Сложности проведения аукциона в электронной форме (по ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказан

С 1 января 2011 г. открытые аукционы на право заключения государственных и муниципальных контрактов проводятся в Российской Федерации исключительно в электронной форме. Как гласит статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94), под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 закона.

Первый год применения норм о проведении электронных торгов обнаружил ряд проблем их реализации на практике. Все стороны аукциона — как со стороны участников, так со стороны операторов и заказчиков — столкнулись с определенными трудностями правового и технического характера.

В настоящей статье будут рассмотрены такие сложности, в том числе в свете судебной практики и по материалам производств антимонопольного органа.
Сложности возникают у участников электронных торгов на всех этапах, в настоящей статье мы рассмотрим их в таком порядке:

  1. Проблемы, возникающие при проведении аккредитации участников размещения заказа, внесении и изменении сведений об участнике.
  2. Проблемы, возникающие на этапе извещения о проведении открытого аукциона, а также при подаче заявок на участие в открытом аукционе.
  3. Проблемы, возникающие в ходе проведения открытого аукциона и рассмотрения заявок участников.

1. Проблемы, возникающие при проведении аккредитации участников размещения заказа, внесении и изменении сведений об участнике.

Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. Чтобы получить аккредитацию, участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки определенный статьей 41.3 Закона № 94 состав документов и сведений.

В срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления этого комплекта оператор обязан аккредитовать участника размещения заказа, обеспечить открытие такому участнику счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме или отказать участнику размещения заказа в аккредитации по названным в части 6 ст. 41.3 Закона основаниям, а также направить уведомление о принятом решении участнику размещения заказа.

В силу ч. 6 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ оператор электронной площадки вправе отказать участнику размещения заказа в аккредитации только в 2 случаях:

— непредставления участником документов и сведений, указанных в Законе;
— представления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что не допускается представление неполных документов или извлечений из них, даже если объем очень существенный (например, в выписке из ЕГРЮЛ может быть более 40 листов). В случае предоставления неполных документов оператор обязан отказать в аккредитации. Если же он этого не сделает, то при выявлении такого факта уполномоченный орган (Федеральная антимонопольная служба РФ ) привлечет оператора к ответственности в соответствии с частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и наложит штраф в размере 300 000 рублей. Соответствующая административная практика уже имеется .

В статье 41.3 Закона № 94 среди представляемых документов для юридических лиц указана копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и копии учредительных документов. Иногда возникает ситуация, когда в выписке из ЕГРЮЛ значится иной адрес по сравнению с указанным в учредительном документе. В этом случае перед оператором электронной площадки может возникнуть вопрос о достоверности сведений. Однако это не может послужить основанием для отказа в аккредитации, поскольку такого основания для отказа в статье 41.3 Закона № 94 нет. Если же оператор все-таки откажет, то его действия можно будет обжаловать.

Особо стоит сказать о порядке внесения изменений в сведения (документы) об участнике размещения уже после его аккредитации, поскольку ситуация, когда изменяются юридический адрес, КПП, ОКАТО, электронная цифровая подпись, распространенная.

В соответствии с частью 10 статьи 41.3 Закона № 94 в случае внесения изменений в сведения такой участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и сведения, уведомление о прекращении действия документов, прекращении действия электронной цифровой подписи.

В п. 4 Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме , указано, что на сайтах электронных площадок в обязательном порядке размещается регламент проведения открытого аукциона, утвержденный оператором.

В одном из рассмотренных антимонопольным органом дел участник размещения не учел важности знания положений такого регламента, что повлекло для участника негативные последствия: невозможность участвовать в аукционах. В Регламенте организации и проведения открытых аукционов в электронной форме, опубликованном на сайте оператора данной электронной площадки (далее — Регламент), было установлено, что внесение изменений в сведения об аккредитованном участнике размещения заказа производится администратором организации размещения заказа в личном кабинете.

Участником размещения в ходе рассмотрения антимонопольным органом дела не были представлены доказательства того, что: 1) участник не смог внести изменения в документы (сведения), размещенные заявителем при аккредитации на электронной площадке, в своем личном кабинете на сайте оператора электронной площадки; 2) оператором электронной площадки своевременно не внесены изменения в документы (сведения), размещенные при аккредитации на электронной площадке. На основании изложенного Комиссия ФАС России решила признать жалобу на действия оператора необоснованной.

Таким образом, при взаимодействии с оператором электронной площадки необходимо учитывать не только положения Закона № 94 и положений правительства, но также регламент организации и проведения открытых аукционов, утвержденный оператором.

Проблемы, возникающие на этапе извещения о проведении открытого аукциона, а также при подаче заявок на участие в открытом аукционе.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 000 000 рублей — не менее чем за 7 дней (ст. 41.5 Закона № 94).

Перечень сведений, которые должны быть включены в извещение (ч. 4 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ), в том числе включает: адрес электронной площадки в сети Интернет; наименование заказчика; предмет контракта; место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; начальная (максимальная) цена контракта; дата проведения аукциона и др.

Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона заказчиком размещается документация об открытом аукционе (ч. 1 ст. 41.7 Закона № 94), которая должна соответствовать ряду требований (ст. 41.6 Закона № 94).

Разъяснение положений документации об аукционе осуществляется посредством оператора электронной площадки, который обязан в течение часа направлять заказчику запросы, поступившие от любого участника размещения заказа, получившего аккредитацию на электронной площадке. Заказчик обязан разместить на официальном сайте разъяснение положений документации об аукционе в течение двух дней со дня поступления соответствующего запроса от оператора электронной площадки.
За время действия норм главы 3.1 Закона № 94 обнаружились свои «тонкости» составления извещения.

Во-первых, в отношении сроков, указываемых в извещении. Надо помнить, что если последний день срока (окончания подачи заявок, а также направления, подписания контракта) приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Антимонопольный орган рассмотрел дело в связи с жалобой участника размещения заказа на действия оператора электронной площадки — им был активирован аукцион в электронной форме с подачей заявок в срок, приходящийся на новогодние праздники. Таким образом, у заявителя отсутствовала возможность подать заново заявку на участие в аукционе в электронной форме. В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. По правилам статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими официальными выходными днями в связи с переносом стали 6 и 10 января, поэтому заказчик не вправе был устанавливать дату и время окончания срока подачи заявок на 06.01.2011.


              Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».

              См., например: Постановление ФАС РФ от 15.09.2010 по делу N К-409/10/АК412-10э.

              Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 N 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме».

              По материалам дела N К-1418/11. «Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ» (октябрь 2011 года) (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС РФ). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2011.

              По материалам дела NК-84/11. «Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ» (октябрь 2011 года) (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС РФ). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2011.

Читайте полную версию статьи в печатной версии журнала Секретарское дело №5 - 2012

Источник: Секретарское дело 5 - 2012