Комната для переговоров: интерьер определяет решение

Источник: Секретарское дело

Иванка Бикеева

Нас заинтересовало, что же важно в интерьере комнаты для переговоров, что может повлиять на решение собеседников, что в ней должно быть, а чего не должно. Расспрашивая директоров различных компаний, мы натолкнулись на диаметрально противоположные мнения. Один утверждал, что главной деталью интерьера переговорной является секретарь, потому что в их компании был случай на переговорах с немецкими партнерами, когда вошла эффектная, с большим бюстом секретарь и принесла кофе, немецкая сторона покраснела и смягчилась, и говорили они только об этой девушке. Другой директор заметил, что в идеале переговорная должна быть как в фильме «Матрица», в эпизоде встречи Нео с Архитектором: абсолютно пустая белая комната. Третий заметил, что показателем уровня компании является не переговорная комната, а туалет. Чем он лучше, тем надежнее и стабильнее компания. Давайте послушаем и другие мнения.

Какими они бывают

Иван Ковалев, генеральный директор ООО «Капитал Инжиниринг»,рассказывает: «Больше всего мне понравилась переговорная в «ИКЕА», в Химках, в период строительства первого ТК «МЕГА» на Профсоюзной. Там, в отличие от прочих компаний, декларирующих открытость, переговорная с прозрачными офисными перегородками, находящаяся на всеобщем обозрении сотрудников офиса, действительно демонстрировала открытость. Мебель и прочие атрибуты не запомнились, однако доминантой демократии был уголок «самообслуживания» – кофе, чай посетители наливают сами. Доска, конечно же, есть, это, видимо, атрибут конструктивности, а вот все остальное ярко не запомнилось, т. к. не отвлекало внимание. Важно, что в сумме три атрибута: прозрачность, демократичность и конструктивность – создавали ауру, в которой не хотелось обманывать, хотелось по­партнерски сотрудничать и целенаправленно, открыто решать задачи. В тот раз (начало 2000­х) мы, как мне кажется, скорее проиграли переговоры, т. к. не были готовы к такой атмо­сфере, и у меня, и у моих коллег не было навыков «открытых» переговоров. Шведы же были на коне!

Часто бывал в переговорных, мебель которых стоит немалых денег. Стол стоимостью хорошей машины обладает плохим свой­ством – притягивает внимание, отвлекая от сути переговоров. Кроме того, помпезность обстановки, конечно, дает ощущение надежности и стабильности (причем вряд ли организованности – об этом будет свидетельствовать порядок на столе, время начала встречи, решение организационных вопросов встречи и т. п.), но вкупе с удобными креслами не дает ощущения открытости, конструктивности, и в случае если люди плохо владеют собой, ведет к замкнутости.

К этой обстановке надо привыкнуть, что отнимает время и стимулирует затяжные переговоры. В таких переговорных очень хорошо проявляются способности людей владеть собой, а также отсутствие этих способностей, что является, пожалуй, единственным плюсом подобных помещений.

Еще один тип бизнеса – хантинговые агентства, довольно часто меняющие расположение офиса. Переговорные этого типа – чистый минимализм. Важна конкретика и ничего более. Пару раз встречались бетонные стены без отделки. В таком месте переговоры никогда не затягивались. Все четко, быстро и конструктивно.

В целом стоит признать, что интерьер переговорной очень сильно зависит от того, кого ты планируешь в ней принимать. В своем офисе я пока не воплотил идеал переговорной для встреч со строительными подрядчиками, где важен настрой на конструктивность и открытость через интерьер. Не обязательно должны быть стеклянные панели, но близкие по смыслу решения. И есть уверенность в том, что не стоимость мебели делает переговорную удачной».

Дмитрий Шейн, директор компании «Комплекс отделочных работ», уверен, что главное на переговорах – время, которым вы обладаете.

Этому Дмитрия научил опыт работы с иностранными партнерами. Если ты не торопишься и не спешишь, то можешь уверенно проводить свою линию. А чтобы никуда не торопиться, переговорная должна быть комфортной для руководителя. Ее нужно делать не для гостей, а для себя, считает Дмитрий Шейн. И выбирать тот вариант интерьера, в котором вы будете чувствовать себя уверенно и уютно. Это даст неоспоримые психологические преимущества.

