Особенности помощника руководителя в западных компаниях

Источник: Секретарское дело

Ольга Раскина

В последнее время в России стало обосновываться все больше западных компаний, работать в которых мечтают многие соотечественники. Зарубежные работодатели привлекают более высоким уровнем заработной платы и многими другими преимуществами. Однако и требования к кандидатам на таких предприятиях повышенные. Чем же отличается работа в отечественной компании от западной, рассмотрим на примере должности помощника руководителя.

Зарплата зарплате рознь

Во­первых, конечно же, уровнем зарплаты, который, как правило, у работодателей­иностранцев выше на 30 и более процентов. Дополнительно сотрудникам предоставляется привлекательный компенсационный пакет, куда может входить полис добровольного медицинского страхования, оплата питания и мобильного телефона. Уровень вознаграждения может повышаться в зависимости от знания иностранных языков. У секретаря, свободно говорящего на английском, есть возможность претендовать на более высокую зарплату, если же человек владеет еще одним иностранным языком – то на порядок выше. Неудивительно, что на эту должность часто принимаются выпускники факультетов иностранных языков престижных вузов.

График работы секретаря, как правило, подчинен директорскому. В западных компаниях обычно ведется учет рабочего времени и за переработку предоставляются отгулы и дополнительная оплата, в российских же фирмах, особенно в небольших, чаще всего на это смотрят как на что­то, что само собой разумеется, и переработанное время никак не компенсируется. Иногда за этими «переработками» скрывается совсем иной смысл, от которого пришли бы в ужас американские феминистки, борцы с сексуальными домогательствами на работе.

Четкое разделение обязанностей…

Круг должностных обязанностей помощника руководителя в любой западной компании четко очерчен, а обучение секретарей давно стандартизировано. Существует Международная ассоциация профессиональных администраторов, которая в США в начале 1970­х годов насчитывала всего 60 сертифицированных секретарей. Сегодня только в Америке в ее члены принято около 5 тысяч человек – лучших в своей профессии. Все это говорит о значимости и уважении к секретарскому делу на Западе. Там эффективность обучения помощников руководителей, по сравнению с обучением другого персонала, является одной из самых высоких – прежде всего потому, что любой секретарь должен уметь выполнять определенный набор функций. В России же ситуация иная. У нас подготовка может включать в себя самые разные элементы, которые могут оказаться жизненно важными для одних фирм и абсолютно бесполезными для других.

В западных компаниях наиболее очевидно разделение помощников по обязанностям: секретарь приемной, секретарь отдела, офис­менеджер и т. д., каждый из которых несет ответственность за свои участки. Отдельно можно отметить должность корпоративного секретаря, на которого возлагаются значительные функции и ответственность. Успешность работы корпоративного секретаря способна повлиять на повышение эффективности всей системы управления компанией и оказать заметное воздействие на инвестиционную привлекательность.

В западной компании корпоративный секретарь обычно занимается организацией подготовки и контроля проведения общих собраний акционеров, обеспечивает работу совета директоров, комитетов совета директоров и исполнительных органов, отвечает за хранение документов и раскрытие информации о компании, организует взаимодействие между обществом и его акционерами.

…Или специалист «широкого профиля»

В российских же компаниях, особенно в небольших, секретарь чаще всего выполняет все функции сразу: и принимает входящие звонки, и занимается обеспечением жизнедеятельности офиса, и обеспечивает административную поддержку генеральному директору. В точности довольно сложно перечислить все функции, возложенные в российской компании на сотрудника в должности помощника руководителя, его роль очень неоднозначна. В одной фирме секретарь может выполнять исключительно функции сотрудника call­центра, в другой – быть кем­то вроде завхоза, в третьей – вести бухгалтерию и заниматься управлением персоналом, и вообще знать ответы на все вопросы. Одним
словом, «мастер на все руки».

Но это можно сказать, если речь идет о небольших компаниях. В крупных же российских корпорациях, как и в западных, также встречается разделение помощников руководителей по отделам и набору функций, так как один человек со всем объемом работы просто не сможет справиться физически. Однако круг должностных обязанностей все же очерчен не настолько четко, как у иностранцев.

