Групповой текст: тренинг для политрекламистов

Артур Мансурович Вафин, политолог, психолог, независимый консультант, автор тренингов и мастер-классов

Групповой текст: тренинг для политрекламистов

В современных условиях все чаще и чаще творческим личностям приходится объединяться в группы. Слияние не всегда дает положительные результаты, т. к. (1) совокупности индивидов сначала надо стать командой, а потом (2) выдать необходимый качественный продукт, в нашем случае текст.

Групповой текст — это текст, который пишется сообща. Его создание одновременно способствует развитию креативности индивидов и их сплочению.

Предлагаемый мною тренинг «Групповой текст…» в первую очередь ориентирован на идеологов и технологов политических организаций, занимающихся интеллектуальной пропагандой и созданием политических рекламных продуктов. Однако этот тренинг мог бы быть полезен как «обычным» рекламистам, так и пиарщикам бизнес-структур.

Данный тренинг для большей яркости ориентирован на предвыборную ситуацию. В зависимости от специфики организации идеологический фон тренинга может варьироваться. Я остановлюсь на нейтральной и в последнее время относительно популярной идеологии консерватизма.

Итак, тренинг.

Групповой текст: теория и практика сотворения

Цель тренинга: научить участников тренинга создавать групповые тексты требуемого языкового формата.

Задачи ведущего:

1. Сформировать «искусственные» группы, используя метод жеребьевки или деления по профессиональным качествам и специализации.
2. Объяснить суть Задания 1 и Задания 2.
3. Дать рекомендации по выполнению заданий.
4. Оценить результат.

Задачи участников:

1. Преобразовать группу из индивидов с различными интересами в единый творческий коллектив, который нацелен на положительный результат (в идеальном варианте преобразование достигается путем самоорганизации, без давления со стороны ведущего).
2. Выполнить задание за определенный промежуток времени.
3. Представить разрешенное задание аудитории.
4. После разъяснений ведущего провести рефлексивный отчет (самоотчет).

Задание 1. Руслан versus Черномор

Перед началом уже сформированные группы вытягивают случайным образом следующие портреты*:

Слова ведущего:

«Через леса, через моря колдун несет богатыря» — все мы с детства помним замечательные строки Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила». Представьте теперь, что Руслан и Черномор решили стать депутатами своей волшебной страны. Конечно, им нужна помощь тех, кто пишет тексты, работает с образами политиков. Собственно, это и есть вы.

Задачи каждой из групп

Первое: придумать 8 тезисов для кандидата в депутаты без аргументов ad personam и оскорблений оппонента, сосредоточиться на себе: почему Руслан или Черномор так хорош?

Второе: придумать сюжет для рекламного ролика, где бы на полную катушку использовался негативный пиар по отношению к оппоненту (естественно, без скабрезностей).

Третье: презентовать тезисы и сюжеты.

Задание 2. Критическое мышление

Группы критикуют нижеследующую малополитичную работу** с консервативных позиций (во время выступления представители групп дают краткую характеристику текста, а затем критикуют его).

Текст Мартина Хайдеггера (имя автора не раскрывается)

Бытие-в-мире присутствия всегда уже разбросалось или даже раскололось с его фактичностью на определенные способы бытия-в. Многосложность этих способов бытия-в примерно обозначается следующим перечислением: иметь дело с чем, изготовлять что, обрабатывать и взращивать что, применять что, упускать и дать пропасть чему, предпринимать, пробивать, узнавать, опрашивать, рассматривать, обговаривать, обусловливать… Эти способы бытия-в имеют подлежащий еще подробной характеристике бытийный образ озабочения. Способы озабочения — это и дефективные модусы небрежения, упущения, отказа, халатности, все модусы «только лишь» по отношению к возможностям озабочения. Титул «озаботиться» имеет ближайшим образом свое донаучное значение и может значить: что-то исполнять, устраивать, «доводить до ума».

Выражение может также подразумевать: чем-то озаботиться в смысле «что-то себе раздобыть». Далее мы употребляем его в характерном обороте: я озабочен, что предприятие не удастся. «Озабоченность» значит здесь что-то вроде опасения. На фоне этих донаучных, онтических значений выражение «озаботиться» в данном исследовании употребляется как онтологический термин… для обозначения бытия возможного бытия-в-мире. Титул выбран не потому что, скажем, присутствие прежде всего и в большой мере экономично и «практично», но потому что само бытие присутствия предстоит увидеть как заботу. Это выражение опять же надо брать как онтологическое структурное понятие. Оно не имеет отношения к «тяготам», «омраченности» и «житейским заботам», онтически находимым в каждом присутствии. Подобное, равно как «беззаботность» и «веселость», онтически возможно лишь поскольку присутствие онтологически понятое есть забота. Коль скоро к присутствию сущностно принадлежит бытие-в-мире, его бытие к миру есть по сути озабочение.

Рекомендации по выполнению заданий

Перед началом непосредственного написания текста группы следует сориентировать на мозговой штурм. Для этого необходимо: сжато пояснить суть этого популярного метода (каждый высказывает мысль, а кто-то ее записывает; критика участника другими участниками в момент штурма запрещена, т. к. любая, даже «неразумная» идея может принести свои плоды), предложить выбрать модератора группы, разрешающего споры и конфликты.

Оценка результата

Оценка производится не по шкале «правильно — неправильно, хорошо — плохо», а в качестве констатации факта: умение работать в команде, творить совместные тексты.


* Возможны и другие образы-антагонисты: Человек-паук и Фредди Крюгер, доктор Джекил и Кролик из советского мультфильма по сказке Милна.

** В зависимости от специфики аудитории сложные тексты можно заменять стихами. Приведу пример из работы с агитационной песней группы «Красные звезды»:

Силу в кулак!
В авангарде новой пятилетки
Шагает ГУЛАГ,
Стране Советской даешь дезинфекцию!

Таков оригинал, а вот результат работы на тренинге:

Волю в кулак!
Сокрушен будет наш враг.
Сила и ум,
Славься, консервативный бум!

Источник: Секретарское дело