Татьяна Скриванек, заместитель начальника отдела поставок компании «Биогард»: « По роду своей работы я часто бываю в переговорных комнатах на предприятиях и в офисах европейских компаний. Мебель там обычно либо светло­коричневая под дерево, либо светло­серая. Стулья с подлокотниками средней жесткости. Столы прямоугольные или овальные. Если это предприятие, то в переговорной обязательно присутствуют шкафы с образцами продукции. Светлые стены, на которых обязательно есть часы, что говорит о бережном отношении к времени. Еще один обязательный атрибут – доска­мольберт с бумагой и фломастерами. Иногда бывают грамоты, календари с атрибутикой компании, но их мало, всю стену ими не завешивают, как в некоторых российских компаниях. Декор переговорных мини­малистичен, без пафоса. Их используют многофункционально: собственно как переговорные и как комнаты для совещаний сотрудников. Освещение обычное – дневное. Полы покрыты ковролином. Иногда в переговорных на окнах стоят живые цветы.

Пару раз видела огромные кадки с пальмами. Переговорные создают впечатление стабильности и экономности, свойственной всем европейцам».

Мнение дизайнера

Кирилл Суханов, генеральный директор компании iCD – Intellektual Creative Decisions («Интеллектуальные креативные решения»), считает: «Комната должна быть подготовлена для проведения конструктивных переговоров. В ней необходимо предусмотреть возможность менять некоторые детали интерьера. Например, при деловой беседе повесить на стены постеры с тематикой разработок компании, дипломы и фотографии с крупными заказчиками и т. д. Переговорная не может быть сделана один раз и навсегда, мобильность изменений способствует проведению новых успешных переговоров. Мебель должна быть не расслабляющей и не тяжелой. Лучше, если она будет пастельных тонов – например, цвета топленого молока, но ни в коем случае не черная. Стол овальной формы и желательно прозрачный, это символизирует прозрачность отношений. Освещение мягкое, без контрастов – для создания атмосферы спокойствия. Цвет стен должен быть светлее цвета мебели, а пол темнее, при этом неплохо, если на полу будет коротко­ворсистый ковролин. Все помещение должно производить впечатление легкости и деловой атмосферы. Это способствует созданию благоприятного климата на переговорах, которые не всегда бывают легкими».

Мнение архитектора

Михаил Терещенко, архитектор, руководитель «ТМ­студии», рассказывает: «Существуют правила пропорций объема воздуха к количеству людей, находящихся в помещении. Если десять человек расположатся на 4 кв. м, то вести переговоры будет сложно. Поэтому необходимо выбирать для переговорной большое помещение. Второй важный момент – цветовое решение и эргономика помещения. Если мы выкрасим стены в буро­малиновый цвет или напишем на них какие­то интересные надписи, то, скорее всего, это будет отвлекать от сути разговора. Третий момент – уже сам процесс ведения переговоров, вплоть до того, как подается чашка кофе. Цвет, фактура и пропорции помещения влияют в первую очередь на то, как будут проходить переговоры. Человека более располагает к беседе естественное освещение, поэтому в переговорной должны быть окна, желательно большие оконные проемы. Это и обогащает, и расширяет пространство.

