«Золотые парашюты»

Оксана Паничкина

В № 10/2001 журнала «Секретарское дело» была опубликована статья «Главное, чтобы «парашют»  раскрылся, или Самое желанное увольнение». «Золотые парашюты» – новинка для России, а о «золотых якорях» у нас многие и не слышали... Но мы решили узнать об этом в крупных компаниях.

Марина Волкова, административный директор ООО «Торговый дом «ВКТ»:

— Я считаю, что практика «золотых парашютов» для России в настоящее время неактуальна. Она применяется лишь в редких случаях, а особенно в регионах. Как правило, ей пользуются в регионах только международные компании. В Нижегородском регионе это компания «Кока­Кола» и пивной завод «Хайнекен». Сейчас объясню, почему эти практики плохо приживаются в российских условиях. Все дело в российском менталитете. Деньги очень важны в стимулировании персонала – мы пришли к этому пониманию не так уж давно. Но у нас нет социальной стабильности, которая была ранее, нет защищенности советских времен. Российский менталитет более эмоционален, основан на хороших взаимоотношениях, на договоренностях, и деньги зачастую уходят на второй план. Отсюда и наши пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

И пока не пройдет несколько поколений, эта практика в нашем обществе не приживется. Компания «ВКТ» – российская компания. Хоть она и создана в новое время, но она российская. Компания создана россиянами, и у нас практика «золотого парашюта» не применялась и применяться не будет. Расчеты с топ­менеджерами при их сокращении есть, но это не откупные деньги.

И надо сказать, что еще ни один топ­менеджер не поступал непорядочно по отношению к компании. Топ­менеджеры уходили, но не строили нам козни. В основном мы расставались мирно, без взаимных упреков. Основная причина расставания с топ­менеджментом следующая. На него возлагается решение основных бизнес­задач. Эти люди – те самые ключевые звенья, на которых строится бизнес. Топ­менеджмент начинает строить работу со своими подразделениями, со своими сотрудниками, создавая базовый фундамент. Если топ­менеджеры эти долгосрочные задачи не выполняют (я не говорю о кратких сроках в три месяца, топ­менеджменту дают самый краткий срок 6 месяцев, а то и больше), то принимается решение о том, что надо расстаться. Еще одна причина увольнения: когда мы понимаем, что человек наносит урон компании. Урон – это не невыполнение планов и задач, а материальный и коммерческий ущерб, когда топ­менеджер ведет параллельную деятельность в компании, имея частный бизнес. В этом случае топ­менеджер прежде всего работает на себя, а не на благо компании. Такое в нашей практике было.

В статье описано большое количество разбирающихся в судебном порядке случаев, связанных с практикой «золотых парашютов».

Мы еще не перестроили свое сознание, до сих пор не хотим решать множество вопросов правовыми методами. Возьмем то же сексуальное насилие (домогательства и приставания на рабочем месте, sexual harassment), о котором часто говорят за границей. У нас ведь оно тоже есть, но юридически эти моменты еще не укреплены. У нас такая традиция: не выносить сор из избы. Для каждого случая у нас всегда пословица есть. Мы все решаем сами, не любим ворошить проблемы, копаться в грязном белье, терпим молча. Некоторые проблемы мы вообще не поднимаем. Правовой базы, которая активно защищала бы интересы работодателя, у нас также нет. Точнее есть, но она абсолютно не отработана.

Выплаты топ­менеджерам при увольнении мне кажутся откупами. Не знаю, насколько от человека можно откупиться. Ведь людям, которые измеряют свой потенциал деньгами, всегда всего мало. И эти люди начнут требовать за неразглашение коммерческой тайны или же за то, что не станут работать определенное время на этом сегменте рынка, непомерные суммы, которые невозможно будет выплатить, и они будут абсолютно незаслуженными.

Есть примеры (не из нашей компании), когда некоторые топ­менеджеры довольствуются малым. Они осознают, что могут получать гораздо больше, но им интересен прежде всего проект. Или же им приятно быть частью именно этой компании – работать именно на этот бренд. То есть опять же сказывается наш менталитет: «Платили бы хоть сколько­нибудь – и я буду рад и счастлив!»

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала Секретарское дело

Источник: Секретарское дело