Скованные одной цепью, Связанные одной целью

Предлоги. Именно они, являясь служебной частью речи, выступают в качестве связки слов в предложении, а значит, хоть и не могут употребляться самостоятельно, но играют важную роль в правильном построении фраз. Склейка, сцепка, связка, стыковка, скрепление слов между собой и одной части предложения с другой — все это предлоги, они создают смысловую целостность выражений, которые без предлогов могут просто распасться на части — на отдельные слова, и понять что-либо будет невозможно. Это как обертоны в музыке — дополнительные гармоничные призвуки, придающие звучанию любого музыкального инструмента или голоса специфическую тембровую окраску. Вот на этой ноте, образно выражаясь, и попытаемся остановиться. Как «поем», что слышим, как цементируем слова с помощью предлогов и какая «музыка» при этом получается.

Не ставим перед собой задачу рассказать все о предлогах, об их разновидностях, функциях, происхождении и т. д. – для этого есть учебники и специальная литература. Рассмотрим лишь некоторые практические примеры употребления предлогов, ведь нам важно правильно ими воспользоваться в построении предложений, чтобы «музыка» зазвучала, чтобы не пустить петуха на самых высоких нотах, не сфальшивить и не переживать потом, что вместо эстетического удовольствия (или достижения цели, которую мы ставили) у слушателей или читателей, адресатов останутся совсем другие впечатления, а мы сами окажемся в неловком положении.

При соблюдении литературной нормы особые трудности вызывает употребление так называемых абстрактных предлогов после глаголов. Это предлоги­приклейки, неразрывно связанные с теми или иными глаголами и являющиеся составными элементами неразложимых словосочетаний. Примеры неправильного употребления таких предлогов: «Я с тебя удивляюсь», «Не радуйтесь над этой ситуацией», «Директор отметил о достижениях своих сотрудников», «Члены правления постановили о том, что…», «Статья указывает о том, что…», «Вы должны оплатить за услуги». Список можно продолжать до бесконечности, к сожалению, подобную «музыку» приходится слышать не так уж редко. Предлоги всегда сочетаются с именами существительными, местоимениями, числительными и указывают на синтаксические отношения их к другим словам (глаголам и иным частям речи), т. е. соединяют два слова и относятся к ним обоим одновременно. Но предлоги могут и вообще отсутствовать в предложении.

Рассмотрим приведенные примеры.

Удивляюсь – кому? (чему?) (не с чего/кого!) – тебе: «Я тебе удивляюсь». Использование словосочетания «с тебя» будет оправданно в выражении «Я снял с тебя пальто». Не радуйтесь – чему? (кому?) (не над чем/кем!): «Не радуйтесь этой ситуации». Использование словосочетания «над этой ситуацией» допустимо в выражении «Я рассуждал над этой ситуацией».

Директор отметил – что? (не о чем!) – достижения: «Директор отметил достижения своих сотрудников». Но: «Директор рассказал о достижениях своих сотрудников». Члены правления постановили – что? (не о чем!). Возможны варианты. Например: постановили всем дежурить; постановили, чтобы никто не уходил; постановили отложить решение вопроса; постановили: признать работу удовлетворительной и т. п.

Статья указывает – что? или на что? (не о чем!): «Статья указывает на то, что…» Но: «Статья гласит о том, что…». Вы должны оплатить – что? (не за что!): «Вы должны оплатить услуги». Но: «Вы должны заплатить за услуги». Как видите, нужно соблюдать правильное управление, уметь дирижировать словами, т. е. в данном случае вы дирижер и от вас зависит, как зазвучит музыка в исполнении оркестра, как зазвучит ваша фраза, как будет воспринята теми, кому она адресована.

А вот с самыми, казалось бы, простыми предлогами «в», «с», «на», «из» тоже возникает путаница. Для начала следует запомнить, что эти предлоги образуют антонимичную пару, т. е. если «в» – то «из», если «на» – то «с». Например: я иду в магазин, соответственно: я иду из магазина. Я кладу книгу на стол – я беру книгу со стола.

Вместе с тем предлоги «в» и «на» могут совпадать в значении. Например: сидеть в кухне / на кухне; работать в фирме / на фирме; лететь в самолете / на самолете. В этих случаях допустимо употребление обоих предлогов.

Но также возможно различие данных предлогов по значению. Например: смотреть в воду – т. е. смотреть в одну точку; и смотреть на воду – т. е. охватывать взглядом большую поверхность. Или такой интересный момент: я пришел из школы – имеется в виду откуда; я помню со школы – имеется в виду со школьных лет. Предлог «со» («с») нормативно употребляется при указании на время.

Может быть различие предлогов по закрепленности в устойчивых оборотах. Например: жить в деревне; первый парень на деревне. Различие по сочетаемости с определенными словами. Например: был в Крыму, в Казахстане; был на Кавказе, на Украине.

Такая сочетаемость определяется традиционным употреблением. Соответственно, правильно: из Крыма, из Казахстана и с Кавказа, с Украины. Поэтому в подобных случаях нужно просто запомнить, когда какой предлог следует использовать, или просто справиться в словаре.

Отдельное внимание стоит обратить на то, когда к предлогам «в», «к», «с», «под», «без», «из», «над» и др. присоединяется буква «о», т. е. когда нужно употреблять предлог «к», а когда «ко», когда «с», а когда «со»… В данном случае надо запоминать правила. Приведем лишь некоторые из них.

