Депрессия у руководителя

Каждый человек, даже далекий от бизнеса, в наше время сталкивался с состоянием депрессии. Тем не менее, когда он попадает под ее влияние, часто просто не знает, как с ней бороться, а иногда в силу апатии совсем не хочет что-либо с этим делать. Между тем все проявления депрессии: раздражительность, пониженная работоспособность, угнетенность — сильно отражаются на всех делах фирмы. Руководители компаний Анна Щурова и Михаил Анисимов рассказали о причинах, способах борьбы и самых частых ошибках при депрессии.

Анна Щурова, генеральный директор ООО «НеваМедСнаб»: Настоящая депрессия действительно мешает, не дает человеку нормально жить и работать. Она имеет определенные физические и психические проявления, и если ее приметы долго не проходят, то требуется лечение у специалиста. У любого человека бывает ситуационное снижение настроения, которое проходит самостоятельно, это нормальная реакция на стресс. И если речь идет всего лишь о плохом настроении, то все-таки лучше, мне кажется, найти себе какое-нибудь занятие — любая деятельность отвлекает от грустных мыслей.

Руководящие работники не могут явно демонстрировать свое настроение подчиненным и коллегам, потому что существует понятие «соответствие занимаемой должности» и «репутация». Реалии сегодняшнего дня таковы: болеть дорого и даже неприлично. Нельзя демонстрировать свое плохое самочувствие и настроение тем людям, которые проводят крупные и не очень сделки, или во время важных переговоров. Есть вероятность, что такое проявление чувств примут за слабость. Но сам человек при этом вполне может испытывать депрессию, просто она замаскирована и ее труднее заметить. Часто состояние подавленности у сотрудников расценивается как нежелание работать в полную силу, то есть как банальная лень либо как необходимость предоставить работнику отпуск.

Эмоциональный аспект таких состояний обычно не рассматривается, хотя как раз отношения в коллективе могут служить причиной депрессии (расхожее суждение: на работе нужно только работать, и отношения должны быть деловыми). Сотрудники с личными проблемами обычно более заметны на общем фоне именно особенностями поведения: более рассеянны, забывчивы, допускают ошибки.

Когда я замечаю снижение стимула к работе у себя, то стараюсь выяснить причину и устранить ее самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Я считаю, что, когда идет интенсивное общение по телефону и лично, мое состояние не должны замечать партнеры и коллеги. Если все-таки мое настроение замечают, то пытаюсь взять ситуацию под контроль.

При депрессии я старалась по возможности максимально расслабляться. Однако главное — выявление и анализ проблемы, поиск путей ее решения, иначе повторения не избежать. Надо больше взаимодействовать с окружающими и помогать им, потому что одиночество в этой ситуации губительно. Чтобы развеять грустные мысли, полезно общаться с друзьями и по-настоящему близкими людьми.

Когда возникали проблемы у коллег, я пыталась поговорить, выслушать, если просили — высказать свое мнение или что-то посоветовать. По возможности нужно давать подчиненным время прийти в себя и критически взглянуть на ситуацию либо, наоборот, отвлечь их и занять делом. В качестве профилактики рекомендуются теплые дружеские отношения в коллективе, чтобы человек мог откровенно высказаться, получить более открытую информацию и в случае необходимости обратиться к специалистам.

Мне же самой коллеги давали самые разные советы, в основном всячески рекомендовали поднять настроение — от походов в театр до занятий экстремальными видами спорта и чтения религиозной литературы. К сожалению, совсем не допускать депрессии не получится — это заболевание.

Еще хочу заметить, что в деловой среде всегда есть и будут люди, которым выгодно поддерживать других в состоянии депрессии. Подавленные, лишенные воли к жизни и деятельности люди — управляемы. Это один из способов манипулирования.

Михаил Анисимов, генеральный директор ООО «Комтес»: Можно выделить две основных причины, из-за которых у меня и у сотрудников возникает депрессия. Во-первых, какие-то бытовые, семейные неурядицы, абсолютно не связанные с работой. Человек не машина — он не может выключить тумблер, моментально освободиться от тех или иных эмоций. Потому зачастую мы видим человека в подавленном состоянии, но даже не можем понять причин этого. Во-вторых, конечно же, негатив, который обрушивается в процессе профессиональной деятельности. В моем случае 90 % работы связано с общением. Люди встречаются очень разные, некоторые даже не озабочены тем, чтобы проявить обыкновенную вежливость, и способны лишь банально нахамить.

Периодически я замечаю депрессию у коллег, и мне кажется, лучший способ помочь сотруднику выйти из этого состояния — стараться как можно больше подчеркивать все удачные поступки человека, связанные с работой. Лучше одобрять достижения в присутствии коллег — это повышает самооценку сотрудника, и наоборот, не стоит заострять внимание на неудачных действиях.

Если изо дня в день сотрудника отчитывают за ошибки в выполнении своих прямых обязанностей — негатив накапливается, что рано или поздно вытечет в депрессию. Чем чаще человек находится в подавленном состоянии, тем больше промахов допускает, замыкается в себе, уделяя больше внимания собственным, а не рабочим проблемам.

Относительно меня: если я только чувствую приближение депрессии, угнетенности у себя, то стараюсь переключиться на проблемы других людей, помочь им. Это позволяет отвлечься от собственных дурных мыслей.

В силу своих должностных обязанностей я имею возможность влиять на микроклимат в коллективе, однако никогда не позволял себе такую «роскошь», как выплескивание отрицательных эмоций на своих работников. И кажется, мне это удается.

Также руководители компаний высказали недоверие стресс-методам, потому как считают, что шоковая терапия не самый гуманный способ поддержки, тем более эффект от них кратковременный. И весьма скептическим оказалось мнение руководителей по поводу алкоголя, с помощью которого многие пытаются отвлечься от проблем. Алкоголь сначала помогает забыться, а потом лишь усугубляет ситуацию: он наносит вред здоровью, и сам может привести к депрессии.

Итак, подведем итоги. На работе не стоит демонстрировать свои переживания. Однако нужно найти себе интересное хобби, которое снимет эмоциональное напряжение и поднимет настроение. Не оставляйте проблемы «на потом», завершите дела, составьте планы на ближайшую перспективу и будущее — это поможет скинуть груз с плеч и быть уверенным в завтрашнем дне. Еще необходимо просто хорошо отдыхать и высыпаться.

Помните, что даже увольнение с работы может стать началом новой страницы в жизни, ищите положительные стороны там, где, на первый взгляд, плюсов быть не может.

Анна Белова, a.m.beloff@rambler.ru