Сто лет спустя…

Трагедию, произошедшую в ночь с 13 на 14 января, практически сразу окрестили «вторым «Титаником». Даже в любительских киносъемках пассажиров из России на терпящем бедствие лайнере «Коста-Конкордия» слышалось: «Титаник»… Эти съемки мы видели по ТВ, и сделаны они были очевидцами трагедии, в тот момент еще в полной мере не осознававшими, какая опасность им грозит, ведь круиз на одном из красивейших и современных лайнеров только начинался.

Услышав грохот, люди даже не успели испугаться, погасший было свет тут же включился, и сам капитан успокоил: небольшие проблемы с электрикой. Пассажирам сообщили, что ничего страшного не происходит, просто в целях безопасности (!) нужно спуститься в каюты… По мистическому совпадению сто лет назад (14 апреля 1912 года) примерно так же успокаивали пассажиров «Титаника» — все будет хорошо. Но вместо увлекательного путешествия произошла катастрофа. «Титаник», как мы знаем», столкнулся с «черным» айсбергом, а «Коста-Конкордия» налетела на подводные рифы, сев на мель рядом с островом Джилио в итальянских водах.

Только спустя некоторое время пассажирам в качестве меры предосторожности было рекомендовано надеть спасательные жилеты и выйти на верхнюю палубу. Эвакуация началась лишь глубокой ночью, и если на «Титанике» первыми в шлюпки сажали женщин и детей, то на «Коста-Конкордии», по свидетельствам тех же очевидцев, филиппинские стюарды отталкивали их ногами и сами занимали места в шлюпках. Сигнал «покинуть борт» прозвучал слишком поздно, в то время как получившее 70-метровую пробоину судно стало наполняться водой и сильно накренилось. И тогда, по свидетельствам очевидцев, началась паника, люди падали за борт или сами от страха бросались в воду (ИТАР-ТАСС).

Все подробности произошедшей трагедии уже известны, есть погибшие и раненые, к счастью, большинство людей спасены, в том числе и наши соотечественники; о том, как велись спасательные работы, также сообщалось в СМИ. Ведется расследование причин аварии, окончательные результаты которого мы узнаем не ранее чем через полгода. Пока не совсем понятно, как могло случиться, что судно с новейшей системой навигации отклонилось от курса на несколько миль, притом что по данному фарватеру проходило неоднократно (около 50 раз в год), и напоролось на рифы. Хотим остановиться лишь на одном моменте: как в этой ситуации действовал капитан лайнера и члены экипажа.

Многие очевидцы отмечают непрофессионализм в действиях экипажа, его неподготовленность к экстремальной ситуации. «Очень непрофессиональный экипаж! Отпустил быстро шлюпку, и мы со всей силы ударились о борт, нас начало кидать, эту шлюпку, а потом она затормозилась, встала на борту и только потому, что была перегружена, мы потихоньку, по несколько сантиметров, сползли на воду. Потом стюарды очень долго пытались отсоединить шлюпку от талей», — свидетельствует пассажир лайнера Михаил Берёзкин («Российская газета», федеральный выпуск № 5679 (6)). «Ни разу за всю свою жизнь я не был свидетелем демонстрации подобного уровня некомпетентности, неосмотрительности и безответственности», — заявил пассажир судна Георг Линси. По его словам, когда корабль начал заваливаться на левый борт, пассажиры поднялись на правый, однако у шлюпок, кроме единственного молодого моряка, не обнаружили никого из членов экипажа (РИА «Новости»).