Предлог «со» закономерен в следующих сочетаниях: со страной, со значением, со штангой, со жгутом, со щами, т. е. ставится перед словами, начинающимися с букв «с», «з», «ш», «ж» плюс согласная, а также с согласной «щ». Предлог «со» употребляется со словами, начинающимися на «л», «ль», «р», «м», «в» плюс согласная: со лба, со льдом, со ртом, со мной, со всеми.

Именно поэтому следует писать «со звездой», «со взаимным», но «с шапкой», «с дня». Причем интересно, что «с дня» пишется, только если речь идет о конкретном дне, а не о дне как о начальной точке отсчета времени. Например: фотографии с дня рождения (сделанные на дне рождения). Но: фотографии хранятся со дня рождения (и до сих пор).
Предлоги «к» и «ко». Как и в предыдущем случае, предлог «ко» сочетается со словами, начинающимися на «ль», «л», «м», «р» плюс согласная: ко лбу, ко льду, ко мне, ко рту. Употребляется со словами, стоящими соответственно в дательном падеже: весь, всякий, всяческий, вторник, второй.

Предлоги «в» и «во». Аналогично: «во» пишем со словами, начинающимися с букв «л», «ль», «м», «р» плюс согласная. Предлог «во» также сочетается со словами на «в», «ф» плюс согласная: во власти, во Флоренции, но: в виде, в Феодосии. И ставится перед формой «что»: во что.

И еще нужно запомнить, что если требуется употребить такие предлоги перед цифрами (если они не написаны словами), то дополнительная буква «о» в предлогах не ставится.

Например: с 100 рублями (со ста рублями), в II квартале (во втором квартале).

Очевидно, что привести здесь все правила мы не можем, но если в памяти отложатся хотя бы эти, велика вероятность, что ваше «сольное выступление» пройдет на бис. Во всяком случае искренне вам этого желаем!

А теперь перейдем к нашим веселым отрывкам из статей, где не все «ноты» были взяты.

— Не следует в наглую повторять продукцию конкурента.

«Внаглую» – это наречие и пишется слитно, но не как предлог с существительным «в наглую». Иначе получается как в анекдоте: Штирлиц выстрелил в слепую. Слепая упала.

— То же, к стати…

Стать здесь тоже ни при чем, да и «тоже» – наречие и пишется слитно, так же как и «кстати»: «Тоже, кстати…».

— Говорю, что опыт подсказывает мне о негативном развитии событий.

Возвращаемся к началу нашей «музыкальной пьесы», то бишь статьи. Опыт подсказывает – что? – негативное развитие событий. Опыт говорит – о чем? – о негативном развитии событий.

— Вы начинаете жаловаться всем друзьям и коллегам о вашей несчастливой судьбе и «ненормальном» как вам кажется руководителе.

Жаловаться можно на что­то, на кого­то или куда­то. Оборот «как вам кажется» следует обособить. Получаем: «Вы начинаете жаловаться всем друзьям и коллегам на вашу (лучше «на свою») несчастливую судьбу и на «ненормального», как вам кажется, руководителя». Или же так: «Вы начинаете рассказывать всем друзьям и коллегам о своей несчастливой судьбе и о «ненормальном», как вам кажется, руководителе».

— Предупредила о необходимости в прохождении курса лечения.

Предупредила о необходимости – чего? – прохождения курса лечения. Употребление предлога «в» было бы уместно в предложении: «Возникла необходимость в прохождении курса лечения».

— Следующие этапы согласования практически идентичны с другими этапами.

Идентичны – чему? (кому?) (а не с чем!) – другим этапам.

— Руководитель сидит в середине стола.

Казалось бы, следует писать «сидит за столом», иначе воображение рисует именно то, что вы видите на картинке. Но «сидеть в середине стола» – вовсе не фальшивая нота, потому как середина – это место, более или менее одинаково удаленное от краев, концов чего­либо, в данном случае от концов стола, если, конечно, он не круглый.   

— Если вы благоговеете от актера…

Благоговеть можно перед кем­то или перед чем­то: «Если вы благоговеете перед актером…».

— Следите за вы конкурентами?

Вот даже так бывает… Извините, поймали! Написали, второпях? Все и так понятно? Но человек не обязан читать между строк, даже если он и догадливый. А если произнести фразу вслух? Догадаться уже сложнее. А если в песне переставить слова? Интересно, что получится? Итак, расставляем все по местам: переносим в начало предложения местоимение «вы», где ему и полагается быть. Получаем: «Вы следите за конкурентами?». Можно перефразировать вопрос по­другому: «Следите ли вы за конкурентами?» – т. е. не только переставляем предлог и местоимение, но и добавляем частичку «ли».

А вот еще из той же оперы, как ни странно:

— За тебя на это подали в суд.
Всего лишь переставлены местами предлоги, а как меняется смысл! Кто­то за тебя на что­то подал в суд, а ты тут вроде бы ни при чем. Оказывается, нет: «На тебя за это подали в суд».

— Не должно звучать больше двух человек одновременно.

Хоть у нас сегодня и музыкальная направленность, такое выражение не принимаем. Человек – это же не музыкальный инструмент, как может звучать человек? Он может говорить или петь, но звучать будет только его голос, а не сам человек.

И в заключение… последний аккорд. Советуем запомнить написание производных предлогов: «в течение», «в продолжение», «во избежание», «в отличие», «в завершение», «в заключение» – пишутся раздельно и имеют на конце букву «е», кроме предлогов «в отношении» (с буквой «и») и «вследствие» (слитно).

Источник: Секретарское дело