Медиатор не должен никого никуда тянуть, направлять, задавать наводящие вопросы. Вопросы должны быть открытыми

Филипп Кульпин

Помощники руководителя нередко решают массу спорных вопросов в компании... а порой и с ее партнерами. Поэтому материалы данного интервью вполне могут дать вам полезные знания и подсказки.

Сегодня суды переполнены. Судебные разбирательства могут затягиваться на несколько месяцев, а то и лет. К тому же стоит этот процесс недешево. Во всем мире уже применяется альтернативная процедура для разрешения конфликтов, которая экономит деньги и время — медиация. В принципе, пройдя процедуру медиации, велик процент, что в следующий раз люди также обратятся к медиатору.

Конфликты в мире решаются тремя способами: с помощью силы, права и с позиции интереса. Улаживание конфликтов с позиции интереса — это добровольная процедура, и в ней задействована третья сторона, которая управляет данным процессом. Медиация — это альтернативный способ разрешения споров с помощью нейтральной стороны — медиаторов. Данная процедура применяется во всем мире, особенно в развитых странах. Согласно статистике, больше 80 % процедур медиации являются успешными. Остальные 20 % людей сохраняют коммуникацию и стараются решать проблемы мирным путем.

— Расскажите: как работает медиатор?

— Медиация подобна айсбергу, а медиатор спускается вниз по этому айсбергу. Вначале медиатор работает с прояснением позиций сторон. Позиции могут быть разными, в том числе и агрессивными. Далее медиатор работает с эмоциями, интересами, историей и с истинными, скрытыми мотивами участников. Пока медиатор дойдет до истинных потребностей, станет очевидным множество способов, как альтернативно удовлетворить тот или иной интерес. Для этого медиатору нужно создать определенную обстановку и заключить с участвующими сторонами соответствующую договоренность. Как правило, медиатор заключает с ними соглашение о намерении о том, что участвующие стороны ознакомились с главными принципами медиации. К принципам в первую очередь относятся: абсолютная конфиденциальность; добровольное участие как сторон, так и медиатора; нейтральность и беспристрастность медиатора; прозрачность процедуры; сотрудничество и самоответственность сторон за принятое решение; и последнее — равенство сторон. Это означает, что одной стороне не будет уделяться больше внимания.

— Скажите, организация заинтересована в том, чтобы сотрудников отправляли на обучение медиации?

— Да. Существует целые отделы медиации в больших компаниях. Компания может направлять на обучение своих сотрудников для освоения медиативного подхода. Это определенная философия. Чаще на обучение отправляют HR-директоров или топ-менеджеров — сотрудников, которые занимаются урегулированием отношений, конфликтов в корпоративной среде. По статистике, на 40–45 % падает производительность труда, когда в организации присутствует внутренний конфликт. Поэтому такие люди чрезвычайно важны для организации.

Правда, не каждый менеджер может стать хорошим медиатором, но навыки медиации позволят любому менеджеру работать лучше. Использование навыков медиации дает возможность находить эффективные практические решения сложных задач, добиваться понимания и взаимного доверия, что способствует восстановлению рабочих отношений и фокусировки внимания коллектива на первоочередных рабочих задачах. Именно поэтому я убеждена, что всем управленцам, менеджерам нужно владеть навыками медиации.

— Расскажите подробнее об обучении руководителя медиации. Зачем это нужно?

— Это нужно для того, чтобы регулировать отношения между людьми и чтобы понимать собственные отношения и эмоции, ведь беспристрастность — это определенный навык. Например, в моей практике обучения я предлагаю такое упражнение: выберите человека, который, на ваш взгляд, наиболее привлекательный и с которым вы хотели бы пообщаться. Затем я прошу найти какой-либо элемент, который привлекает вас. И оказывается, что это было когда-то в вашем прошлом. Возможно, это связано с вами; возможно, вы хотите этим владеть.

В результате таких упражнений мы понимаем, что все, с чем мы имеем дело, это наша история. Люди, которые это понимают, начинают деидентифицировать свою историю и эмоции.

Медиативный подход позволяет руководителю быстро и эффективно решать любые конфликты. Он может использовать медиативный подход в письме и даже при обращении к подчиненным. Здесь медиативный подход является профилактикой возникновения конфликтных ситуаций.

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала Секретарское дело

Источник: Секретарское дело