30 % бумажных документов теряются!

Источник: Секретарское дело

Екатерина Рылько

14 сентября в Москве состоялась конференция «ИТ и ИБ в финансовом секторе: практический подход», организованная агентством маркетинговых коммуникаций CNews. На конференции выступали представители компаний — разработчиков программного обеспечения и сотрудники различных подразделений ряда банков. Обсуждались проблемы внедрения CRM- и ECM-систем в компаниях финансового сектора, обеспечения экономической безопасности и опыт решения ряда проблем отдельными банками. Компании-разработчики, пользуясь случаем, предлагали собравшимся на конференции представителям банковского сектора свои новейшие разработки в области построения фронт-офисных систем, защиты информации и внедрения автоматизации документооборота и финансового учета.

Основные векторы информатизации банков — 2011

Хозяева конференции — агентство маркетинговых коммуникаций CNews Analytics — представили в начале конференции данные своего исследования по информатизации банковской сферы в 2010–2011 годах. Как отмечает старший аналитик CNews Analytics Мария Попова, после окончания кризиса IT-бюджеты компаний финансового сектора продолжают стремительно расти. Около 60 % опрошенных агентством директоров банков отметили рост IT-бюджетов в 2011 году. Самый горячий энтузиазм в увеличении расходов на информатизацию демонтируют небольшие банки — некоторые из них увеличили IT-бюджеты в разы. В этом, впрочем, нет ничего удивительного — наши читатели, конечно же, понимают: одно дело маленькому банку внедрить у себя решение по автоматизации канцелярии тысяч за шестьдесят рублей и тем самым увеличить свой IT-бюджет со ста тысяч до ста шестидесяти, а совсем другое — гигантскому финансовому предприятию поставить сделанный под себя CRM за миллион рублей и увеличить свой бюджет на каких-то жалких 10 % — с обычных десяти миллионов до 11.

Среди направлений развития банковского IT называют в первую очередь внедрение решений по автоматизации бизнес-процессов, то есть автоматизацию кредитования, фронт-офисные приложения, CRM-системы, EMC-системы хранилища данных. CNews Analytics связывает такое направление развития банковского IT с особенностями рынка: ростом потребительского и целевого кредитования, обслуживанием малого и среднего бизнеса. Содержание конференции в целом подтверждает эту точку зрения: многие выступления были посвящены проблемам создания и хранения клиентских досье, автоматизации согласования договоров, автоматизации обслуживания физических лиц. В частности, бурные дискуссии вызвало обсуждение перспектив внедрения общих хранилищ клиентских досье, которые позволили бы банку не заставлять человека, уже имеющего в нем, например, вклад, снова приносить одни и те же документы, чтобы взять кредит, но сразу «поднимать» из архива всю информацию на клиента.

Кроме того, банки проводят проекты по совершенствованию уже существующей IT-инфраструктуры, внедряют различные решения по управлению учетными записями пользователей, работают над улучшением своей IT-безопасности. Заметно увеличились в этом году и расходы на обновление компьютерного парка, что многие обычные пользователи могли заметить на себе.

После аналитика CNews выступали представители различных компаний-разработчиков, рассказывавшие преимущественно о своих новых программных продуктах. К сожалению, руководителей отделов банковского сектора, которые могли бы поделиться своим опытом реальных внедрений всего, что рекламировали разработчики, на конференции среди выступающих практически не было. Поэтому я бы предложила читателям отнестись с некоторым скепсисом к тому, что будет написано ниже и использовать весь свой личный опыт, чтобы разобраться, действительно ли все так хорошо, как об этом говорят. Я со своей стороны попыталась выделить некоторые основные проблемы, возникавшие в ходе обсуждения. Надеюсь, что это может помочь читателям разобраться в том, что им предлагают различные разработчики.

О компонентной архитектуре

Достаточно много на конференции говорилось о компонентной структуре программных продуктов. Имеется в виду следующее: возможность банка внедрять ECM или фронт-офисные приложения не полностью, а по частям, в зависимости от того, что ему нужно в данный момент и сколько средств банк готов на это потратить. О наличии у своих компаний подобных решений рассказывал, например, директор по развитию бизнеса компании «Неофлекс» Сергей Путятинский. В своем выступлении он наметил следующие требования, которые банковский сектор выдвигает к фронт-офисным приложениям, разработкой которых занимается в частности «Неофлекс». Во-первых, необходимо избегать длительных IT-проектов. Сфера развивается очень быстро, и если затягивать проект надолго, то можно разработать нечто, никому не нужное. Продукты необходимо как можно быстрее выводить на рынок и внедрять. Во-вторых, фронт-офисные приложения должны быть таковы, чтобы риск-департамент банка мог с ними работать сам, с минимальной помощью айтишников. Наконец, в-третьих, важное требование к фронт-офисным приложениям в частности и банковскому IT вообще — возможность внедрять его частями, в зависимости от того, что нужно заказчику в данный конкретный момент. К сожалению, автору статьи узнать впечатления конкретных банков от фронт-офисных приложений компании «Неофлекс» на конференции возможности не представилось.

О положительной стороне компонентной архитектуры говорил в своем выступлении директор департамента по развитию бизнеса компании «Диасофт» Роман Статюгин. Его выступление так же, как и выступление Сергея Путятинского было посвящено фронт-офсиным приложениям и ЕСМ-системам. По его мнению, фронт-офсиные приложения монолитной архитектуры имеют много недостатков даже помимо того, что их невозможно внедрять частями. Например, в этих приложениях пользователю видно множество лишней информации, что делает их неудобными для работы. В идеале же, по мнению Романа Статюгина, фронт-офисные приложения компонентной архитектуры от различных производителей должны быть совместимы между собой. Разумеется, компания «Диасофт» разрабатывает подобную продукцию — и очень было бы интересно услышать мнение не только тех, кто ее разрабатывает, но и тех, кто ее использует в своей повседневной работе.

Роман Статюгин в своем выступлении также отметил, что рынок IT развивается в настоящее время очень быстро и компаниям приходится работать на опережение.
С тем, что решение, внедренное одним разработчиком, должно спешно работать с решением от другого разработчика, согласился и Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ, в свою очередь рассказавший о достижениях своей компании в этой области. ГК ЦФТ так же, как «Неофлекс» и «Диасофт» занимается разработкой в частности фронт-офисных приложений и электронных хранилищ данных. Выгода подобного решения для банка вполне очевидна: допустим, АБС у него работает на одной платформе, но ЕСМ-систему с делопроизводством хочется поставить от другого производителя, а клиентские досье — от третьего. Для компаний-разработчиков преимущества на самом деле тоже есть. Менять уже работающую систему проблематично и дорого, а бывает так, что нужного решения у той компании, с которой банк уже работает, нет. Или есть, но оно не нравится. В такой ситуации компонентная архитектура решения позволяет банку обратиться к другой компании.

Внедрение систем электронного документооборота в банках

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала Секретарское дело