Катастрофа Коста-Конкордии. Что нужно сделать, чтобы такого не происходило?

Дмитрий Болкунец

Трагедия произошла из-за разгильдяйства капитана. Нужно соблюдать устав. Для таких лайнеров наверняка есть маршруты следования вплоть до метров, чтобы двигались, как поезд по железной дороге. Современные средства навигации позволяют фиксировать все отклонения, как в самолете, поэтому, если корабль отклонился от курса, у диспетчера должны пищать приборы и он обязан срочно выяснить причину отклонения от курса, а не так, что капитан решил своему другу на берегу рукой помахать. Плюс пьянство капитанов на кораблях должно пресекаться. Самым жестким образом — вплоть до пожизненного запрета на вождение судов. Плюс навигация кораблей — нужно, чтобы спецтехника обнаруживала препятствия на пути движения судна. Рифы и прочее — все это возможно, трагедий не избежать, но можно стараться не совершать глупых ошибок. Необходимо соблюдать нормы безопасности на кораблях — все пассажиры перед отплытием должны проходить подробный курс по эвакуации или пробную эвакуацию, чтобы люди знали, куда бежать и что делать, если что-то случится, и были уверены в том, что всем хватит средств защиты.

Елизавета Салихова, ООО «Лиз тур» (работает в «итальянском направлении», г. Челябинск, e-mail: liz-tour@mail.ru

Относительно трагедии, произошедшей на борту Costa Concordia, компания «Лиз тур» выражает глубокое сочувствие всем тем, кто волею судьбы оказался там в роковой час. Это страшная трагедия, постигшая лайнер, столь популярный среди многих туристов, а что может быть страшнее трагедии… Мы присоединяемся к соболезнованиям круизной компании Costa Cruises, выразившей их семьям погибших.

Стоит отметить, что техническое состояние судна на момент совершения круиза было хорошее. Судно числилось в итальянском регистре Registro Italiano Navale и прошло общий осмотр классификационным обществом на пригодность к плаванию 03.06.2011, получив разрешение на плавание до 29.06.2016.

Что касается ситуации на Costa Concordia, капитан нарушил правила поведения в экстремальной ситуации, покинув судно и не организовав должным образом эвакуацию пассажиров, несмотря на то что лайнер был оснащен спасательными средствами. Кроме того, члены экипажа были не подготовлены к подобной ситуации, следствием чего явилась паника на борту и неумение грамотно и максимально быстро эвакуировать людей с судна, несмотря на то что все члены экипажа имеют сертификат BST (Основные правила по безопасности) и прошли подготовку по оказанию помощи в экстренной ситуации.

Хотим мы этого или не хотим, большую роль в нашей жизни играет человеческий фактор, как и в данной ситуации. Удивительно, что при современном уровне развития навигационного оснащения, тем более на лайнерах такого класса, можно было не заметить препятствий, находящихся под водой.
Скорее всего, причиной крушения все-таки стал человеческий фактор, однако есть версии, что судно было некоторое время обесточено, а следовательно, неуправляемо, что и привело к столкновению с рифами.

Во всяком случае, чтобы говорить о причинах крушения, необходимо восстановить полную картину произошедшего, а на данный момент полная и достоверная информация недоступна.

На сегодняшний день рассматриваются несколько законов, в т. ч. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в котором предлагается существенно ужесточить ответственность за нарушения в сфере транспорта и изменить систему государственного контроля в этом секторе. Законопроект в большей степени касается внутреннего водного транспорта, однако некоторые положения законопроекта затрагивают деятельность железных дорог и пассажирских автоперевозок.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно, в первую очередь, очень внимательно читать договор с круизной компанией, а также выбирать проверенную круизную компанию, в т. ч. руководствоваться всеми правилами поведения на борту лайнера.

Юрий Бирюков, руководитель юридической фирмы «Центр правовой защиты, г. Челябинск

Всякий раз, когда выезжаю с семьей за границу, а отдыхаю я только с семьей, всегда испытываю некоторый тревожный дискомфорт. А вдруг что-нибудь случится, и удастся ли выйти из ситуации безболезненно, особенно если заболел ребенок. Был такой случай в Турции. Обошлось. И врач принял, и в госпиталь положили, и вылечили, и выписали. А вот в морские круизы я бы с детьми не поехал, слишком крепким заложником ты оказываешься и зависишь от природы, от погоды, от команды и от капитана. Не хочется вспоминать наш случай с «Булгарией», но есть сравнение. Старая посудина на большой, но на реке, где и штормы другие, и фарватер другой, и прочая лоция, а людей утопили столько, что этой «Коста Конкордии» еще повезло, если так можно сказать, по количеству утопленников. Но вода везде мокрая, и как юрист я всегда перед поездками полностью страхую семью от всех возможных бед. Это хоть какая-то защита от того, что мы называем «дураком». На «Конкордии», судя по сообщениям в прессе, дураком оказался капитан, причем главным дураком и трусом. Я знаю два средства от дурака — осторожность и русская смекалка. Может, не к месту, но вспоминаю одну анекдотическую историю. В Японии землетрясение, люди вышли на улицу, сидят, ждут помощи и плачут — не подвезли питьевую воду. Рядом полно магазинов, но никто не пытается их взломать. Наши давно бы взломали, набрали бы выпивки и закуски и уже пели бы «Голубой вагон» или «Ой, мороз, мороз». А случай с «Конкордией» показал, что за границей тоже люди, и не всегда идеальные и качественные, как брендовая продукция этих стран.

Людмила Мосина, генеральный директор Челябинского бюро международного туризма «Спутник» (состав сотрудников на предприятии 58 человек)

Можно, как у нас хорошо получается, сочувствовать и сострадать по поводу каждой трагедии даже в комфортных условиях отдыха. Но люди едут отдыхать и получать от этого удовольствие, причем за свои и часто приличные деньги. Пассажирам все равно, какие девушки нравятся капитану и сколько друзей у него на берегу моря, которым этот капитан хочет передать привет. Люди доверили себя профессионалам, а они, как пишут, оказались другими. Если без эмоций и по-деловому: в России отношение к страхованию рисков, совершенно любых, пока еще не сформировано, это относится к любым видам страхования. И как только возникает вопрос о добровольном страховании, туристы предпочитают заполнить анкету — отказ от данного вида страхования, в том числе и от страхования от несчастных случаев. Относительно лайнера «Коста Конкордия», полузатонувшего с туристами, обязательная страховка предполагала страхование медицинских рисков и рисков от некачественного  предоставления услуг, а вот на добровольное страхование от несчастного  случая скорей всего был получен отказ туристов. Во избежание в дальнейшем таких ситуаций при внесении изменений в закон о туристической деятельности надо внести обязанность (и обязать) ТО и ТА осуществлять страхование туристов в комплексе и сделать такую страховку обязательной.

Подготовил Вячеслав Саблин, sablin_vv@mail.ru

Вячеслав Красько, владелец туристической компании «Третья планета»

Трагедия — это всегда страшно, а трагедия такого масштаба страшна вдвойне. Но в основе любого подобного события почти всегда лежит человеческий фактор.
Битва за шлюпки, отталкивание женщин и детей — вот итог профнепригодности команды. Никто не смог скоординировать мечущуюся толпу. Я считаю, что этот беспредел должен быть уголовно наказуем. Смена нравственных эпох диктует свои правила, но закон не зависит ни от ментальности, ни от расстановки приоритетов.
Да, есть и еще один закон — общечеловеческий, затрагивающий такие понятия, как честь и долг, но имеет ли смысл рассуждать об этом постфактум?

Людям, понесшим моральный и материальный ущерб, предстоит еще долго доказывать свою сопричастность к трагедии и собирать справки об этом — вот еще один парадокс.
Не стоит даже надеяться, что организатор круиза проявит инициативу и самостоятельно свяжется с пассажирами для решения вопросов о компенсации.

Избежать этого в дальнейшем можно только одним путем: пересмотреть законы о страховых выплатах. «Пострадавший» — уже одно это понятие должно избавлять человека от бумажной волокиты.

Евгений Потапов, генеральный директор СГ «Межрегионгарант»

На самом деле от этого никто не застрахован. Если вас беспокоит вопрос собственной безопасности, то на круизных лайнерах лучше вообще не путешествовать. Дело вот в чем: на таких судах, как правило, царит атмосфера всеобщего разгильдяйства, команда чувствует себя крайне расслабленно. Фактически члены команды тоже отдыхают, заводят романы, выпивают.

В такой ситуации вопросы безопасности отходят на второй план. И изменить ситуацию довольно трудно, это человеческий фактор, сложно пребывать в боевой готовности, когда пассажиры, среди которых постоянно находятся члены команды лайнера, максимально расслаблены.

Вместе с тем количество мест в шлюпках заведомо меньше, чем количество плывущих на судне людей, и при крушении места всем в любом случае не хватит.
Но если уж и плыть на таком корабле, то он не должен быть с итальянским экипажем. К сожалению, в таком экипаже нередко оказываются не только разгильдяи, но еще и трусы.

Владимир Пронин, руководитель кадровой службы ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация», эксперт московского отделения «ОПОРА РОССИИ»

Разумеется, полностью застраховать компанию от подобных форс-мажоров крайне сложно — на то он и «человеческий фактор». Однако сделать так, чтобы при возникновении подобных ситуациях персонал действовал максимально грамотно и в соответствии с корпоративными правилами, можно, учитывая несколько основных постулатов.

Во-первых, следует набирать на работу настоящих профессионалов. Есть различные способы проверки профессиональной компетентности — от анализа послужного списка до оценки профессиональных навыков в реальных ситуациях.

Во-вторых, персонал, который отвечает за жизнь и здоровье клиентов, нужно постоянно учить и проверять усвоенный опыт на практике. Это необходимо для того, чтобы «кадры» неукоснительно соблюдали правила поведения, и особенно в экстремальной ситуации. Здесь как на боевой службе: уставы пишутся кровью бойцов, для того чтобы не проливалась другая кровь.

Ну и наконец, необходимо требовать от работников соблюдения корпоративных правил взаимодействия с клиентами, чтобы «лицо» фирмы всегда представало в самом выгодном свете.

Подготовила Валентина Гусева, wellaworld@mail.ru

Источник: Секретарское дело 3 - 2012