Дорог не подарок…

Источник: Секретарское дело

Иванка Бикеева

Людям свойственно делать друг другу подарки, будь это семья или бизнес-сообщество. Дарить приятно, а получать и подавно. Но преподносить подарки надо с умом. Ведь это не только приятная традиция, но и бонус для ваших взаимоотношений, который может стать постоянным напоминанием о вас или же досадным инцидентом.

Ника Круглоковская, специалист по деловому этикету, компания Vivactiv:

— Подарки — дело тонкое, особенно бизнес-подарки. Они не могут быть вручены без причины. Поводами обычно служат праздники, юбилеи, события совместного партнерства — например, подписание договора. Подарки обязательно должны вручаться публично. Презент с глазу на глаз более похож на взятку. Поэтому, чтобы не возникало вопросов, дарите при большом скоплении народа.
Существует законодательная норма, которая разрешает госслужащим принимать подарки стоимостью до 5 МРОТ. Это следует учитывать не только в отношении чиновников. Очень дорогие подарки в бизнес-сообществе не приняты.

Справка

Принимая подарок, необходимо помнить, что с точки зрения закона вы получили доход, подлежащий декларированию и налогообложению. Если подарок получен физическим лицом — налоговым резидентом РФ, применяется ставка НДФЛ в размере 13 %. В остальных случаях стоимость безвозмездно переданного имущества облагается по ставке 30 %. (ст. 224 НК РФ). Налоговыми резидентами, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ, независимо от фактического времени нахождения в России, признаются резидентами РФ. Если до 1 января 2008 года, согласно налоговому законодательству, исчислить, удержать и уплатить налог с подарка должна была организация, которая является дарителем, независимо от того, являлась ли она по отношению к одаряемому налоговым агентом или нет, то в 2008 году в налоговое законодательство были внесены определенные изменения. В частности, в подпункте 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ (введен федеральным законом от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ) говорится: физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ. За исключением отдельных случаев, например, когда даритель и одаряемый — физические лица, являющиеся членами семьи или близкими родственниками. Кроме этого, не облагается НДФЛ стоимость подарка в пределах 4000 руб. за налоговый период.

Ника Круглоковская, специалист по деловому этикету, компания Vivactiv:

— Обойти закон о налогообложении можно, вручая подарок не физическому лицу, а компании! Есть и определенные требования к виду подарка. Он не должен быть ярким. Хотя если подарок преподносится какой-то креативной компании — например, дизайнерской, то можно допустить некоторые вольности в стиле упаковки, да и самого подарка.

Нельзя дарить алкогольные напитки, хотя это распространенная практика в российских компаниях. Но ни дорогой, ни экзотический алкогольный напиток по нормам западного делового этикета не считаются приемлемым подарком. Исключение возможно, когда известно особое пристрастие лица, которому делается подарок, к определенному напитку, например, коньяк Уинстона Черчилля. Неприлично дарить и личные вещи, как то: галстуки, запонки, часы. Это связано с тем, что компании, делая подарок, размещают на нем свой логотип, чтобы постоянно напоминать о себе. Носить же запонки или часы с логотипом, пусть даже самого любимого делового партнера, не комильфо.

Лучше всего дарить канцелярские принадлежности: ручки, настольные органайзеры, календари и т. д., потому что на них легко нанести логотип и он будет всегда на глазах, т. к. этими вещами человек пользуется постоянно. Однако стоит учитывать, что не все, например, умеют пользоваться перьевой ручкой. Поэтому, каким бы дорогим и стильным ни был такой подарок, он не только не будет использоваться тем, кто его принял, но и оставит у человека неприятный осадок. Постепенно отмирают и ежедневники. Люди предпочитают пользоваться органайзерами. Но настольный органайзер — подставка для канцелярских принадлежностей и стикеров — хороший подарок. Он все время на виду, может украсить любой стол и в то же время функционален. Сейчас широкое распространение в качестве бизнес-подарка получили чехлы для ноутбуков. На чехлы тоже легко нанести логотип, да и пользуются ими часто.

Опять же некой стильной компании можно преподнести и оригинальный подарок, выходящий за рамки деловой сферы. Но тут надо иметь чувство такта и меры. Один мой знакомый маркетолог решил сделать своим клиентам на праздники приятный сюрприз, а заодно напомнить о своем бизнесе. Идея была великолепна: по почте отсылались посылки, из которых при вскрытии вылетали воздушные шары и привязанная к ним открытка. Но мой приятель забыл указать на посылках обратный адрес. В итоге кто-то сразу отправил их обратно на почту, кто-то перенаправил охране, а в одном офисе даже вызвали минеров, потому что уборщица задела ящик, там что-то взорвалось (лопнул шарик), и посылку приняли за террористическую атаку.

Секретарь должен быть очень внимательными к подобным сюрпризам. Вообще, если в компании происходили инциденты с подарками и клиенты, и партнеры знают об этом, то они поймут осторожное отношение к упакованным коробочкам. Но так можно и обидеть дарителя, поэтому необходимо очень вежливо и корректно попросить оставить подарок на ресепшен или у секретаря. Если даритель — лицо незнакомое, то можно попросить гостя до конца встречи оставить подарок у секретаря, незаметно связаться с охраной и проверить содержимое, а после встречи отдать дарителю, чтобы он на ваших глазах передал свой подарок руководителю.
Принимая подарок, нужно обязательно развернуть его, посмотреть, похвалить и разместить на видном месте, даже если он вам не по вкусу. Можно вменить в обязанности секретарю убирать подарок после ухода дарителя и снова выставлять при его визитах в компанию. Если же он появляется часто и неожиданно, лучше скрепя сердце оставить подарок на видном месте. Это стандартная деловая этика.

