Новая профессия – блог­секретарь (Освоение блогосферы: полет нормальный)

Источник: Секретарское дело

Юлия Таранина

С екретарь во многих российских компаниях – наше все! Это многоликое и многорукое, как индуистский бог Шива, существо выполняет самые разные виды работ: от информационно­пейджинговой и курьерской до юридической (оформление договоров) и психотерапевтической (поддержание социального мира в компании). Так у нас. На Западе сильны тенденции специализации секретарей по направлениям работ. И не так давно, отпочковавшись от пресс­секретаря, появился новый специалист – блог­секретарь. В его обязанности входит работа с блогосферой и социальными медиа. Сейчас это направление активно развивается не только на Западе, но и в России. Пришло время поговорить о рекламе в социальных медиа и собственно блог­секретарях.

В России сей неведомый «зверь» попал под еще более емкое определение, чем секретарь, и стал менеджером – менеджером по работе с социальными медиа. Но как его ни назови, функционал от этого не меняется. А функционал велик – от привлечения внимания пользователей к бренду и нейтрализации негативных выпадов в его адрес до стимулирования продаж и продвижения новых направлений. Повышение лояльности целевой аудитории, информирование потенциальных клиентов об акциях, скидках, новых услугах, PR – это базовые задачи блог­секретаря. Реклама в социальных сетях и на форумах – его основной инструмент, который помогает эти задачи решать.

В сетях

На ежегодном форуме ECR 2010 г., важном событии в индустрии FMCG России, привлекающем крупных поставщиков и ретейлеров, отдельная секция – «Социальные сети» – была посвящена продвижению брендов в социальных медиа. Модератор секции Михаил Гейшерик, руководитель отдела по работе с социальными медиа РА Grape, озвучил главное: «Думаете, что «Одноклассники», Facebook, Twitter и т. д. – это баловство? Они растут в геометрической прогрессии! Только 14 % людей доверяют рекламе, 70 % – доверяют рекомендациям друзей. Поэтому социальные сети все больше влияют на ваши бренды, а Интернет все больше набирает обороты как канал дистрибуции».

Рост значения Интернета в нашей жизни подтверждают и исследования фонда «Общественное мнение». Регулярные исследования фонда указывают на постоянный рост числа интернет­пользователей в России. По данным последнего бюллетеня «Интернет в России. Зима 2010–2011», доля интернет­пользователей среди населения старше 18 лет составила 43 % (50 млн человек). При этом 3 человека из каждых десяти пользователей составляют активную часть аудитории, выходящую в Сеть, по крайней мере, один раз в сутки. Общая численность активной интернет­аудитории в конце 2010 г. составила 36 млн человек. При сохранении темпов распространения Интернета к концу 2014 г. число пользователей достигнет 80 млн человек, или 71 % населения России старше 18 лет.

К такому выводу пришли эксперты проекта «Мир Интернета» фонда «Общественное мнение».

Современный интернет­пользователь активно осваивает возможности Сети, не ограничиваясь электронной почтой и традиционными поисковыми сервисами. Очень популярны социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте» и др.) – в них включен каждый второй интернет­пользователь (49 %).

Бренды в блогосфере

В этих обстоятельствах роль специалиста по работе с социальными медиа в современных маркетинговых коммуникациях очень скоро из эпизодической превратится в главную. И топ­менеджеры многих известных брендов это уже поняли. Так, начиная с 2009 г., компанию Nokia в блогосфере России представляет блог­секретарь. В его задачи входит мониторинг и контент­анализ дискуссий в русскоязычном секторе социальных сетей Интернета, привлечение блогеров к тестированию новых устройств и сервисов Nokia, к участию в акциях, мероприятиях и т. д.

Надо заметить, что существует две стратегии взаимодействия между брендами и социальными медиа – явная и скрытая. Если блог­секретарь, он же модератор группы в социальной сети, открыто заявляет о том, что является официальным представителем компании, осуществляющим связь между брендом и участниками социальной сети, – всем все понятно.

