Проявляя излишнюю внимательность, мы нарушаем границы частной жизни

Избыток информации, хроническая нехватка времени, ответственность… Руководители и топ-менеджеры подвержены депрессиям ничуть не меньше рядовых сотрудников. Что может послужить причиной депрессии, как с ней бороться и чем в этом может помочь личный секретарь мы спросили у практиков.

Руководители — тоже люди

Владимир Млынчик, генеральный директор энергетической компании QuadroElectric: Мне, конечно же, доводилось наблюдать и лично переживать стрессовые ситуации. Когда становишься руководителем, начинаешь понимать, что проблемы никогда не разрешатся сами собой и никто, кроме тебя, их не решит. Это достаточно тяжело и может оказывать очень большое и непрерывное давление. Однако я люблю сравнивать такие ситуации с катанием на сноуборде (катаюсь уже много лет). Когда пытаешься освоить новый трамплин или сделать какой-то трюк, вначале ты падаешь и падаешь, много-много раз. И здесь можно развернуться и уйти, сказав себе: «Нет, все-таки не мое это, не получается — и все тут, ничего не поделаешь», а можно продолжить падать и вставать вновь и вновь. В итоге отобьешь руки и ноги, но трамплин будет покорен. То же самое происходит и в бизнесе, когда у тебя какие-то проблемы: нет денег, нечем платить зарплату, не складываются отношения с клиентами… Часто думаешь: «А может, бросить все это?», но находишь в себе силы и преодолеваешь препятствия. Способность находить в себе силы для того, чтобы, упав, вновь и вновь подниматься, на мой взгляд, и отличает руководителя от обычного сотрудника.

Мне кажется, над стрессами нужно учиться работать, чтобы не поддаваться им. По-настоящему успешные люди всегда очень жизнерадостные и веселые, они научились правильной работе с давлением, которое неизбежно для любого руководителя.

Анна Бабичева, помощник президента ГК «Спецзащита»: Любой человек подвержен депрессии, это факт. Руководители — те же люди, и ничто человеческое им не чуждо, если перефразировать известную цитату В. И. Ленина. А в безумном и беспощадном мире бизнеса каждый руководитель и топ-менеджер ежедневно испытывает стресс. Они живут и «варятся» в условиях естественного отбора, ведь всегда нужно быть собранным, быстро реагировать в сложившейся ситуации, т. е. быть конкурентоспособным. На мой взгляд, стресс — это практически нормальное состояние для каждого из них, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь руководитель отличается от обычного сотрудника тем, что контролирует абсолютно все сферы деятельности одной компании, а это несколько отделов разной направленности, возможно, несколько компаний, т. е. достаточно большой объем информации и документооборот. Что касается депрессии, это также побочный эффект активной работы: повышенная раздражительность, усталость, апатия — сопутствующие явления общей картины стресса, но мало кто из руководителей и топ-менеджеров всерьез осознает свое состояние и принимает необходимые меры, в основном по причине острой нехватки времени. Я считаю, что депрессия сопутствует работе руководителя, как кариес у сладкоежек, т. е. от этого не застрахован никто.

Дарья Иванова, исполнительный директор модельного агентства Skymodels: Женщины-руководители больше подвержены депрессиям. Так уж принято, что на руководящих должностях чаще всего стоят мужчины, и женщине приходится каждый день доказывать, что она может быть руководителем не хуже мужчины. Но есть и другая сторона: у женщины, кроме работы, есть забота о детях и о семье, это дает женщине возможность быстрее выходить из депрессии. У мужчин депрессии более затяжные и чаще всего они связаны с тем, что мужчины не справляются со своими функциями.

Причины депрессии

Владимир Млынчик: Проблемы, которые способствуют депрессии, могут найтись всегда. Например, ты очень устал, не выспался, переживаешь из-за финансов и ответственности.

Дарья Иванова: Причины появления депрессии чаще всего связаны с неудовлетворенностью работой и неумением достигать поставленных целей.

Анна Бабичева: В 2010 году Группа компаний «Спецзащита» пережила кризис: сотрудники на руководящих должностях, воспользовавшись длительной заграничной командировкой учредителя и создателя холдинга Рюштибея Якубова, создали компанию-клон под тем же названием, поставив холдинг в сложное финансовое положение. Я пришла работать в конце 2010 года, президент ГК «Спецзащита» Якубов набирал новый штат и новую команду единомышленников, которые смогли бы провести ребрендинг и «экстренную реанимацию» в Группе компаний. Конечно, это был огромный стресс, под влиянием событий находились все, в том числе и сам Рюштибей Энверович. Ведь ему пришлось начинать все почти с нуля — новые сотрудники, поиск новых клиентов, а в охранном бизнесе это не так просто, как, например, в сфере других услуг или же продаж, это определенная специфика. Огромную поддержку и профессиональную помощь оказали близкие Рюштибея Энверовича — его семья: супруга, сын, невестка — все они пришли работать в компанию в трудные времена, несмотря на невозможность выплаты заработной платы некоторое время. Также была огромная поддержка со стороны «старожил», они остались на своих рабочих местах, зная, что будет сложно. Я считаю, это очень показательный момент, когда сотрудники не бросают компанию и руководителя-основателя, несмотря на финансовые проблемы. Конечно, были и достаточно грустные моменты, ведь многие ушли на другие рабочие места, не веря в возможности фирмы.

Санчо Панса и личное пространство руководителя

Анна Бабичева: Я думаю, что в данном случае роль личного помощника переоценена. Помочь может квалифицированный специалист, психоаналитик, тем более что сейчас они как никогда популярны и востребованны. Личный помощник может помочь сгладить острые углы в работе, предусмотреть некоторые нюансы в сложных вопросах, снять нагрузку с руководителя, взяв на себя часть рабочих моментов, требующих безотлагательного решения. Да, можно морально поддержать, ведь помощник руководителя — это его сюзерен, или Санчо Панса, т. е. единомышленник. Но на мой субъективный взгляд, не стоит забывать о некоторой этике, ведь все мы люди и каждому из нас необходимо личное пространство. Проявляя излишнюю внимательность, мы нарушаем границы частной жизни. Лучший способ помочь руководителю избежать стрессовых состояний — это взять часть работы на себя и постараться организовать рабочее время в максимально щадящем режиме.

Дарья Иванова: Личный помощник руководителя может взять на себя некоторые обязанности руководителя, сняв с него часть дел.

«Сильнее всех владеющий собой»

Владимир Млынчик: Мы, формируя компанию и коллектив, всегда ориентируемся на позитивные и активные жизненные позиции. Наши сотрудники — дружелюбные и веселые люди с прекрасным чувством юмора. Случалось, что я находился в состоянии неопределенности и неосознанно создавал его и для окружающих. Но если у кого-то плохое настроение, мы все стараемся относиться к этому легко, как и к состоянию стресса и депрессии. Ведь, если у человека стресс, продуктивность работы уменьшается. Но я понял, что сотрудники и вообще все вокруг должны быть всегда уверены в том, что ты все контролируешь, ты надежен и спокоен.

Анна Бабичева: Я думаю, что большинство сотрудников в компании даже не догадываются, что руководитель находится в депрессивном состоянии, ведь это не афишируется: «О люди, мне плохо, жизнь не имеет смысла» и т. д.

Дарья Иванова: Мне кажется, состояние депрессии руководителя очень заметно подчиненным и сильно отражается на деятельности компании, поэтому руководитель должен контролировать свое эмоциональное состояние. Если пустить на самотек депрессию топ-менеджера, он не сможет работать эффективно, следовательно, в компании он становится лишнем звеном.

Не навреди

Анна Бабичева: Например, конкурент в бизнесе, выигравший тендер и радостно сообщивший руководителю об этом, да, такой факт может усугубить состояние депрессии. Или же нелицеприятное поведение партнера по бизнесу. Не будем исключать и семейные проблемы — например, из-за нехватки времени и большого объема работы, частых командировок руководитель редко бывает среди своих домашних, что вполне может вызвать недовольство семьи.

Как не допустить депрессии?

Анна Бабичева: На мой взгляд, отличный метод избежать психологической нагрузки — это тренинги личностного роста. По мнению психологов, подавленное состояние и повышенная раздражительность, плохая переносимость стресса — это черты сотрудника, не готового к занимаемой должности, то есть морально неподготовленного. Любой руководитель — это пример для своих подчиненных, поэтому всегда необходимо держать марку. Тренинги личностного роста позволяют смоделировать поведение в сложных обстоятельствах, мотивацию, благодаря чему не теряется самообладание в критических моментах работы или же в трудных ситуациях.

Дарья Иванова: Для того чтобы не допустить депрессии у топ-менеджера, надо постоянно стимулировать сотрудников, устраивать тренинги, применять корпоративное планирование. Сотрудник должен чувствовать, что его деятельность будет оценена. 

Рецепт от депрессии

Владимир Млынчик: Мне всегда помогает смена деятельности. Я заметил, что, когда портится настроение, лучше прекратить делать то, что делаешь в данный момент, и переключиться — например, заняться спортом. Чередовать умственную и физическую активность очень полезно для организма и общего настроя. Кроме того, нужно окружить себя жизнерадостными людьми. Потому что, как бы паршиво тебе ни было, когда видишь, что окружающие не унывают, тебе тоже становится хорошо и отрадно. Если не в делах, то в душе точно.

Дарья Иванова: По-моему, погружение с головой в работу — не лучший способ борьбы с депрессией. Хотя всегда поднимается настроение, когда видишь результат своего труда. Отвлечься от проблем на работе мне помогают дом и семья. Семья не дает впадать в состояние депрессии. Мои рабочие проблемы не должны волновать близких людей, я для них в первую очередь мама, жена. Они хотят видеть меня успешной, красивой и целеустремленной.

Анна Бабичева: Немаловажную роль играет поддержка семьи, близких. Ну и конечно, отдых, который так необходим каждому из нас. Спустя полтора года работы помощником Рюштибея Энверовича могу сказать, что главное лекарство от депрессии, острого стресса в сложные и критические моменты — не терять оптимизма, обязательно верить в себя и видеть перспективу. А возможности мы создаем сами — это наша работа.

Ольга Верба, verba_verba@list.ru