Когда даришь подарок, этично упомянуть повод, по которому делается презент, сказать, насколько это лицо или компания ценны и важны для вас или вашей компании, и некий дежурный комплимент.
Часто компании устраивают свои дни рождения, на которые партнерам желательно преподнести подарок в обязательном порядке. Подарки на дне рождении могут разместить не в кабинетах, а положить на специальный стол или в стеклянный шкаф. Но это не отменяет правило о том, что после дня рождения подарку нужно найти место на виду на весь следующий год.

Раньше общепринятой практикой было размещение всех полученных поздравительных открыток на особом столе на ресепшен. Это очень хорошо поднимало корпоративный дух компании, создавало праздничную атмосферу. Но теперь открытки приходят в основном в электронном виде и при печати теряют свою привлекательность. Так что эта красивая традиция умирает, а пиар-менеджерам стоит придумать ей какую-то замену.

Ольга Сергачева, пиар-менеджер, ОАО ПКП «Меридиан»:

— В этом году мы дарили партнерам iPad — интернет-планшет, ведь даже английская королева Елизавета II попросила купить ей iPad, чтобы было чем скрашивать долгие путешествия, которые ей приходится совершать по долгу службы. А «планшетник» королеве показали внуки — Гарри и Уильям.

В некоторых случаях мы дарим сувенирную продукцию, в некоторых — продуктовый набор, ведь наша компания занимается продуктами питания.
В качестве ответных даров получали подарки, тоже демонстрирующие род занятий партнера, — сувенирную продукцию. А производители конфет, например, преподнесли нам необычные упаковки своей продукции.

Татьяна Скриванек, заместитель начальника отдела поставок компании «Биогард»:

— Обычно у нас дни рождения компании проходят в «семейном кругу». Мы празднуем его центральным офисом. Отмечаем, как правило, на кораблике. Плаваем по Москве-реке. И подарков не получаем. Только в прошлом году, когда нам исполнилось 10 лет, празднество проходило в ресторане с насыщенной программой. Приглашены были все, кто у нас когда-то работал. Пришли те сотрудники, которые трудились у нас с самого возникновения компании. Кроме того, мы пригласили самых основных иностранных и отечественных партнеров. Многие отказались по причине большой удаленности от Москвы, например китайцы, или по причине «больно дорого к вам ехать». Но было интересно. Подарков получили много, самых разнообразных. И живопись была, и часы с кукушкой (подарок от немецкого поставщика), и алкогольные напитки. Один из наших производителей выпустил освежитель воздуха с дизайном на баллоне в нашем фирменном стиле. Вот такой эксклюзив. Из Польши нам прислали хрустальный кубок. Много было и стандартных подарков.

Светлана Апивалова, руководитель компании «Апикас»:

— У нас туристическая компания, поэтому главными для нас являются не партнеры и поставщики, а клиенты. Им мы делаем подарки на каждые праздники. Обычно это сертификат на скидку для следующей поездки. Но иногда и нечто другое — например, подарочные карты косметических магазинов. Это мы дарили на 8 Марта. Причем и женщинам, и мужчинам. И последние были довольны, преподнеся эти подарки любимым. Клиенты нам тоже дарят различные сувениры, особенно из экзотических туров. А еще мы собираем у всех красивые фото из поездок и оформляем ими офис, получается красиво, наглядно для пришедших впервые и приятно для тех, кто сам делал эти фотографии.

Лидия Гречина, директор по маркетингу компании Villagio Estate:

— О том, какими будут корпоративные подарки для наших клиентов и партнеров, мы задумываемся задолго до каких-либо праздников и мероприятий. Потребители товаров класса de luxe — люди состоявшиеся и обеспеченные. Поэтому «скреативить» бывает очень непросто. Однако и здесь найдется место приятным и полезным подаркам. Так, например, при проведении своих вечеринок на открытом воздухе мы обязательно презентуем гостям изысканные пледы с логотипом компании. Если это осень, то еще и зонтик-трость на случай дождя. Во время Большой итальянской вечеринки в прошлом году для гостей праздника мы заказали из Италии настоящие венецианские маски. Они разошлись на ура. На прошедшей в начале марта фотовыставке мы дарили посетителям фотокартины известного фэшн-фотографа Данила Головкина, который в нашем поселке Millennium Park снял фотопроект «Утомленные роскошью» о жизни современной элиты.

Традиционными подарками на все случаи жизни остаются изысканные вина. Однако в данном случае брендирование возможно, вероятно, лишь на упаковке или прилагающейся к ней открытке или карточке. При этом в их оформлении также можно проявить фантазию и выделиться на общем фоне. Понятно, что прямого влияния на продажи корпоративные подарки не оказывают, однако формируют хорошее впечатление о компании и просто делают приятно людям, с которыми мы зачастую не просто сотрудничаем, но и находимся в теплых дружеских отношениях.