Мужчины и женщины на работе

Источник: Секретарское дело

Эмпатия, стремление к компромиссу, способность поставить себя на место оппонента — эти качества присущи в основном женщинам (мужчины традиционно достигали успехов благодаря мужеству, силе, стойкости и т. д.). Такие женские особенности характера стали особенно востребованы в современном бизнесе. Эффективнее ли сотрудники женского пола, чем мужского? Так ли это? И если да, то почему?

Об этом нам рассказали Ольга Лебедева, начальник отдела по работе с персоналом инвестиционной компании EASTWARD Capital (Москва), и Ольга Бикчурина, руководитель отдела персонала компании «КупиКупон» (Москва).

Не секрет, что распределение ролей по гендерному признаку в производственных и социальных отношениях имеет место. С этим отчасти согласна Ольга Бикчурина: «Если говорить о России и, в частности, об организациях консервативных (в большей степени государственных), то разделение ролей по гендерному признаку до сих пор существует. Однако современный бизнес больше построен на том, что сотрудники готовы предложить компании (знания, опыт, навыки); важнее — какой вклад они вносят, нежели какого они пола. Сейчас как мужчины, так и женщины могут получить образование и построить карьеру в любой привлекательной для себя области».

По словам Ольги Лебедевой, в компании, где она работает, не существует разделения сотрудников на мужчин и женщин. «Корпоративный этикет нашей компании позволяет избегать различий по половому признаку — в обращении друг к другу мы коллеги, сотрудники, друзья, — говорит она. — В объявлениях о приеме на работу мы не указываем пол и возраст — для нас важны профессиональные и личностные качества кандидата. Афоризм, который утверждает, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньше, не относится к сотрудникам нашей компании». Вместе с тем Ольга считает, что рабочая атмосфера складывается лучше именно в смешанных коллективах: «Формируя рабочие группы или проектные команды, мы учитываем правило: в смешанных коллективах (когда присутствуют и мужчины, и женщины) продуктивность работы выше. В смешанных группах человек больше контролирует себя — как сесть, что сказать, и что подумают о нем окружающие. И этот внутренний самоконтроль очень важен для самодисциплины. Образ другого человека побуждает думать о нем как о некоем источнике оценок: человеку надо нравиться, его мнение нужно все время учитывать».

Нельзя игнорировать тот факт, что мужчины и женщины все же отличаются по личностным характеристикам. Какие-то качества больше присущи мужчинам, какие-то женщинам. К мужским качествам Ольга Бикчурина относит настойчивость, упрямство, терпение, чувство долга, стойкость, организованность. К женским — коммуникабельность, эмоциональность, чуткость, жалость, наблюдательность, сострадание, аккуратность, гибкость мышления.

Ольга Лебедева считает, что в бизнесе необходимо грамотно использовать сильные стороны мужчин и женщин. «Подойти к определению характеристики личности можно с точки зрения ее структуры, с точки зрения взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми, — говорит она. — Женщины значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют скрупулезно расчленить целое на его составные части и провести эмоциональный анализ элементов этого целого.

Но зато мужчины могут охватить событие целиком, оценить основные, стратегические тенденции явления, установить обобщенную, интегрированную связь между частями целого. Женщины видят деревья, мужчины — лес. Мужчины строят, а женщины обставляют. Женщины легче поддерживают контакт, диалог. Мужчине же легче его начать, инициировать.

Женщину, прежде всего, волнует, что она значит для других, а уже потом — что она может сделать с этим миром. Угроза быть невостребованной в отношениях порой полностью лишает жизнь женщины психологического комфорта.

Мужчина и женщина удивительно точно дополняют друг друга, и благодаря этой гармонии бизнес может выиграть».
Продолжая разговор о влиянии гендерных особенностей на рабочий процесс, Ольга Лебедева утверждает, что женщины от природы менее доверчивы, чем мужчины, и что финансовые вопросы лучше решает именно женщина.

«Специалисты считают, что в денежных вопросах разумно всегда советоваться с женщиной — она поможет избежать ненужных рисков. Женщины изобретательнее мужчин в получении денег и надежнее в их сохранении. И если финансовый директор не женщина, то ему стоит развивать качества, снижающие стремление к риску и авантюризму», — говорит Ольга Лебедева. И продолжает: «В тех видах деятельности, где требуется значительная речевая активность, частые переговоры, мужчины чувствуют себя более раскованно, а женщины, весьма смелые в женском коллективе, в присутствии мужчин ведут себя довольно робко. Женщины лучше проводят встречи, где один визави.

