

Если не брать в расчет тот факт, что отточенные фразы, милые сердцу сокращения и такие понятные обозначения, появляющиеся на экране, могут сыграть с вами прескверную шутку… Да, да… Я вполне серьезно. Привыкая к безмолвному общению, мы теряем способность четко и легко доносить свои мысли окружающим. А между тем правильная, хорошо развитая речь, умение внятно и членораздельно изъясниться – это показатель образованности и интеллектуальной зрелости человека. Тогда как неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, что накладывает свой отпечаток на личные качества и характер человека.

Что же делать? Прежде всего – не паниковать. Понаблюдайте за собой. Если вы ведете мысленные дискуссии, размышляете, спорите сами с собой – вы на пути к выздоровлению. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж сильно отличается от речи внешней, звучащей. Откуда же тогда берется «каша во рту», куда исчезают окончания и почему заменяются одни звуки другими? Дефекты возникают в том случае, если артикуляционная мускулатура, отвечающая за правильное произношение, недостаточно развита. Ей, как и любой другой группе мышц вашего организма, для нормальной работы требуется быть в тонусе.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Правильность произношения различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке, достигается благодаря силе и хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. А добиться этого можно регулярными тренировками и выполнением специального комплекса упражнений, направленного на выработку правильных, полноценных движений органов артикуляции (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо). Итак, если ваша цель – совершенствование своих речевых навыков, то упражнения, приведенные ниже, помогут вам в ее достижении.

Упражнение 1.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе С. Я. Маршака. Прочитайте, произнося каждую строфу (заканчивая словом «Джек./») на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: читать следует стоя, спина прямая, руки свободно вдоль боков или за спиной. Не опускайте голову и не задирайте ее вверх.

Вот дом, который построил Джек./

А это пшеница,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

А это веселая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек./

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном амбаре хранится

В доме, который построил Джек. /

Упражнение 2.

Подвигайте челюстью вперед­назад, вниз до максимальной точки, по кругу.

Упражнение 3.

Вытяните губы и сожмите их в «хоботок». Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3­4 раза.

Упражнение 4.

Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 5.

С любой громкостью произнесите поочередно звуки И­У (И­У­И­У­И­У) 10–15 раз.

Упражнение 6.

Втяните щеки в себя, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот. Поработайте губами в этом положении – смыкайте и размыкайте их.

Упражнение 7.

Пощелкайте кончиком языка, как цокают лошади. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение 8.

Произнесите предложенные фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар.
Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар.
Ваш гость взял трость.
Волн всплеск – брызг блеск!
Сто верст вскачь.

Упражнение 9.

Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова посреди двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

–Расскажите про покупки. – Про какие, про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. – Грабь граблями гравий, краб!

Купи кипу пик.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Наш Полкан попал в капкан.

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по­колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по­колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Упражнение 10.

Почитайте вслух стихи или прозу, любые произведения, которые вам нравятся.

***

Повеселились? Отлично! И не забывайте, как говорит Феликс Кирсанов, известный преподаватель ораторского искусства и мастерства общения: «Научиться говорить можно только говоря». Уделите развитию своих речевых навыков 5–10 минут утром, и хороший день, полный приятного и познавательного общения, вам обеспечен.