Вирусы в маркетинге. Полезны ли они для компании?

Источник: Секретарское дело

Анастасия Балашова

И меет ли что­то общее вирус с маркетингом? Как это ни странно, но да! Одно из наиболее популярных веяний маркетинга – это вирусы, и каждый профессиональный помощник генерального директора должен быть в курсе этих веяний, чтобы вовремя рассказать о них своему руководителю и помочь в оптимизации бизнес­процессов вашей компании.

Вирус – инструмент маркетинга, поощряющий передачу завуалированного сообщения о продукте или бренде от одного потенциального клиента к другому и постоянно наращивающий охват аудитории, а также повышающий значимость этого сообщения. Подобно вирусам, сообщение мгновенно распространяется, передавая тысячам и миллионам потенциальных покупателей информацию о вас.

Инструмент этот весьма эффективен, поскольку может обеспечивать (хотя не может гарантировать) максимальное количество контактов с целевой аудиторией при относительно низкой стоимости, именно поэтому в России на данный момент появилось довольно много маркетинговых агентств, которые специализируются на этом новом ответвлении маркетинга.

Поскольку в бизнес­сообществе довольно много ведется разговоров о преимуществах вирусов, помощникам руководителей нужно разбираться в особенностях этого инструмента продвижения, чтобы точно знать, действительно ли он так хорош, как пытаются представить его начинающие вирусологи, говоря о том, что это очень эффективный способ поднять продажи малыми вложениями.

В общем­то, да, вирусный маркетинг действительно помогает распространять сообщение и при этом может стать поводом для многочисленных PR­публикаций, что обеспечивает дополнительный охват аудитории.

И неважно, в какую форму облачено ваше вирусное обращение – графика, аудио или, что наиболее популярно, видео – главное, чтобы его удобно было отправлять от одного пользователя к другому (через электронную почту, в социальных сетях и т. п.).

Вирусный маркетинг возник не внезапно, как только появился Интернет. Люди всегда делились интересными ссылками – как с распространением Интернета, так и до его существования.

Однако с развитием технологий передавать ссылки и делиться информацией стало намного проще. Теперь достаточно нажатия одной клавиши – и сотни людей получают ссылку или картинку. Несколько десятков лет назад вам пришлось бы вырезать интересную заметку из газеты и показывать вырезку своим друзьям, чтобы поделиться волнующей информацией. Современные технологии позволяют отправлять ссылку сколь угодно большому количеству людей буквально из любой точки мира с устройства, доступного практически каждому, будь то мобильный телефон, «планшетник» или ноутбук.

Благодаря оснащению все большего количество сайтов специальными виджетами для инкорпорирования информации в социальные сети и отправки по электронной почте распространение новостей от пользователя к пользователю с каждым днем становится все более удобным.

Преимущество вирусного маркетинга в том, что действительно не нужно тратить огромные бюджеты, чтобы обеспечить охват, не меньший, чем при рекламной кампании на федеральном телевидении. К тому же вы с точностью сможете определить, на какую аудиторию вы хотите воздействовать еще на стадии формирования контента. Если ролик придется по душе одному из представителей вашей целевой аудитории, он отправит его всем остальным.

Недостаток вирусов: гарантировать аудиторию вам не сможет никто.

Хорошее вирусное видео или фото даже не нуждается в словах: вы доставляете ваше сообщение с помощью качественной картинки, которая имеет более прямое воздействие на эмоции человека, чем просто слова. Но это не единственное условие успеха вирусной кампании.

Ингредиенты хорошего вируса

Нельзя не согласиться с тем, что некоторые вирусы работают отлично, а некоторые не работают вообще. И совсем немногие достигают ошеломительного успеха. Но есть основные принципы успешности вируса, руководствуясь которыми, вы увеличиваете вероятность того, что кампания достигнет поставленных целей. Чем больше принципов вы возьмете на вооружение, тем лучше.

Эффективный вирус, в первую очередь, это что­то бесплатное. «Бесплатно» – самое главное слово в словаре хорошего маркетолога или человека, который работает над увеличением продаж. Большинство вирусных кампаний или содержат слово «бесплатный» и его синонимы, или сами по себе являются бесплатным контентом, так они могут привлечь большее внимание аудитории. Бесплатная рассылка, бесплатная информация, бесплатные программы, бесплатное видео и т. п. «Дешевый» и «недорогой» – может также инициировать волну интереса, но бесплатный работает безотказнее.

Вирусологи обычно практикуют задержку возврата инвестиций. Можно быть в минусе на первый день после начала кампании, на второй, через месяц и даже полгода. Но через год при условии создания идеального вируса прибыли будет больше чем достаточно. Слово «бесплатно» привлекает внимание потребителей, а когда их внимание обращено на ваш продукт, вы больше продаете и в конечном итоге зарабатываете деньги.

Вирусное сообщение было максимально адаптировано для транспортировки. Вирусы хорошо распространяются только в том случае, если их легко передавать. Человек, который ретранслирует ваше сообщение, должен иметь возможность передать его одним кликом, поэтому идеальным хранилищем для вируса может быть специально созданный сайт, видео, загруженное на бесплатный видеохостинг и т. п.

Вирусный маркетинг так здорово работает в Интернете только потому, что все большее развитие и распространение получают программы для обмена мгновенными сообщениями, социальные сети и другие средства коммуникации людей, упрощающие и удешевляющие передачу той или иной информации.

И чем короче ваше сообщение, тем лучше. Например, классическое (и надо признать, одно из самых успешных) рекламное сообщение вирусной раскрутки почтового сервера Hotmail звучало так: «Получите ваш личный бесплатный электронный ящик на Hotmail».

Это сообщение сжатое и понятное. Оно призывает пользователя получить собственный ящик совершенно бесплатно. Сообщение копировалось во всех исходящих сообщениях с почтового сервера Hotmail и привлекало все большее количество новых пользователей своей простотой, емкостью и прямолинейностью. На сегодняшний день у Hotmail больше всего зарегистрированных пользователей.

Вирус должен быть заранее подготовлен к увеличению количества контактирующих с ним пользователей. Например, если речь идет о веб­сайте, то чем большее количество людей заходит на сайт, тем более мощные серверы должны содержать информацию, хранящуюся на сайте. Надо быть готовым к увеличению трафика. В противном случае существует риск завалить даже самую хорошую вирусную стратегию.

Умный вирус должен эксплуатировать общую и прозрачную мотивацию поведения потребителей. Например, если вспомнить Hotmail, то ключ успеха этого почтового сервера – слова «бесплатный» и «личный», в данном случае слоган апеллирует к жадности людей. Они хотят иметь бесплатный, свой, большой ящик. Строя вирус на базовых поведенческих принципах человека, можно заранее обеспечить львиную долю его успешности.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело