Депрессия

На дворе XXI век, технологии неумолимо развиваются в России и за рубежом, человек может слетать в космос, а не только в Турцию, комфорт во всех сферах жизни становится все более доступным для каждого члена общества. И тем не менее перманентное состояние усталости, уныния, безысходности настигает нас из-за большого объема работы, серьезных обязательств и различного рода обстоятельств. Состояние депрессии, также известное как синдром эмоционального выгорания, застает врасплох все большее количество жителей нашей страны. На сегодняшний день одними из самых многочисленных позиций на рынке труда являются «менеджер по продажам» и «индивидуальный предприниматель», и речь пойдет о представителях именно этого сегмента на рынке труда. Как побороть разрушительный синдром и стоит ли жаловаться на депрессию, нам расскажут топ-менеджеры и руководители известных компаний Северо-Западного региона.

Андрей Нельзиков, помощник управляющего филиала компании «Студия 52» в Санкт-Петербурге, поделился с нами своими рассуждениями и рекомендациями по борьбе с депрессией руководителя.

Андрей, доводилось ли Вам когда-нибудь наблюдать состояние депрессии у своего начальника?

— Доводилось. Выражалось это в рассеянности внимания, пропадали искра и положительный заряд, которые привыкли видеть сотрудники у своего начальника.

Что, по-вашему, являлось тому причиной?

— Причины всегда самые разные: либо это стрессы, связанные с работой, либо личные переживания, которые можно «принести» на работу из дома. В случае с нашим начальником о причинах я могу только догадываться.

А на работе отражалось это состояние?

— Поскольку профессионализма начальнику не занимать, на самом процессе управления это не отражалось никаким образом. То есть никаких рабочих ошибок начальник не допускал, но внешне было прекрасно видно, что у него далеко не все в порядке.

С работой все ясно, а как насчет сотрудников?

— Это не отражалось ни на чем, что связано с работой, в том числе и на сотрудниках. Да и заметить симптомы можно было, только внимательно присмотревшись, мне запомнился усталый взгляд начальника.

Подчиненные замечали этот взгляд? Пытались помочь, поддержать?

— Коллеги, конечно, замечали, что не все в порядке, но старались сильно не углубляться в суть проблемы. Она ведь могла быть глубоко личной, а на работе мы привыкли говорить только о текущей деятельности компании.

По Вашему мнению, могли сами сотрудники спровоцировать состояние депрессии у начальника?

— Думаю, что нет. Все, что касается работы, вряд ли могло бы сильно повлиять на эмоциональное состояние руководства. Я практически уверен, что это были внутренние переживания, вызванные какими-то посторонними факторами.

То есть никакие рабочие факторы не влияют на состояние Вашего начальника?

— Я, к сожалению, не имею доступа ко всей информации, с которой работает мой начальник. Бывает, что он действительно ведет сложные переговоры с партнерами, но это всего лишь временно выбивает его из колеи. Будучи начальником организации, вы принимаете сложные решения, следите за выполнением плана продаж, и это вызывает определенный, но все же небольшой стресс, который далек от состояния депрессии.

Ваши личные советы подчиненным, которые хотят помочь руководству справиться с депрессией?

— Прежде всего нужно понимать, какова цель вашей интервенции и какие отношения начальник выстраивает с вами. Если это действительно влияет на продуктивность работы, я спросил бы напрямую: «В чем проблема? И чем я могу помочь?» Наша компания относительно небольшая, и отношения внутри коллектива позволяют действовать именно так. Мы, прежде всего, команда и всегда готовы распределить часть обязанностей между собой. Я считаю, что это очень важный момент. А если ваш руководитель предпочитает дистанцироваться от подчиненных, то тут уже мало что можно сделать, ведь это его собственный выбор, и справляться с депрессией начальник сознательно будет сам.

Второе интервью мы взяли у Сергея Незговорова, директора межрегиональной компании «ЮТРИКУС», журналиста, коммуниколога, кандидата филологических наук. С позиции руководителя он дал свое видение проблемы.

Сергей, Вам, как человеку, который постоянно занят работой, знакомо состояние усталости, апатии, так называемой депрессии?

— Мне кажется, в какой-то степени это состояние знакомо в том или ином виде любому человеку, будь он руководитель или рядовой сотрудник компании. Другое дело, как к этому относиться: зацикливаться или просто, почувствовав усталость, как-то поработать над собой, чтобы избавиться от нее. Нужно уметь следить за собой.

То есть Вы привыкли самостоятельно справляться с проблемами?

— Конечно.

А в чем все же проявляется это состояние?

— Честно говоря, сложно ответить вот так сразу и однозначно. Это же каждый раз по-разному ощущается. Главное, начинаешь понимать, что у тебя снижается рабочая активность, появляется лень, желание полежать дома на диване. Но самое страшное, если начинают раздражать люди, с которыми ты работаешь, и работаешь хорошо. Вот тут надо что-то предпринимать, и немедленно.

Сами подчиненные и коллеги понимают? Как-то помогают справиться?

— Все зависит от отношений, которые сложились с сотрудниками. Я считаю, что это должны быть не сугубо производственные отношения, а построенные на взаимопонимании и духовной близости, тогда будет проще. Если мы начнем интересоваться сотрудником не как производственной единицей, а как человеком прежде всего, то получим такую же ответную реакцию.

А какую позицию руководства принимаете Вы при взаимоотношениях с сотрудниками? Можете доверить свои проблемы?

— Личное — нет. Я уже говорил, что сотрудник — это в первую очередь человек, а потом уже производственная единица.

То есть проблемы на работе бывают не только производственными?

— Разумеется. Нужно до определенной степени интересоваться жизнью сотрудника, его взглядами, его интересами помимо работы, и тогда можно будет понять, что это за человек. На работе бывает всякое. Ну, например, один сотрудник увел у другого жену или подругу, но руководитель должен сразу же пресекать конфликты внутри коллектива, понимать и грамотно действовать.

А есть конкретные примеры, когда именно сотрудники помогали Вам справляться с проблемой?

— Скорее не коллектив, а сама работа помогала. Когда я был радиоведущим, можно было взять ту тему, которая тебя волнует, и обсудить в эфире, обыграв, будто получили письмо от слушателей, а сейчас, когда ведешь тренинги и руководишь командой организаторов, порою приходится работать после ночных переездов, когда чувствуешь состояние физической усталости, но во время работы этого не ощущаешь, работаешь как всегда. Работа перекрывает собой все.

Получается, что в Вашей работе физическая усталость перекрывает эмоциональную?

— Нельзя так однозначно сказать, всякое бывает. И физическая, и эмоциональная усталость снижает работоспособность, если на этом сильно зацикливаться.

Так как же с этим бороться?

— Прежде всего надо любить то, чем ты занимаешься, ведь именно любовь и искренний интерес к своему делу, к своей работе, желание принести пользу своей деятельностью — победят все депрессии и усталость.

И в заключение, Сергей, на Ваш взгляд, чем могут помочь подчиненные руководителю, если заметят у него первые симптомы депрессии?

— Во-первых, надо порадовать своей хорошо выполненной работой; во-вторых, если уж заметили, что руководитель несколько «не в себе», не доставайте его мелочами; ну и в-третьих, несите только позитивную информацию, а негатив подождет, если это не касается каких-то серьезных моментов, связанных с деятельности фирмы, отнеситесь к руководителю как к человеку, и тогда будет всем хорошо: и ему, и вам, и, главное, вашему общему делу.

Время идет, а позиции начальства остаются прежними на протяжении уже многих лет: если человек настоящий лидер, он поведет свою команду вперед, несмотря на невзгоды и эмоциональные переживания. Как мы видим, руководители неохотно делятся личными переживаниями с коллегами и подчиненными, а скорее, наоборот, готовы помочь им решать конфликты, менять настрой в лучшую сторону и задавать необходимую мотивацию. На то они и начальники, чтобы подавать пример для подражания и создавать настроение в рабочем коллективе. Но, уважаемые руководители, не забывайте, что при грамотном построении взаимоотношений с вашими сотрудниками всегда можно положиться если не на их опыт и статус, то на человеческие качества и свежий взгляд, которые смогут помочь преодолеть любой кризис, в том числе и депрессию.

Максим Пушкин, logimaksim@yandex.ru