Если же ваш собеседник в блоге или социальной сети действует как частное лицо и от собственного имени, делится «личным» опытом и дает «дружеские» советы, то это партизанский маркетинг. В данном случае работа проводится максимально завуалированно и при профессиональном подходе легче вызывает доверие, чем обычная реклама. Первый путь, безусловно, относится к цивилизованным методам, второй – к манипулятивным, граничащим с мошенничеством, контрабандным методом рекламы. Социальные сети Интернета – масштабный и не имеющий аналогов по степени доверия канал коммуникаций между людьми. Скрытая реклама превращает Интернет в территорию лжи. Оставим нравственные аспекты в стороне, эта реклама неэффективна! Еще несколько лет назад перед покупкой, например техники, покупатель изучал мнения тех, кто уже стали счастливыми обладателями данного товара, интересовался на форумах, получал советы и рекомендации. Сегодня каждый уважающий себя интернет­пользователь знает, что большинство участников этих форумов – люди, которые за то, что советуют нам приобрести тот или иной товар, получают зарплату, часто копеечную (загляните на любой форум фрилансеров­копирайтеров, постинг на публичных ресурсах оплачивается, исходя из таких расценок, что потенциальному постеру впору прослезиться, но нет – желающие находятся!). Сведения, полученные от этих добрых советчиков, не что иное, как реклама, к которой можно относиться по­разному, но в любом случае следует отдавать себе отчет в том, с чем вы имеете дело.

Прозревших с каждым днем становится все больше, возможностей у недобросовестных рекламодателей меньше, а требования к профессионализму специалистов по скрытой интернет­рекламе выше. В скором будущем от них потребуется или знание манипулятивных психолингвистических приемов, или редкий художественный дар – одной лишь силой печатного слова отмести все сомнения в своей искренности. Пора бы рекламодателям­партизанам понять, что это тупиковый путь, приемлемый только для фирм­однодневок.

Учитесь!

Та же Nokia выстраивает прямой канал коммуникаций с интернет­пользователями на основе принципа взаимной заинтересованности, считая его единственно возможным для себя вариантом работы с блогерами и участниками социальных медиа. «Клуб владельцев Nokia» «ВКонтакте» может служить примером популярной брендовой коммуникационной группы в социальных сетях. По информации на 31 марта 2011 г., группа насчитывает 1 201 770 участников, это шестая по популярности группа в «ВКонтакте». Группа NIVEA Lip Care, по данным на ту же дату, объединяет 555 000 участников и входит в первую полусотню групп Сети.

И не важно, созданы ли данные площадки фанатами продукции этих производителей или специалистами компании, – это инструменты долговременной работы. Блог­секретарь активно коммуницирует с группой: передает ее участникам новую продукцию для тестирования, приглашает на тусовки, делится актуальной информацией.

По сути, известно два открытых способа работы с социальными медиа: создание собственного канала коммуникаций (группы, сообщества) или работа на ранее созданных площадках. Блог­секретари крупных компаний – это, как правило, авторитетные блогеры­тысячники со стажем, модераторы популярных групп или представители специализированных маркетинговых агентств с подтвержденными достижениями в блогосфере. Работа на уже существующих площадках, естественно, дает блог­секретарю меньше возможностей, чем созданный собственными силами блог или группа, так как он всегда будет ограничен лояльностью
модератора.

В то же время такой пример собственной инициативы блог­секретаря, как создание аккаунта с именем и фамилией, совпадающими с брендом, мягко говоря, нельзя назвать удачным. Множе­
ство аккаунтов во всех социальных сетях с именем «Пиво» и самыми разными фамилиями не вызывают интереса и желания пообщаться с их носителем даже у самых горячих поклонников этого прохладительного напитка.

Факторы эффективности

Искренность.

Объективность.

Знание своей аудитории.

Ненавязчивость.

Обозначить свою позицию, открыто объявить цели, дать достоверную информацию о бренде, товаре, услуге – это не только честно, но и дальновидно. В Интернете невозможно долго скрывать правду, ложь опровергнут, и правда неизбежно выйдет наружу, и очень скоро.

Изучение своей аудитории в социальных медиа, несмотря на сложность и трудоемкость процесса, позволит направлять информацию преимущественно по адресу и тем самым повысит успешность коммуникаций. Информационно­аналитическая составляющая работы блог­секретаря состоит в мониторинге большого количества постов и комментариев в день. Это дает возможность оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию в блогах, поддерживать дискуссии, направлять их ее в требуемое русло, а также передавать информацию от конечного потребителя в производственно­сервисные отделы компании для улучшения их работы.
Таковы преимущества двусторонней связи, которую в состоянии поддерживать грамотный специалист по работе с социальными медиа.

Предоставляя людям сведения, даже рекламного характера, не навязчиво, а в виде информации к размышлению, можно достичь одной из важных целей, стоящих перед блог­секретарем: повышение лояльности аудитории.

Как показывает практика, чаще всего изначально пользователи настроены негативно. Причина – недостаточная информированность или, что еще хуже, искаженные слухами представления о бренде, товаре или услуге. Ссылка на официальный портал, пара положительных примеров, работа с возражениями и сомнениями – и негатив уходит, уступая место позитиву. Настороженно настроенный интернет­собеседник становится лояльным, а лояльный – преданным бренду.