Давно подмечено, что «галстуки, шнурки и язык всегда развязываются в самый неподходящий момент». Человеческий фактор, играющий свою роль всегда и везде, является одной из основ бизнес-разведки. Как заставить чужого работника говорить, а своего — молчать, мы спросили у экспертов.
— Как выудить ценную информацию на собеседовании с кандидатом?
Наталья Большова, «Здоровье семьи»:
— Нужно стараться своими вопросами максимально охватить компетенцию кандидата. Так как он заинтересован в получении нового мета работы — расскажет все.
Не следует задавать вопросы на одну тему отдельными крупными блоками — это позволяет кандидату быстро понять, что именно хочет выявить интервьюер, и дать искаженные ответы.
Людмила Зозулина, «Маратекс»:
— Нелишне, прежде чем начать задавать вопросы, расположить кандидата к себе, например, комплиментом.
Юрий Кулаков, «Берег»:
— Ключ в демонстрации интереса и внимания к человеку, можно даже влюбиться на какое-то время (если хватит актерского мастерства). Интервьюеру нужно быть обаятельным человеком и уметь соблазнять.
— О чем чаще всего «проговариваются» кандидаты, даже когда их об этом не спрашивают?
Людмила Зозулина:
— Про своего работодателя рассказывают почти все. Иногда даже можно узнать что-то про бюджет.
Юрий Кулаков:
— Они рассказывают, когда я даю понять, что мне это понравится. А что именно это будет, я решаю при предварительном чтении резюме и отзывов, а также, судя по началу общения.
— Как определить на собеседовании, что кандидат не станет впоследствии разглашать секреты компании?
Людмила Зозулина:
— Нужно стараться не терять сотрудников и заключать с ними договоры о неразглашении, но это не всегда эффективно.
Наталья Большова:
— 100 % гарантии нет никогда.
— Работает ли в России система договоров о неразглашении коммерческой и служебной тайны и почему?
Наталья Большова:
— Конечно, работает.
Людмила Зозулина:
— Не очень, потому что, если человека, допустим, уволили, ему уже точно все равно.
Юрий Кулаков:
— Я сам указываю сотруднику на недопустимость разглашения той или иной информации, разъясняя возможные последствия не для компании вообще, а для конкретных сотрудников. Я говорю новым работникам: «Если ты расскажешь об этом, то вот этот конкретный человек останется без премии, а тот вынужден будет выйти на работу 3 января, чтобы переписать весь каталог».
— Как не допустить перехода сотрудников с ценной информацией к конкурентам?
Наталья Большова:
— Дружный коллектив, система мотивации персонала и договоры о неразглашении. Используя совокупность этих рычагов, можно добиться хотя бы частичной сохранности информации.
Юрий Кулаков:
— Необходимо индивидуально работать с каждым сотрудником, что помимо прочего включает: индексирование доходов в соответствии с ситуацией на рынке, планирование карьеры сотрудника, совместное обсуждение ближайших планов в его отношении. Руководителям нужно быть искренними, сочувствующими и понимающими.
— Защита персональных данных: как это работает сегодня?
Людмила Зозулина:
— Через договоры, и необходимо, чтобы только ответственные топ-менеджеры владели этими данными в полном объеме.
Юрий Кулаков:
— Эту проблему может помочь решить сервер в Австралии или Польше.
Источник: Секретарское дело 3 - 2012