Офисная кухня

Игорь Шутов, начальник отдела кадров. Российская группа компаний «Таврида Электрик»

Пожалуй, в каждом офисе есть место для приема пищи сотрудников. Где-то это специально выделенная комната со столами и микроволновой печкой, где­то это помещение только с  кофемашиной и кулером, где­то это полноценная кухня с соответствующей бытовой техникой. Как бы там ни было, сотрудники собираются на своей офисной кухне не только для приема пищи, а в основном для того, чтобы пообщаться. Ну а где, как не на кухне, еще обсудить изменения в компании, новости, слухи. Альтернативным местом неформального общения офисных служащих является курилка. Но, к счастью, курят не все, и не все хотят дышать табачным дымом, подрывая свое здоровье. В этом плане офисная кухня универсальна.

Да и вообще у русских людей давно сложился стереотип обсуждения проблем на кухне. Находитесь ли вы дома или приходите в гости к приятелям, друзьям, вы чаще всего общаетесь на кухне за чашечкой чая или чего-нибудь покрепче. Поэтому сотрудники охотно воспринимают кухню как место неформального общения на работе. На кухне, например, можно обсудить с работником или несколькими работниками их мнения, взгляды, видения относительно происходящих в компании событий. Если характер общения с сотрудниками достаточно доверительный и открытый, то полученная информация может быть очень полезна для измерения климата в коллективе, мотивированности работников.  Кроме того, офисная кухня – это идеальное место для распространения «нужных» и рассеивания негативных слухов. Дело в том, что управление слухами и сплетнями – это тоже элемент управления персоналом. Конечно, об этом не пишут в умных книжках и не говорят на лекциях, но тем не менее каждый опытный управленец понимает, какую силу несут в себе слухи. Зачастую панические настроения по поводу изменений в компании начинают распространяться именно через слухи. А как я уже написал выше, источником распространения данных слухов являются места неформального общения работников.  В каждой компании есть люди, которые распространяют слухи. Не то чтобы они делают это намеренно, просто общительны и постоянно стремятся поделиться с коллегами своим мнением. Поэтому весьма важным является то, какое у них будет мнение, как и что они будут разносить по компании. Наказывать и изолировать таких людей бессмысленно. Гораздо эффективнее питать их новыми позитивными слухами и сплетнями. Сплетни же с отрицательным подтекстом необходимо развеивать четкими и неоспоримыми аргументами. В этом случае климат
в коллективе будет менее напряженным.

На кухне можно встретиться с сотрудником, который выглядит подавленным и вялым или, наоборот, излишне активным или даже агрессивным.  Скорее всего,  он устал, выработался и завален проблемами. Тем не менее открыто обращаться за помощью ему не позволяет  гордость. Налив ему чашку чая, улыбнувшись и поговорив по душам, можно спасти компанию, возможно, и ненадолго, от потери квалифицированного специалиста. Ведь зачастую признание, похвала и доброе слово – это как раз то, чего не хватает большинству сотрудников. Работая годами на износ, к сожалению, далеко не каждый труженик слышит такое ценное слово, как «спасибо».

Офисная кухня, по­моему, является очень мощным инструментом по управлению внутренними коммуникациями и психологическим климатом в коллективе. В дополнение к изложенному выше можно отметить, что на кухне, например, можно провести небольшой мозговой штурм или групповое обсуждение предстоящего или прошедшего мероприятия. Например, я зачастую узнаю и принимаю во внимание мнение наиболее активных, общительных коллег в преддверии предстоящего корпоратива. Также я с удовольствием могу поинтересоваться у сотрудников о впечатлениях от прошедшего праздника.

На кухне мне периодически встречаются новые сотрудники. Они зачастую чувствуют  себя не очень уверенно в компании. Поэтому непринужденный разговор на кухне может снять с них стресс от ассимиляции к новым условиям. Кроме того, через такие примеры неформального общения новые сотрудники гораздо лучше осознают сложившуюся в компании корпоративную культуру. Иногда именно на кухне удается разговорить закрытого или критически настроенного сотрудника, понять, что его беспокоит.

На кухне можно больше узнать об увлечениях, хобби каждого работника. Эта информация обязательно пригодится в будущем. Если сотрудник расскажет вам о том, что он умеет играть на гитаре или делать фокусы, танцевать или петь, то этому умению всегда можно найти применение на очередном мероприятии, посвященном, например, празднованию 8 марта или юбилею топ­менеджера.

Лично мне офисная кухня позволяет поддерживать доверительность отношения сотрудников к отделу кадров. Всем специалистам по управлению персоналом периодически приходится доносить до руководства непопулярные в коллективе решения. И, как правило, сотрудники начинают воспринимать отдел кадров после этого как «палачей», которые исполняют волю руководства. Такой отрицательный образ восприятия кадровиков, по­моему, необходимо развеивать. Отдел кадров должен восприниматься как друг, а не как враг. Поэтому общение с сотрудниками на кухне для меня является микрокорпоративом, способным в том числе минимизировать или вообще исключить какое бы то ни было недоверие сотрудников к кадровикам.

Зачастую толпящихся на кухне сотрудников принимают за бездельников и лодырей, которые не хотят работать. Но я категорически не согласен с данным утверждением. Людям свойственно собираться, общаться и обсуждать что­либо. Запрет на подобную самоорганизацию приводит, как правило, к тому, что значительный объем внутренних коммуникаций начинает проходить подпольно. Люди все равно будут сплетничать и распространять слухи, только общаться начнут через Skype, электронную почту или форумы в социальных сетях. Вместе с тем электронная среда внутренних коммуникаций является более закрытой и, соответственно, менее контролируемой.  Блокирование каналов неформального общения может привести в конечном счете к потере контроля над информацией, распространяемой внутри компании. В свою очередь, неконтролируемость слухов, сплетен, обсуждений, ограниченность информации будет порождать страх, тревогу и беспокойство.

В результате климат в коллективе значительно ухудшится и сотрудники будут полностью поглощены обеспечением своей безопасности, а не эффективностью своего труда.

Источник: Секретарское дело