Чем больше привычек, тем меньше свободы

Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Уильям Теккерей

Однажды, выехав утром на работу, как обычно, я поехала по хорошо знакомой мне дороге. Проехав 2 километра, как обычно, я попала в пробку. И простояла в ней, как обычно, 40 минут. Как обычно, испытывая разочарование от потерянного времени, жалости к себе, что можно было поспать подольше, да и просто раздражения от наглых и невоспитанных водителей на дороге. Я думаю, вы меня понимаете, и вы сами сегодня делали то же самое…

И вот с таким чудесным утренним настроением я, как обычно, приехала на работу.

Но! Сегодня я сказала себе: «Стоп!» Вдруг появилось желание что-то изменить. Появилась та самая осознанность действий, которые я делаю. Что же я делаю? Я все делаю КАК ОБЫЧНО! Дорога на работу стала моей привычкой, стала тем, что сковывает меня, ограничивает, приносит дискомфорт. Сначала я самостоятельно выбрала этот путь, и это было мое решение, а теперь путь выбрал меня и я уже не хозяйка своих поступков и действий. Напрашивается вопрос: а кто же мной тогда руководит?

Да, да, та самая надоедливая привычка!

Предлагаю заглянуть в психологический словарь и разобраться с определением данного понятия.

Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью, например: делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д. С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении.

Таким образом, мы не управляем своими привычками, они автоматизируют нашу деятельность, делают ее алгоритмичной, простой и понятной. Что же мы от этого получаем, выгоду или убытки?

Привычка вводит человека в зону комфорта. Человек перестает расти, развиваться, двигаться вперед. Лишь выйдя из зоны комфорта, получив негативную оценку, пережив неприятные жизненные ситуации и неприятные эмоции, можно осознать, отрефлексировать, приобрести новый опыт и выйти на новый виток развития.

Екатерина Ясенева, региональный тренер компании «Мобильные ТелеСистемы», макрорегион Поволжье

Полный вариант статьи вы можете получить, обратившись к автору по адресу yvyasene@nnov.mts.ru

Источник: Секретарское дело 3 - 2012