Американцам понравился наш гендерный баланс

Источник: Секретарское дело

Галина Пигалева

Мужчины и женщины. Два различных мира, существа с разных планет? Мы уверены в биологической и генетической разнице мужчин и женщин. Исторически складывались и их разные социальные роли. Но в современном мире кажется, что все изменилось. Действительно ли женщины меняются в каких­то проявлениях с мужчинами? Насколько сильна эта тенденция?

Свое мнение на данную тему высказывают:

Андрей Истомин, руководитель компании «УРАЛЛИЗИНГ»; Иван Карнаух, руководитель Психологического центра ИТАР­ТАСС­УрФО и собственной «Психологической коучинг­мастерской Ивана Карнауха»; Ольга Скоробогатова, исполнительный директор АНО «Институт «Оргпром».

Существует ли сегодня полярность производственных, социальных ролей по гендерному признаку?

Иван Карнаух: Считаю, что нет. Если говорить о женщинах в бизнесе, то, как правило, ставится вопрос: может ли женщина быть лидером, может ли она тягаться с мужчинами в этой сфере?

Я считаю, что сама по себе постановка такого вопроса некорректна. Достаточно вспомнить историю наших древнейших предков. В те далекие времена, когда мы жили в пещерах, главенствовал только один закон – выжить. И разницы, кем существо является, самцом или самкой, не было никакой.

Перед дикой природой все были равны, смелые и отважные – как те, так и другие. Сегодняшнее понятие «слабый пол» формировалось постепенно, в процессе социализации человечества, когда женщине повесили незримую «табличку» – сиди у плиты, убирай жилище, воспитывай детей. Постепенно в это поверили сами женщины и безропотно стали подчиняться такому положению дел. Современность вносит свои коррективы, сегодня женщина уже не хочет довольствоваться ролью кухарки. Она активно покоряет как высоты политики, так и высоты бизнеса.

Ольга Скоробогатова: Я бы сказала, не полярность, но различие есть. При назначении на руководящую роль предпочтение отдается мужчинам. В нашей группе компаний я единственная женщина – руководитель бизнес­единицы. Причем требования к должности, количество направлений и ответственность по некоторым параметрам выше, чем у других руководителей.

Обращала внимание, что при приеме на работу и договоренностях о повышении по службе женщине всегда предлагают худшие материальные условия, очевидно, срабатывает стереотип «мужчина – кормилец, женщина – в ответе за семью».

Боюсь, никакими публикациями и гендерными движениями эти стереотипы не изжить – они имеют генную, историческую природу.

В Вашей компании работают мужчины и женщины или сотрудники?

Андрей Истомин: В нашей компании работают сотрудники, но в процессе подбора, адаптации отмечаю, что на некоторых вакансиях более успешными являются мужчины, а на других лучше справляются женщины. Мужчины лучше проявляют себя на позициях топ­уровня и среднего руководительского состава, связанных с открытием новых направлений, филиалов, резким и кардинальным изменением каких­либо показателей (увеличение объема рынка, объема продаж). Женщины же хороши на должностях, где нужна системная работа: документооборот, составление подробных инструкций, отладка тонкостей и деталей в постоянных бизнес­процессах.

Мужчины видят цель, женщины умеют замечать детали. Корни данных отличий лежат в распределении обязанностей первобытных людей, на мой взгляд. Мужчина –
охотник, новатор, женщина – хозяйка дома, хранительница очага и стабильности. Главное – создать хорошую команду, которая успешно взаимодействует друг с другом, дружный коллектив, где люди понимают и дополняют друг друга, вместе развиваются и развивают компанию.

Иван Карнаух: Сотрудники.

Ольга Скоробогатова: В целом отношения «мужчина – женщина» в компаниях сейчас проявляются намного более скудно, чем 10–15 лет назад. Это точно. Связываю это с повышением интенсивности труда в коммерческих компаниях, увеличением требований к компетенциям и расширением функционала персонала.

В некоторых госструктурах и на просоветских предприятиях еще можно встретить яркие проявления концентрации на отношениях «мужчина – женщина».

Вообще я бы сказала так: настоящая женщина чувствует себя женщиной в любой ситуации, даже когда приходится, как установила в скайпе статус одна наша сотрудница, «пахать так, что даже лошади оборачиваются». Это зависит от конкретного человека. Настоящему мужчине тоже ничего не стоит проявить внимание, галантность и другие лучшие мужские качества по отношению к прекрасному полу.

Какие характеристики личности, качества Вы относите к мужским, женским?

Иван Карнаух: Никакие. Но я веду речь только об управленческих позициях, т. к. много лет занимаюсь «развитием управленческой компетентности». И здесь, если женщина по своему психотипу, например, МАРШАЛ, нет никакой разницы между мужчиной и женщиной. Это генетика. Лидер – он и в Африке лидер.

Небольшая ложка дегтя к бочке меда: яркие лидерские качества, которые присущи психотипам, относящимся к группе холериков: Администратор, Предприниматель, – украшают в основном мужской пол. Это жесткость, категоричность, невникание в человеческий фактор, умение заставить подчиниться, отсутствие эмоциональности и т. д. Согласитесь, что эти черты из женщины делают мужчину. Такая женщина – прекрасное приобретение для бизнеса… и потеря для семьи?

Ольга Скоробогатова: Женские: интуиция, стремление к стабилизации и гармонии, хеджированию рисков, скрупулезность. Мужские: амбициозность, стратегическое видение, склонность к риску.

Как гендерные особенности людей влияют на рабочий процесс?

Андрей Истомин: С мужчинами всегда проще договориться и проще работать. Женщины, как правило, более эмоциональные, впечатлительные, творческие, но эмоции не всегда уместны при принятии важных стратегических решений в компании.

Иван Карнаух: Настоящего управленца (человека определенного психотипа) уважают независимо от его пола. Это называется управленческим авторитетом.

Ольга Скоробогатова: Мужчины чаще действуют дедуктивно: вначале рисуют общую картину, а потом поручают женщинам дописывать детали. Женщины склонны к индуктивным подходам: только когда последний пазл сложен, дама видит общую картину.

На каких позициях в корпоративной иерархии, в каких ситуациях сотрудникам необходимо развивать личностные качества противоположного пола?

Иван Карнаух: Руководитель­мужчина, если у него «женский психотип» (эмоционально­впечатлительный), должен развивать в своем характере рациональные качества: логическое мышление (формальную логику). Психологи назвают это ассертивностью – умением твердо сказать: «Нет!» Чтобы разобраться, отличается ли в бизнесе женщина от мужчины, нужно понять, что такое лидер­управленец. Управление можно условно разделить на две составляющие: собственно организация бизнес­процессов и контроль. Первая часть основана на специальных знаниях, вторая базируется на врожденной способности подчинить себе окружающих так, чтобы им было приятно подчиниться. Казалось бы, чего проще – составь критерии оценки труда и потом спрашивай по ним отчеты. Контроль всегда связан с некоторым «наездом» на исполнителя: «Почему ты не выполнил задание?» – на что он вынужден включать механизмы психологической защиты.

Так происходит, если начальник не «настоящий», что, кстати, быстро понимают сослуживцы. Настоящему руководителю мы подчиняемся с удовольствием, так как подсознательно (на уровне инстинкта) чувствуем в человеке лидера, что входит в понятие управленческого авторитета. И в этом отношении мужчины ничем не лучше женщин. Бизнес­леди проявляет себя еще в раннем детстве, раздавая команды в песочнице. Бизнес­леди всегда в центре, всегда что­то организовывает, сплачивает вокруг себя людей, одним словом, управляет. Это, если хотите, судьба.

Существуют ли в Вашей компании должности, на которых однозначно эффективнее только женщины или только мужчины?

Андрей Истомин: Да существуют. Должность эксперт­экономист по лизинговым сделкам предполагает скрупулезную, системную работу, формирование большого пакета документов, внимательную оценку всех процессов. Практика показывает, что девушки на данных вакансиях эффективнее. Но в штате у нас есть также эксперты­мужчины.

Ольга Скоробогатова: Нет, среди тренеров­консультантов, финансистов, маркетологов одинаково эффективны и женщины, и мужчины. У каждого своя изюминка в эффективности: харизма, коммуникативный дар, дискретное мышление или глубочайшее знание предмета и опыт.

На какие моменты из личной жизни сотрудников необходимо обращать внимание, учитывая гендерные особенности?

Андрей Истомин: Всегда узнаю об увлечениях претендента на вакансию, это позволяет сделать вывод о его активности, а также «примерить» к корпоративной культуре компании. Подходит ли нам данный кандидат? Совпадают ли его жизненные ценности и приоритеты с миссией, корпоративным духом компании? Что касается наших активистов, идеально подходят женщины, которые готовы сплавляться по рекам (хотя бы раз в год), участвовать в спортивных соревнованиях, общих мероприятиях… Обязательно узнаю о семейном положении и наличии детей, а также о финансовых обязательствах перед бывшими женами/мужьями. Эта информация позволяет сделать выводы об адекватности запрашиваемого уровня оклада кандидата.

Иван Карнаух: Женщинам с «мужским» психотипом надо помогать (отпускать домой с работы, не задерживая их допоздна).

Ольга Скоробогатова: Много есть кнопок мотивации: юноше, живущему на съемной квартире, – амбициозные задачи, девушке – командировка с возможностью знакомства с потенциальным мужем, молодой маме – «детский» соцпакет…

Существуют ли различия в системе поощрений и наказаний мужчин и женщин?

Ольга Скоробогатова: Ну это было бы совсем шито белыми нитками. Трудовой кодекс не допускает такого.

Какой коллектив по гендерному составу можно назвать наилучшим для Вашей компании?

Андрей Истомин: Соотношение мужчин и женщин практически в любой компании, и в нашей в том числе, 50/50 – самое результативное.

Ольга Скоробогатова: Наш американский партнер, впервые приехав к нам в Россию, сказал, что у нас оптимальная компания по сочетанию гендерных и возрастных параметров сотрудников. Тренеры «в полях» (на проектах по всей стране) – мужчины, в офисе охраняют очаг – женщины. Возраст – от многоопытного методолога на пенсии до вчерашних студентов.

По мнению американского партнера, в компании правильный «гормональный» фон и имеются все условия для передачи опыта и традиций.

Чем отличаются конфликтные ситуации с сотрудниками и сотрудницами?

Андрей Истомин: С сотрудниками­женщинами конфликты проходят на эмоциональном уровне, с мужчинами – конструктивно и четко. И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы.

Иван Карнаух: Важен не пол, а психотип, как и во всех других случаях, о которых идет речь в этих вопросах.

Ольга Скоробогатова: Да ничем. Разве что дамочки после этого чаще дружат против кого­нибудь по углам.

Существует потолок в карьере для мужчин или женщин в Вашей компании? Причины?

Андрей Истомин:

В «УРАЛЛИЗИНГЕ» не существует потолков по зарплате исходя из принадлежности к тому или другому полу. Все получают по уровню вклада в общее дело, а также учитывается профессионализм и опыт работы сотрудника, неважно, какого он при этом гендерного типа.

Иван Карнаух: Нет. Единственное, что сдерживает карьеру, – уровень некомпетентности сотрудника (по принципу Питера: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности»).

Какие у Вас как у руководителя есть стереотипы, убеждения относительно возможностей мужчин или женщин в Вашей компании?

Андрей Истомин: Нет никаких стереотипов. Как показывает практика, не важно, какого пола человек, все зависит от мотивации и характера сотрудника. У нас есть просто шикарные женщины, которые в качестве руководителей добиваются больших успехов, чем мужчины на подобных вакансиях. Мы вообще стараемся уходить от стереотипов, которые блокируют инициативность и волю сотрудника, сковывают по рукам и ногам и не дают ему двигаться вперед. Он всегда знает, что у него есть выбор, он принимает решения на своем уровне, но также не забывает о том, что работает ради общей цели.

Ольга Скоробогатова: Лично у меня нет. Практика показала, что среди мужчин и женщин есть эффективные и не очень, надежные и безответственные, креативные и откровенно ленивые.

С кем Вам лично легче работать, с мужчинами или с женщинами?

Андрей Истомин: Практически все 11 лет, как существует компания, костяк коллектива у нас всегда стабильный, и это действительно команда умных, талантливых и
неравнодушных людей. И совсем неважно, мужчины это или женщины. Я горжусь тем, что удалось их привлечь. Когда сейчас я беру новых сотрудников, беседую о жизненных ценностях. Может, я и идеалист, но для меня важны такие человеческие качества, как порядочность, ответственность, целеустремленность, а не гендерные отличия.

Мне нравится красивый бизнес. По подходу к людям, по удобству для клиента, по сути самих лизинговых продуктов. Я не стремлюсь к эффективности любой ценой. Необходимо, чтобы было удобно, красиво и чтобы результат, успех создавали красивые люди. Красивые мужчины и красивые женщины. Знаете, есть прямая взаимосвязь: многие умные люди красивы, не обязательно внешне. У таких людей есть обаяние, внутренняя энергия. Дружная и целеустремленная компания никогда не станет заурядной или одной из многих. Умение замечать красивое, хорошее, позитивное в людях и в любых мелочах, пожалуй, одно из самых важных качеств как в жизни, так и в бизнесе.

Иван Карнаух: У меня нет предпочтений. Но есть пожелания. Женщины, не надевайте на себя социальную паранджу, не бойтесь мужчин, они такие же слабые, как и вы, только стесняются в этом признаться. Смелее занимайте управленческие посты, и не только в бизнесе, вплоть до президента страны. Ваши конкуренты­мужчины проигрывают вам при прочих равных условиях в главном – вы обаятельны!

Ольга Скоробогатова: С мужчинами. Они конкретны, амбициозны, более интеллектуальны, больше нацелены на результат, а не на процесс, у них меньше «домашних проблем» и ригидности в действиях. Это в целом. Но вместе с тем, если бы меня спросили, с кем бы из нашего института я пошла в разведку, я бы назвала двух дам.