Стилистика переговорной должна быть нейтральной, если это, например, банковский офис. Если же речь идет о строительных или дизайнерских фирмах, то в переговорной необходимо подчеркнуть суть нашего предмета, заинтересовать заказчика, показать какие­то элементы, которые он, возможно, подсознательно захочет видеть в своем офисе. Какие­то изысканные вещи, которые будут импонировать заказчику или, наоборот, не импонировать, но это опасный момент, потому что является делом вкуса. Например, сочетание разных фактур: камня, стекла, гладких поверхностей – очень обогащает интерьер. Он становится разнообразным, неординарным, что и привлекает. Возможно, вы не профессионал и не сразу это поймете, но воспримете на подсознательном уровне. Человек, который стремится к спокойствию, тяготеет к пастельным тонам, а легковозбу­димый выбирает яркие оттенки цвета, всевозможные полосы и геометрию. В Европе (я работал в Германии, а сейчас в Хорватии) считают важным показать свои возможности. Например, если вы раскрываете пространство, то переговорная расположена в зале, где работают другие сотрудники компании, и отделена перегородками. Входя в такое помещение, вы видите перспективу, работающих людей и определенным образом настраиваетесь на переговоры. Одно дело, когда вас провели по коридору, посадили в переговорную, дали чашку кофе. И вы не можете себе представить, как выглядит компания: ее объем, ее возможности, ее жизнь. Другое дело, когда люди пытаются внести это в свой имидж, они с удовольствием раскрывают переговорные, отгораживая их стеклом от общего зала. Ведь оно может быть звукоизолированным, к тому же всегда можно повесить жалюзи и в случае необходимости закрыть их. Такие переговорные – довольно частое явление в Европе, а наша ментальность пока не позволяет настолько раскрываться. Ведь мы все вышли из коммуналок и хрущоб, и большое пространство на нас давит. Есть экстравертное и интровертное пространство. Первое предполагает открытые пространственные решения, одно пространство перетекает в другое, при этом дополняя друг друга. Интровертное пространство – это коридор с закрытыми дверьми в помещения. Вы идете по коридору, входите в дверь, закрываете ее за собой, и это пространство начинает работать. Потом заходите в другую комнату – и уже работает другое пространство. Выбор той или иной концепции зависит от конкретного руководителя, принимающего решения по организации офиса».

Мнение психолога

Антон Безмолитвенный, психолог, руководитель корпоративного направления компании «Синтон­Петербург»: «В зависимости от целей существует три основных вида переговорных комнат: общая, закрытая и корпоративная.

Общая переговорная – универсальное решение. Обычно это просторное помещение (для того чтобы подчеркнуть статус компании), способное вместить большое количество людей. Поскольку общая переговорная служит прежде всего представительским целям, располагается она чаще всего во фронт­офисе (часть офиса, ориентированная на работу с клиентами). На стенах полезно вывешивать корпоративные постеры, дипломы, награды, календари с символикой компании.

Закрытая переговорная – это VIP­зона, в которую, как правило, имеют доступ только руководитель и его особо важные клиенты. Эксклюзивность обстановки должна быть поставлена здесь во главу угла. Мебель, оборудование, картины – все должно соответствовать самому высокому классу. Для закрытой переговорной не нужны большие площади, в ее задачи входит создать условия неформальной обстановки для нескольких человек. Это VIP­решение для солидной, заботящейся о своем имидже компании. Закрытая переговорная размещается преимущественно рядом с кабинетом руководителя.

Что должна ощущать VIP­персона, пришедшая на переговоры в такую комнату? Устойчивость на рынке и солидность вашей компании, готовность к сотрудничеству, конфиденциальность, уважение к ее статусу и прозрачность ваших намерений.

Следовательно, идеальная переговорная такого типа должна располагать собеседника к тому, чтобы он почувствовал комфорт, открылся и расслабился. Кроме того, при оформлении интерьера стоит учитывать фирменный стиль и специфику организации, вместе с тем ни в коем случае не смешивая его с интерьером входных групп и ресепшен.

Совершенно другие цели преследует интерьер корпоративной переговорной. Разумеется, она в полной мере соответствует уровню компании, однако такая переговорная служит для решения других задач, а значит, в ней должна быть совершенно иная обстановка. Поскольку переговорная предназначена исключительно для «внутреннего пользования», вполне оправдан принцип «минимум затрат – максимум пользы». Как правило, в такой переговорной мебель проста и функциональна, что позволяет менять обстановку в зависимости от предстоящего мероприятия. Очень часто корпоративная переговорная выполняет также функции комнаты отдыха для сотрудников. В этом случае в ней должен быть предусмотрен «уголок» со всем необходимым: мягкой мебелью, мини­буфетом, возможно – плазменной панелью. На столах вполне могут быть
уместны цветы.

Корпоративная переговорная находится в служебном пользовании, поэтому она, как правило, располагается в бэк­офисе.

Разумеется, вне зависимости от типа и предназначения переговорной комнаты, стилистика ее оформления (сочетание цветов и символика) должна соответствовать корпоративному стилю компании.