Особенности зарубежного труда

Отправляясь на поиски работы помощника руководителя в западных компаниях, не лишне будет знать некоторые особенности трудовых отношений у иностранцев, касающиеся всех сотрудников, и секретарь не исключение.

Есть мнение, что там запрещены «посиделки» и начальство строго противится любому отвлечению от работы. Все время пребывания сотрудника на работе, особенно в американских компаниях, подчинено максимальной профессиональной реализации, повышению прибыльности и конкурентоспособности фирмы. Такой уклад связан с традициями западного общества и его культурой. К тому же иностранцы считают, что сотрудники получают достаточно хорошие деньги, чтобы организовать свое свободное время. Однако на одном из форумов бывшая сотрудница западной компании это опровергает: «Посиделки разрешены.

Более того, новые иностранные начальники могут воспринять их как элемент традиции и будут с удовольствием сами предлагать вам организовать посиделки на дни рождения и т. п.», – делится своим опытом Наталья.

Другое мнение, что у иностранцев существует жесткая субординация, принято четко разделять личные и профессиональные отношения. В России же привыкли дружить с начальством, у нас считается, что шеф, который хорошо относится к человеку, будет более лоялен и к его ошибкам.

В компаниях западного типа подчеркивается разделение профессионального и личного, субординация – часть корпоративной культуры, и даже самые близкие отношения с шефом вовсе не означают, что он не поставит на место за промах и не накажет материально.

Кроме того, в компании западного типа человек, занявший более высокое положение, зачастую перестает общаться со своими недавними коллегами. В западной компании приветствуется общение с людьми своего нового круга, так как это определяет социальный статус, а значит, может способствовать продвижению по службе.

Снобизм начальников­иностранцев Наталья также опровергает, пишет, что снобов там нет: «Все доброжелательны, и со своими проблемами можно обратиться почти ко всем сотрудникам. Они даже в большей степени могут войти в положение, чем русские. У вновь назначенных русских начальников часто замечала снобизм, нежелание общаться с прежними коллегами и вообще кардинальные изменения характера, наверное, от страха за такое место».

В компаниях с западным укладом не принято брать на себя работу другого человека, каждый должен отвечать сам за себя, быть занят своим делом. Российская культура больше коллективистская, тогда как западная – индивидуалистская. Помогать коллегам, конечно, стоит, но только чтоб такая помощь не мешала полностью сделать порученную вам работу. Основываясь на своем опыте, Наталья рассказала, что помогать можно, так как главное, чтобы работа была сделана: «Еще принято не гнушаться любой работы. У меня иностранный начальник IT сам по пользователям бегал».

Еще одно проявление принципа персональной ответственности – необходимость за все отчитываться. В России перед руководством привыкли отвечать как минимум всем отделом. У иностранцев же принято отчитываться только за свой персональный кусочек работы. А слова наподобие: «Тут не только я работала! Мы все трудились!» – руководителя­иностранца могут сильно раздражать. Поэтому не нужно стесняться говорить о своих личных достижениях и, наоборот, не стоит сваливать свои промахи на кого­то другого.

В этом Наталья видит даже преимущество: «Четко известен перечень своих дел и сколько на них тратится времени. Очень удобно отчитываться. И сотрудник всегда готов к профессиональному разговору с шефом относительно своих успехов и свершений.

Еще из­за языкового барьера начальнику трудно вникать во все дела. Поэтому ему иногда кажется, что что­то недоговаривают. Простите его».

Иностранцы считают, что лучший стимул – это деньги. На Западе экономика работает более слаженно и поэтому руководитель­иностранец привык заранее просчитывать все ходы. В западной компании лучше предложить такой план, который сулил бы не сиюминутную прибыль, а позволял бы постепенно, но верно вывести фирму на определенный уровень.

По этому вопросу Наталья отметила: «В общем, у иностранцев принято экономить и проводить разные мероприятия по снижению расходов. Ничего страшного, это только больше дисциплинирует».

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело