Защита репутации в сети Интернет: технологии и перспективы

Источник: Секретарское дело

Дмитрий Кристофор

C егодня мы ознакомимся с одной из новейших тенденций, прослеживающихся в процессе развития мировых информационных технологий. Как правило, появление той или иной технологии связано с появлением какой­либо новой, до того момента не имеющей высокой актуальности проблемы или угрозы. Как только появились вирусы, были изобретены соответствующие технологии противодействия. Как только пользователей Интернета стало слишком много – были модернизированы протоколы передачи данных. Со временем проявила себя следующая проблема – угроза нанесения вреда репутации. Таким образом, сегодня речь пойдет о стартапах, представляющих собой программные платформы по обеспечению защиты репутации человека в условиях онлайн­среды.

Современный человек не просто пользуется Сетью. Он там фактически живет. Точнее не «там», а «ею». «Не обобщай», – возразит читатель. Разумеется, в чистом виде фанатов онлайнового образа жизни, возможно, не так много. Но если мы на секундочку представим себе, что Интернет исчез, то вся наша жизнь, ее ритм, ее темп, ее структура, стратегия и тактика – изменятся значительно. Бесчисленные онлайновые сервисы появляются и исчезают, но пользователь остается в режиме наивысшей боевой готовности к новым испытаниям на минном поле гипертекста.

Пользователь – это человек, это уникальный индивид, и несмотря на иллюзию завуалированности реальной личности посредством никнеймов и сокрытий айпи­адреса, обширные, в частности и недокументированные возможности сети Интернет, позволяют использовать доброе имя человека в самом обширном спектре целей, в том числе и в целях неблагонадежных. Проблема в том, что изначально Интернет задумывался как самоконтролирующаяся система, формирующая среду, в которой любая информация может распространяться свободно и быть доступной каждому. Со временем пользователи стали осознавать, что достигнутый Интернетом уровень стопроцентного соответствия поставленному предназначению носит ряд ярко выраженных побочных эффектов. Логично предположить, что рано или поздно на просторах Сети должен был появиться технологический инструмент, позволяющий хоть как­то контролировать использование персональных данных и вести мониторинг собственной репутации. Поэтому особо продвинутые разработчики решились на создание специфических программных продуктов, призванных защитить честь и доброе имя пользователя от несанкционированного или неблагонадежного использования на безграничных просторах Сети. Мы попробуем проанализировать текущее состояние и практическую эффективность этих стартапов.

Первой из числа публичных технологических платформ по защите репутации стала система под нехитрым названием Reputationdefender, впервые запущенная в 2006 году. За небольшую плату платформа могла осуществлять постоянное слежение за заданным профилем пользователя в Интернете и вести протоколирование использования профиля сторонними лицами.

С протоколами позже знакомился сам клиент, и если он приходил к выводу, что его имя используется в неблагонадежных целях, то при помощи интегрированных инструментов платформы выходил на связь с владельцами сайта, на котором содержалась нелице­приятная информация, и требовал удалить соответствующие записи. В том случае если администрация сайта игнорировала обращение или не реагировала на него должным образом, то спор разрешался в судебном порядке при посредничестве самой компании – поставщика услуг. По крайней мере, на то рассчитывал идеолог и создатель стартапа Майкл Фертик, юрист по образованию. Острую необходимость в создании подобного ресурса Майкл, по его собственному признанию, почувствовал после неоднократного прочтения множества новостных историй, содержащих изобличительные сюжеты о нецелевом использовании персональных данных, об унижении чести и достоинства людей на страницах Сети. Проект обещал быть в должной мере конкурентоспособным, так как существующие на тот момент главным образом офлайновые пиар­технологии стоили безумных денег. Сайт предлагал комплекс соответствующих услуг за 10 долларов в месяц.

Спектр услуг, предлагаемый сервисом Reputationdefender, включал в себя несколько опций. В частности, платформа предоставляла широкие возможности для осуществления родительского контроля, но не в том смысле, чтобы вести статистику посещений сайтов или фильтровать доступ на запрещенные ресурсы, а в том аспекте, чтобы иметь возможность защитить своих детей от просмотра нежелательной информации, которая могла бы поступать к ним посредством сайтов и социальных сетей.

Следующая возможность платформы – это мониторинг персонального профиля человека на предмет выявления информации, которая могла бы нанести вред его карьерным перспективам. В тот период американские работодатели активно использовали ресурсы сети Интернет с целью предварительного ознакомления с личностью потенциального сотрудника либо просмотра активности текущих работников. Согласно исследованию CareerBuilder.com, порядка 26 процентов менеджеров по персоналу использовали поисковые системы в попытке найти публичную информацию о кандидате на вакансию.

Система также позволяла защитить пользователей от последствий различного рода «случайностей». Например, если в Интернет попала нежелательная фотография с вечеринки, вовсе не отражающая правду о личности отображенного на ней человека.

В подобных случаях программный алгоритм позволял обнаружить сайт, на котором была выложена фотография, и выйти на связь с администрацией. Другая технологическая возможность системы выражалась в том, чтобы осуществлять мониторинг в отношении использования различного рода персональных идентификационных сведений, таких как номер карточки социального страхования, водительских прав, домашнего адреса и телефона.

Майкл Фертик утверждал, что система полностью легитимна. В том случае если на страницах сайта будет обнаружен нежелательный контент и администрация воспрепятствует его удалению, то юридическое давление будет оказано на нее вполне официально. Также создатель системы считает, что большая часть администраторов сайта не желает связываться с судами и, как правило, реагирует на просьбу об удалении или коррекции содержимого сайта незамедлительно. Сьюзан Кроуфорд, профессор школы права Кардозо, прокомментировала этот аспект в том же ключе, акцентируя внимание на том, что администрация интернет­сайта менее всего заинтересована в судебных разбирательствах.

Что представляет собой эта платформа сегодня? Прежде всего, создатели слегка подкорректировали название. Теперь система носит имя Reputation, поэтому англоязычный пользователь, набирая в поисковике это слово, обязательно попадет на стартовую страницу «гаранта» соблюдения предмета этого термина. К текущему моменту Майкл Фертик придумал очередной идеологический лейтмотив в отношении своего проекта, обозвав современный Интернет «Викиликсом нашей жизни», тем самым намекая на то, что в мире не осталось ничего секретного. Майкл считает, что «Интернет превратился в бездонный сундук с сокровищами в виде персональных данных», причем «это явление стало настоящим сюрпризом». «Если мы не остановим бесконтрольную утечку персональных данных, то проблемы будут значительные», – резюмировал Фертик.

Сегодня линейка программных продуктов под лейблом Reputation состоит из следующих компонентов. Во­первых, это традиционная технология MyPrivacy, которая обеспечивает мониторинг передвижения персональных данных по Интернету, а также позволяет выходить на контакт с администрацией сайтов с требованием удалить те или иные данные или осуществить коррекцию информации. Компонент MyReputation обеспечивает контроль над использованием фотографий пользователя. К тому же в программном алгоритме этого компонента заложены возможности создания позитивного, привлекательного для других пользователей Сети имиджа заказчика. Модуль Reputationdefender предоставляет широкий спектр возможностей для бизнеса – заказчик получает возможность контролировать поисковые запросы, содержание название компании, в Google и сопутствующих системах. Кроме того, позитивный контент активно продвигается на вышестоящие позиции поисковиков, а нежелательные сведения удаляются в массивы с низкой релевантностью.

Компонент MyReputation Discovery позволяет отслеживать динамику появления пользовательских профилей социальных сетей в режиме онлайн, а также выставляет своеобразные рейтинги привлекательности профиля. Кроме того, этот модуль можно использовать как инструмент, позволяющий измерить степень контролиру­емости сведений, публикуемых о человеке, от первого лица.

Сохранил свою актуальность модуль MyChild, исследующий страницы Интернета на предмет появления информации, затрагивающей личность детей заказчика, а также организующий защиту от различных угроз, в том числе и на уровне психологического воздействия.

Стоимость использования сервиса или сочетаний компонентов варьируется от 100 до 170 в год.

На страницах New York Times то и дело проскакивают сюжеты, связанные с проблематикой защиты персональных данных в Сети. Энди Бил, соавтор книги «Radical Transparent» («Полная прозрачность», или «Совершенно несекретно»), считает, что возможности текущих систем по защите персональных данных далеко не совершенны. Энди отмечает, что большинство пользователей смотрит только на первые страницы поисковых систем. Аналогично: программы, наподобие Reputation, стараются в первую очередь обратить внимание на страницы с самой высокой релевантностью.

По факту во множестве случаев бывает так, что самые интересные и пикантные сюжеты встречаются на конечных, наименее релевантных страницах поискового запроса. Их, как правило, игнорирует человек, и то же самое делает программа, которая этим же человеком написана.
Не критикуя открыто действующие системы защиты личности в Сети, Энди Бил в то же время отмечает факт наличия множества актуальных белых пятен в функциональном алгоритме программ.

Таким образом, мы плавно переходим к обзору аналогов системы Reputation. Прежде всего, примечателен новый стартап под названием Abine. Программный алгоритм, реализованный на этой платформе, позволяет собирать информацию о людях с различных баз данных – как с публичных, так и с коммерческих. В США таковыми базами данных являются 123people.com, MyLife.com, Spokeo, US Search и другие подобные ресурсы. Кроме того, Abine позволяет отслеживать использование в Сети любых фотографий, похожих на те, на которых изображен пользователь.

Конечным шагом алгоритма реагирования будет организация запроса на удаление нежелательных для пользователя данных. Abine функционирует на коммерческой основе, причем стоимость услуг дифференцируется в зависимости от типа обрабатываемого ресурса. В частности, удаление записей из баз данных обойдется заказчику в 75 долларов, но если возникнет необходимость в уничтожении улик с сервиса YouTube, то пользователю придется выложить от 10 до 50 долларов за один ролик.

Сервис Reppler позволяет контролировать персональный профиль пользователя в социальной сети Facebook. Создатели системы отмечают возрастающую активность работодателей и всех тех людей, от чьих решений зависят личные перспективы человека, в отношении использования ресурсов социальных сетей.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Секретарское дело