Установлено также, что женщина-руководитель уделяет больше внимания отношениям между членами коллектива, нежели руководитель-мужчина. Для нее очень важна сфера межличностных отношений. Женщина тонко реагирует на эмоциональный климат в коллективе, в ее «второй семье», и проявляет большую чуткость в понимании душевного состояния подчиненных. Именно в бытовой и эмоциональной сфере женщина остро ощущает любые изменения».

Ольга Бикчурина отмечает, что на одних должностях эффективнее женщины, на других — мужчины. Например, HR — женская область деятельности. «Хотя у нас в отделе есть менеджер по подбору персонала — молодой человек, прекрасно справляющийся со своими обязанностями, — рассказывает Ольга. — Секретариат и call-центр в нашей компании также преимущественно женский. А вот отдел IT, напротив, сугубо мужской».

Как руководитель Ольга Бикчурина убеждена, что в продажах женщины успешнее мужчин: «Мужчины, несомненно, умеют продавать и делают это потрясающе. Но женщины все же более гибкие в переговорах, умеют грамотно преподнести товар или услугу и вывести оппонентов на выгодные для компании условия». Она более лояльна к женщинам, т. к. за аналогичный проступок мужчины и женщины уволит скорее мужчину. Женщины также легче воспринимают новую информацию, утверждает Ольга. «Обучать женщин проще в силу того, что они воспринимают (чисто физически — так уж мы устроены) информацию посредством разных каналов одновременно».

Однако относительно надежности в работе Ольга Бикчурина все-таки на стороне мужчин: «Надежность — это не признак пола, а признак воспитания, врожденного чувства ответственности, делового этикета, возраста, в конце концов. Но в моей практике, женщины были менее надежны, чем мужчины».

Стимул к работе у мужчин и женщин тоже разный, поэтому к оценке их труда, видимо, нужно подходить по-разному. «Для женщин лучше, если будет установлена окладная система, конкурентоспособная и прозрачная,— говорит Ольга Лебедева, — так как все сотрудницы в силу природной любознательности обсуждают заработные платы в коллективе. Система мотивации мужчин — переменная часть, которая дает им возможность заработать, а не получить». Ольга Бикчурина же отмечает: «В рамках нашей компании мотивация сотрудников не зависит от их пола». Соответственно, по ее мнению, гендерный признак не должен влиять и на зарплату: «Основная причина разницы в зарплате — это успешность того или иного сотрудника по ряду объективных показателей, личный вклад в развитие организации. У сотрудников равные стартовые условия, а дальше — как себя проявишь».

Конфликтные ситуации случаются в любом коллективе. Однако и здесь поведение мужчин и женщин отличается. «Конфликты с женщинами носят более эмоциональный окрас, — делится своими наблюдениями Ольга Бикчурина, — и чаще всего имеют более затяжной, остаточный характер. Мужчины в основном менее эмоциональны — и после устранения конфликта к нему не возвращаются».

На вопрос о влиянии стереотипов патриархального общества на поведение сотрудников обоих полов Ольга Лебедева ответила так: «Вследствие заниженной самооценки, повышенной самокритичности женщины позже мужчин решаются посвятить себя производственной деятельности, реже мужчин стремятся получить высокий общественный статус, престижные должности и ценят в карьере возможность личного роста и самосовершенствования.
Под влиянием общественных взглядов женщина изначально мирится с подчиненной ролью в семье и на работе, а для мужчин привычнее роль главы семьи, защитника и кормильца.

Однако недавнее исследование, посвященное представлению о счастье мужчин и женщин, говорит о другом. Выяснилось, что мужские представления о счастье соответствуют общепринятому мнению — это успехи в работе, признание окружающих. А у женщин на первом месте оказалась «возможность почувствовать себя частью чего-то, что больше, чем ты». Это могут быть семья, искусство, религия. На второе место женщины поставили возможность «выражать себя словами». Ведь важно, чтобы было кому и что выразить. Например, коллегам, мужу, подругам».
Говоря о карьерном росте мужчин и женщин, Ольга Лебедева не делает между ними разграничений: «Карьерный путь в нашей компании построен таким образом, что сотрудник от специалиста может вырасти до эксперта и остаться на этом уровне, а может уйти в менеджерский блок и развивать навыки руководителя. Процедура оценки помогает обеим сторонам понять, на какой ступеньке карьерного роста в настоящий момент находится сотрудник».

Ольга Бикчурина, в свою очередь, не делает разграничений в том, с кем легче работать, с мужчинами или с женщинами. «Сложно работать с сотрудниками, будь то мужчины или женщины, когда не налажены каналы общения (коммуникационные каналы), — говорит она. — И это никоим образом не относится к отделу персонала. Задача отдела персонала как раз таки наладить те самые каналы, чтобы сотрудничество с коллегами было максимально продуктивным».