Капитан «Коста-Конкордии» Скеттино пытается переложить ответственность за катастрофу на составителей навигационной карты маршрута, которые якобы не указали на ней рифы. Однако по заявлению местного жителя, участвовавшего в составлении карты, все «подводные камни» были обозначены, тем более что скалы у острова Джилио — хорошо известное место паломничества любителей подводного плавания и охоты, посещаемое тысячами туристов и нанесенное не только на специальные лоции, но и на обычные географические карты (http://www.newsru.com). Итальянская прокуратура полагает, что Скеттино самостоятельно выбрал маршрут движения, пролегающий в опасной близости к берегу. Об этом пишет и итальянская газета Corriere della Sera: капитан затонувшего судна Франко Скеттино распорядился проплыть максимально близко к острову Джилио, чтобы сделать приятное главному стюарду Антонелло Тьеволи — единственному члену экипажа, который родом с этого острова. Местные жители также подтверждают эту версию: Франческо Скеттино хотел покрасоваться, продолжить традицию. Дело в том, что прежний капитан «Коста-Конкордии», ушедший на пенсию, был местным и прекрасно знал эти места и все рифы, он всегда сигналил, проплывая мимо дома, но традиция старого морского волка оказалась не под силу неаполитанцу Скеттино. Вот уж поистине: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.

Скеттино утверждал, что, почувствовав первый удар о скалы, пытался подплыть как можно ближе к берегу, к острову Джилио, однако судно село на мель. Данную версию подтверждали и эксперты: если бы этого не произошло, количество жертв было бы гораздо больше. Однако позже специалисты выяснили, что капитан не совершал и не мог совершить маневр, спасший судно от полного затопления. После того как в лайнере образовалась пробоина, машинное отделение было затоплено и теплоход стал просто неуправляемым, то, что он сел на мель и не ушел под воду полностью, — чистая случайность.

Скеттино также заявил, что экипаж координировал действия пассажиров по эвакуации. Но очевидцы утверждают, что некоторые члены экипажа первыми оказались в спасательных шлюпках. Посадка на лодки проходила медленно, и людей в тот момент, когда лайнер дал крен, просили оставаться в каютах. Более того, в это время капитана на судне уже не было! Судно налетело на камни у острова Джилио в 21:45 по местному времени. В 00:32, когда эвакуация людей только началась, капитан уже был на берегу, что является нарушением морского устава. А сигнал морской тревоги SOS вообще не был дан.

Капитан затонувшего итальянского лайнера Costa Concordia уличен во лжи, сообщает Lenta.ru. Записи и стенограммы разговоров с береговыми службами выложены на сайтах изданий II Messaggero и Corriere Della Serra. Очевидцы утверждают, что Скеттино вел переговоры с офицером береговой охраны, находясь уже на берегу. «Капитан, вы покинули корабль?!» — пришел в ужас сотрудник береговой охраны, когда Скеттино задал ему вопрос о количестве жертв. «Это я вас спрашиваю, капитан! Немедленно возвращайтесь на борт и сообщите оттуда все подробности! Или вы решили уже отправиться домой, испугавшись темноты?» После этого Скеттино уверяет, что исполнит приказ и вернется на борт. Однако следствие установило, что в действительности капитан выбрался на берег и уехал с места ЧП на такси. Сейчас Скеттино находится в следственном изоляторе.
Капитану лайнера Франческо Скеттино и его старшему помощнику Чиро Амбросио уже предъявлены обвинения в непреднамеренном убийстве, в халатности, а также в том, что они покинули судно до завершения эвакуации пассажиров.

Один из спасшихся пассажиров утверждает, что в момент, когда Costa Concordia напоролась на рифы, в одном из ресторанов лайнера звучала песня My heart will go on в исполнении певицы Селин Дион, саундтрек к знаменитому кинофильму «Титаник». Об этом пишут швейцарские СМИ со ссылкой на швейцарца Янника Сгага, который был на судне вместе с братом.

Если и далее проводить аналогию с одной из самых известных катастроф в истории человечества, то, несмотря на утверждения историков о том, что трагедии можно было избежать, если бы капитан «Титаника» действовал по-другому, капитан Смит предпочел погибнуть вместе со своим кораблем, как подобает морскому офицеру. О какой офицерской чести Скеттино можно говорить исходя из изложенных фактов? Ему грозит до 10 лет тюрьмы, передает ИТАР-ТАСС.

Источник: Секретарское дело 2 - 2012