Новый босс: вред или благо?

Источник: Секретарское дело

Анна Сардарян

Cпециалисты по управлению персоналом предупреждают: частые смены начальников могут обернуться для бизнеса серьезными убытками и привести к потере ценных сотрудников­профессионалов. Однако руководители российских компаний уверены: построить систему взаимоотношений с подчиненными так, чтобы не потерять авторитет и сохранить коллектив, руководителю­новичку вполне под силу.

Кот в мешке

По данным MIT Sloan Management Review, более 35 % менеджеров компаний США задерживаются на одном месте не более 2 лет. Молодые и амбициозные российские менеджеры высшего звена отправляются на поиски нового места раз в три­четыре года. Так, частая смена начальников становится серьезной проблемой как для самих новичков­руководителей, так и для их подчиненных.

«Любое изменение, в том числе и приход нового начальства, всегда серьезный стресс для персонала, – считает Елена Соколова­Бауш, директор по управлению персоналом Корпорации «ИНКОМ». – Новый руководитель – это непо­знанный объект для сотрудников, распознать требования к работе и стиль управления которого возможно далеко не сразу».

Для сотрудников, привыкших к стабильности и отсутствию перемен в жизни, предпочитающих хорошо знакомого «старого» шефа незнакомому «новому», смена начальника может стать настоящей трагедией. Неудивительно, что после смены шефа нередко увольняются подчас ценные профессионалы, потеря которых для бизнеса оборачивается серьезными убытками. Причина таких увольнений зачастую кроется в страхе не понравиться новому начальству, подвергнуться его придиркам и работать под угрозой увольнения, а также менять свои сложившиеся привычки и методы работы. Однако не стоит забывать и о том, что те сотрудники, у кого «старое» начальство не вызывало особых симпатий, наоборот, могут воспринять перемены в руководстве с радостью и новыми надеждами.

«Новый начальник – это объективная реальность, которую подчиненные должны принимать такой, какая она есть, – считает Алиса Беленко, финансовый директор компании «Интеграл­Сервис». – Естественно, что какое­то время в коллективе будет происходить знакомство и притирание начальника и его подчиненных. Но рано или поздно незнакомый «новый» начальник постепенно превратится в хорошо знакомого и привычного «старого».

Способы адаптации нового начальника

Экскурсия по подразделениям.

Представление коллективу.

Ознакомление с организационно­распорядительными документами, должностной инструкцией.

Ознакомление с этическим кодексом компании.

Ознакомление с правилами техники безопасности.

Описание текущих проблем в коллективе.

В пользу «чужака»

Сегодня не существует единого мнения на тот счет, кто является наиболее подходящим кандидатом на должность нового руководителя: пришедший со стороны варяг или же выращенный в стенах родной компании управленец. Немало потенциальных подчиненных утверждает, что им будет комфортнее с бывшим коллегой, чем с «чужаком». Но с некоторой оговоркой: деловые качества коллеги должны соответствовать должности начальника, а манера поведения не должна претерпеть существенных изменений.

Так, к примеру, в компании «Пепеляев групп» придерживаются позиций выдвижения на руководящие должности уже работающих специалистов. «Подавляющее большинство руководителей у нас начинали с рядовых сотрудников, – рассказывает Александр Виноградов, заместитель генерального директора юридической компании «Пепеляев групп». – Как и в любой юридической компании, наши руководители – это, как правило, партнеры и руководители практик, которые выросли на глазах всего коллектива из практикующих юристов. Поэтому у нас всегда знают нового руководителя не один год, а назначение такого руководителя на пост топ­менеджера воспринимается как закономерное развитие карьеры».

«В целом начальнику из «своих» легче адаптироваться, – считает Вадим Зеленский, генеральный директор компании «Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз», председатель Ассоциации делового туризма (АБТ). – Он знаком с компанией, ему нужно меньше времени на профессиональную адаптацию к коллективу, такой человек может прогнозировать поведение коллег в той или иной ситуации».

Однако есть и те, кто уверены, что хорошим начальником будет лишь специалист, попавший в организацию со стороны. Подобная ситуация стимулирует сотрудников к профессиональному росту, поскольку новый человек чаще всего привносит в коллектив свежие идеи и свой опыт.

«Адаптационные трудности возникают как у начальника, пришедшего со стороны, так и у бывшего коллеги, поменявшего статус подчиненного на статус руководителя, – считает Елена Соколова­Бауш. – Однако характер этих трудностей будет разный. Сотрудник, «вышедший из коллектива», может столкнуться с элементарной завистью, несоблюдением субординации, панибратством. Руководитель, пришедший из другой компании, рискует оказаться в ситуации, когда против него может ополчиться весь коллектив, в штыки воспринимающий все его поручения, нововведения и старания».

«Иногда «с улицы» приходят очень хорошие специалисты, которые завоевывают любовь всего коллектива, – уверен Вадим Зеленский. – А порой бывший коллега оказывается лучшим кандидатом».

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело