Высокая мода

Эволюция облачения бортпроводников началась во втором десятилетии прошлого столетия. Причем следует здесь говорить о начале только одной линии этой эволюции — мужского костюма. Идея заменить «юнг» удачно подошедшими для этой работы медсестрами проникла в авиакомпании в начале 30-х годов. Уже через несколько лет профессия была завоевана слабым полом, вынудившим почти всех юнг вернуться на флот.

Первые униформы стюардесс должны были быть прочными, практичными и вызвать доверие пассажиров. Так, например, первые стюардессы United Airlines носили зеленые береты, зеленые накидки и обувь медицинской сестры. Некоторые же авиакомпании тех времен одевали бортпроводниц непосредственно в форму медсестер. Поскольку многие пионеры коммерческой авиации имели военное происхождение, одежда первых стюардесс обладала соответствующим дизайном: шляпы, жакеты и юбки — часто цвета хаки — выделялись прямыми линиями и военными деталями, такими как эполеты и медные пуговицы. Часто форма имела летний и зимний варианты, отличающиеся цветом и материалом.

Десятилетие потребовалось бизнесу, чтобы осознать рекламную значимость стюардесс, и уже к концу 30-х в одежде последних стали появляться женственные линии и цвета (как правило, белый, кремовый и синий). Некоторые авиакомпании начали заказывать дизайн униформы в элитных магазинах. Вместе с этим девушек обучали использованию косметики и этикету.

Австралийская Qantas предусмотрела для тропиков белые хлопковые платья, для зимних холодов — синие жакет с юбкой, галстуком и туфлями на шнурках. Почти абсолютная синева (от перчаток до фуражки) разбавлялась лишь золотом фирменных пуговиц.

На рекламном плакате другой австралийской компании запечатлена блондинка в белом костюме и пилотке. Подпись гласила: «Дамы за работой: Ваша стюардесса — опытный работник, очаровательная, умелая и высококвалифицированная девушка, которая поможет Вам получить удовольствие от полета».

К 50-м военно-санитарское прошлое, а также стремление соединить в стюардессе профессионализм и дисциплину с заботливостью и вниманием привели к необычному смешению. Так, юбка и блузка медсестры дополнялись строгим жакетом с погонами.

В 1953 году перевозчик Qantas одела бортпроводниц в жакеты без отворотов. Вместе с тем под запретом оказались длинные волосы — альтернативой короткой стрижке стал парик.

В 60-е годы милитаристская тема в униформах попала под влияние моды времени. Здесь мы встречаем упомянутые жакеты без воротника с круглым или V-образным вырезом, длинные платья-пальто, высокие сапоги и шляпки-коробочки. Сексуальная революция облачила многих стюардесс в мини-юбки и мини-шорты.

Настигшие Southwest Airlines финансовые трудности заставили стратегов компании вспомнить одну из главных рекламных мудростей: sex sells («секс продает» — англ.). Считается, что именно переодевание бортового персонала в беспрецедентно короткие шорты и высокие кожаные сапоги оказалось решающим фактором для выравнивания положения авиаперевозчика.

В 70-е годы у авиакомпании Southwest Airlines наступил кризис. Один из маркетологов нашел выход: придумать для стюардесс сексуальную униформу. Короткие шорты и высокие кожаные сапоги переплюнули по эффективности систему скидок и рекламных акций. Объем продаж билетов авиакомпании резко увеличился.

Основная тенденция 70-х состояла в том, что внешний вид формы становился все проще и легкомысленнее, по мере того как военных элементов становилось меньше. В этот период была создана униформа, состоящая из деталей, которые можно комбинировать в различных сочетаниях.

Дизайнер Эмилио Пуччи, вдохновленный движением хиппи, в 1974-м разработал для Qantas уникальную форму, в основу которой положил стиль flower power. Одежда из полиэстера была разукрашена цветами, а шляпу сменила косынка. Платья были с длинными и короткими рукавами, жакет с юбкой — кораллового цвета, а пальто — из австралийской шерсти.

Впоследствии множество дизайнеров трудилось над созданием униформ стюардесс: Армани и Май-ла Шоен для Alitalia, Пьер Балмейн для Singapore Airlines, Ханае Мори для Japan Airlines, Пьер Карден для Pakistan International Airways. В 1986 году французский кутюрье Пьер Балмейн представил созданную им на основе национальной женской одежды народов Юго-Восточной Азии форму «Саронг-Кебайя», разукрашенную малайзийской флорой. С небольшими изменениями эта униформа используется авиакомпаниями региона и в настоящее время, являя собой один из наиболее удачных примеров униформы в истории. Увековеченный в лондонском музее восковых фигур мадам Тюссо костюм повлиял впоследствии на решение индийских и китайских авиакомпаний ввести на борту национальную одежду.

После 70-х внешний вид стюардесс вновь становится более аскетичным, появляются брюки и подкладные плечи. Вместе с тем смягчаются традиционно суровые требования к профессии, касающиеся возраста, комплекции и преграждавшие путь в стюардессы замужним женщинам. Некоторые авиакомпании старались сохранить военные мотивы формы. Так, в Eastern Airlines объясняли это тем, что подобный внешний вид существенно уменьшил количество нападений во время полета.

В настоящее время компании считают, что стюардессы должны демонстрировать высокий уровень ухода за собой: надлежащее использование косметики и тщательное соблюдение личной гигиены. У бортпроводниц не должно быть видно никаких татуировок. Цель всех этих требований — представить компанию в положительном свете. Иногда к разработке униформы привлекают психологов, которые должны следить за тем, чтобы внешний вид стюардессы располагал пассажиров к ней и внушал спокойствие.
Однако, с точки зрения работодателя, основная ценность униформы стюардессы заключена в возможности идентифицировать принадлежность к компании. В запомнившейся многим рекламе Ansett Airlines 70-х годов изображена голая стюардесса, обернутая в занавеску. Подпись гласит: «Если стюардесса без формы, узнаете ли вы, какой компанией летите?».
Даниил Дерипаско, deripasko-dg@yandex.ru

Cabin boys — в Британии 20-х.

Источник: Секретарское дело 3 - 2012