Бизнес-разведка

Павел Плотников, заместитель генерального директора, директор по маркетингу корпорации «ЭЛАР»

— Каким компаниям бизнес-разведка необходима, а кто без нее может обойтись?

Существует ряд отраслей, которые могут успешно развиваться без какой-либо конкурентной разведки. Кто действительно без нее не может, так это представители узких рынков, рынков с малым количеством игроков, а также высокотехнологичные компании. В случае если хотя бы один из этих критериев присутствует, успех будет во многом зависеть в том числе и от бизнес-разведки.

В корпорации «ЭЛАР», где я являюсь руководителем департамента маркетинга, активно используются методы конкурентной разведки. В нашем бизнесе присутствуют все три вышеописанных показателя, определяющие эту необходимость. Занимаясь созданием систем управления контентом, мы представляем узкий высокотехнологичный рынок ИТ-интеграции. Количество наших потенциальных конкурентов весьма небольшое, однако постоянный прогресс требует не только знания того, над чем работают другие игроки рынка, но и понимания, как будут развиваться технологии в будущем.

Многие компании на этом рынке занимаются не столько поиском информации, сколько ее сокрытием. Они закрывают доступ к своим интернет-ресурсам с доменов компаний-конкурентов, распространяют фальшивые прайс-листы и так далее.

— Каких правил игры следует придерживаться в бизнес-разведке? Чего делать категорически не рекомендуется при поиске и защите информации?

Защищать информацию следует корректно, то есть распространение ложной информации — это уже тот метод, который ни одна уважающая себя компания использовать не будет.

Это касается и способов поиска информации. Грань между «плохо — хорошо» лично для меня определяется так: использовать распространенные во всем мире методы типа «тайный покупатель», то есть получать от имени подставного заказчика информацию о ценах и планах конкурентов для ее последующего анализа и выработки собственной стратегии бизнеса — это цивилизованный способ изучения конкурентной среды. Шантаж, подкуп, любое давление на партнеров — методы неприемлемые и указывающие на непрофессионализм их исполнителей. На самом деле всю информацию по ценам, предложениям, технической документации можно найти в открытых источниках, например, на сайте «Госторги.Ру». Все, что для этого нужно, — компетентные, думающие специалисты по поиску информации.

— Кому и почему в конкурентной борьбе правила не писаны?

Не страшно за свою репутацию мелким компаниям-однодневкам. Они, по сути, вольны делать все что угодно. Работать с подобными фирмами следует с большой осторожностью, так как зачастую перед ними стоит задача выиграть тендер любой ценой, не заботясь о качестве выполнения работ, и «распилить» полученные деньги. О задачах и проблемах заказчика там ни у кого голова болеть не будет.

— Компьютеры изменили мир безопасности. Как?

Действительно изменили. Появились мощные системы защиты информации, облачные технологии, шифрование и т. д. Как человек, знающий этот вопрос изнутри, авторитетно заявляю: создавать, хранить и передавать информацию в электронном виде на порядок надежнее, чем в бумажном. Невозможно быть до конца уверенным в бумажных документах, которые лежат хоть какое-то время на столе, переносятся в портфеле или уничтожаются в шредере. Утечку же электронной информации можно со стопроцентной гарантией если не предотвратить, то отследить. Для этого существуют современные системы управления корпоративным контентом, системы контроля почтового трафика и т. д.

— Какие новые технические средства стали применяться в бизнес-разведке сегодня?

Опустим «жучки», микрофоны и скрытые камеры — о них известно всем, и они, скажем прямо, относятся к тем средствам, которые, по моему убеждению, использовать неэтично, да и незаконно. Я бы хотел рассказать о недавно появившихся системах анализа неструктурированной информации, которые позволяют находить в Сети, анализировать и сопоставлять факты, на первый взгляд, не связанные между собой. Таким образом, можно определить основные тренды, появляющиеся на рынке, ожидания заказчиков, подставные компании, связь между определенными юридическими и физическими лицами. Ранее такие системы использовались исключительно разведками различных стран. Теперь эти системы можно успешно применять в бизнесе, заплатив за них 4–5 млн рублей.

— Болтун — находка для шпиона. Как с этим бороться и надо ли?

Защищать бизнес, безусловно, надо. Для этого существует множество методов — от применения уже упомянутых систем защиты информации до контроля процесса приема на работу новых сотрудников. Однако самой главной защитой остается мотивация специалистов, понимание того, что успешное развитие компании напрямую влияет на их профессиональное развитие и благосостояние.

СПРАВКА

Корпорация «ЭЛАР» — крупнейшее в Европе специализированное предприятие по созданию, комплексному оснащению и наполнению электронных архивов. Обладает почти 20-летним опытом выполнения объемных и сложных проектов национального масштаба. В ходе их реализации производственные подразделения корпорации перевели в форматы электронных баз данных и архивов около ½ млрд бумажных и микрографических документов.
Число сотрудников 7000 человек.

Светлана Федюкова, fedyukova.svetlana@mail.ru

Источник: Секретарское дело 2 - 2012