Любую проблему можно решить, надо только подумать и не паниковать

Нестандартные ситуации возникают в работе любого помощника руководителя, такая уж, видимо, это профессия, требующая креативности, смекалки и оригинального подхода к решению поставленных задач. В каждой сфере деятельности свои сложности, свои секреты… Но из любого безысходного, на первый взгляд, положения всегда можно найти выход.

Екатерина Москалева*

— Екатерина, приходилось ли Вам выходить за рамки основных обязанностей: как, зачем, почему?

— Приходилось. Например, на студии есть отдел, который занимается продажей фильмов. Туда набрали великовозрастных дам, которые плохо понимают, что такое постпродакшен и процесс производства кино в принципе. Поэтому стали возникать проблемы. Допустим, ставятся сроки по предоставлению материала на канал, и люди подтверждают, что предоставят материал в течении часа, тогда когда на выгон материала продолжительностью в полтора часа требуется такое же время плюс доставка до места по московским пробкам. Страдает репутация студии, возникают конфликты между отделами, появляется лишнее давление на меня в том числе. Тогда я решила провести краткий экскурс по вводу в суть технологии производства кино. В принципе, я могла этого не делать, но результат не заставил себя ждать. Теперь проблем с данным отделом не возникает.

— То есть импровизация приветствуется?

— Конечно. Я помню одну очень хорошую фразу-наставление от моих преподавателей в вузе: «Грамотный продюсер должен уметь заменить любого члена своей команды», и это в некотором смысле — выход за рамки своих прямых обязанностей, разумеется, если ты настроен на результат. Когда у тебя идет по 8 проектов параллельно, можно потерять логическую и хронологическую нить происходящего, поэтому мною была разработана и введена система общения с контрагентами через электронную почту. Это может показаться незначительной мелочью и не входит в мои обязанности, но все же внесло порядок и, опять же, настроило работу на результат.

— А знакома ли Вам ситуация: шеф меня озадачил, а я реально не знаю, что делать?

— Если задача ставится нерационально, сразу возникает вопрос: «А зачем?!» Но если уж такое произошло, то надо включать логику и думать, как из ситуации выйти. Например, сейчас на студии, на четвертом этаже, идет ремонт, в производстве параллельно находится восемь телесериалов, и мне пришлось решать проблему переселения с четвертого этажа на первый, так как моя задача не останавливать производство ни на минуту. Кино — это колоссальные затраты каждый день на все: на студию звукозаписи, оплату звукорежиссера, смену актеров, координацию их графиков, зависимость скорости монтажа от озвучки, и наоборот, и многое другое, что входит в постпроизводство. Задержка даже на день — непозволительная роскошь, так что это вполне можно считать задачей. Я реально не знала, как с ней справлюсь, потому что понимала: у нас не потянет техника, слишком много компьютеров плюс чисто физиологическое размещение сотрудников. Но я нашла компанию, которая сделала диагностику нашей системы, специалисты оценили ситуацию, переустановили систему обработки данных, поставили новые контроллеры и прочее. По итогам, составив график и согласовав его со всеми продюсерами, люди удачно разместились и работают.

— Не так страшен черт, как его малюют?

— Именно. Любую проблему можно решить, надо только подумать и не паниковать.

— Но ведь невозможно делать все самой, сил может не хватить просто физически.

— Это правда. У меня работа идет нон-стоп, 24 часа в сутки. Девайсы, настроенные на почту, как например, два моих телефона, безусловно, позволяют держать контроль; если ты на расстоянии, то надежные коллеги нужны всегда. У меня есть зам, который может устранить любую проблему «руками», пока я по телефону буду рассказывать ему, как и что надо делать, и это нормально, когда речь идет о здоровом коллективе. Так что в моем случае я обращаюсь за помощью тогда, когда не могу решить проблему, находясь на расстоянии, или же когда у меня просто нет полномочий — то это уже обращение к высшему руководству.

— А обратной ситуации не происходило? Приходилось ли выполнять функции своих коллег и в связи с чем?

— Конечно, приходилось. Хотя бы потому, что люди болеют. Это опять же к слову о профессии продюсера — ты должен уметь заменить любого сотрудника, и поскольку я руководитель отдела постпродакшен, то занималась изучением этого дела с самых истоков и прошла через все этапы. Я знаю, как это делается. Я в состоянии сесть за монтаж, что делала неоднократно, оцифровать материал, подготовить его, выгнать мастер. Безусловно, сама я не сделаю цветокоррекцию, но могу найти такого специалиста, потому как за 11 лет в профессии у меня наработана база любых специалистов.

— Всему предшествует опыт, а он включает в себя и нестандартные ситуации. Что это для Вас: кошмар, который хочется побыстрее забыть, или «неоценимая услуга» для укрепления себя как личности и воспитания профессионализма?

— Конечно, нестандартные ситуации — это опыт, и ни в коем случае об этом нельзя забывать! Любую ситуацию, способную тебя чему-либо научить, никогда нельзя упускать и непременно надо использовать, даже негативную. Например, привезли материал, и весь он оказался в браке, пленка посыпалась, а переснять уже нет возможности, хотя бы потому, что актер снимается в другой стране, на другом проекте. Главное, не паниковать! Возникает вопрос: «Что делать?». Наливаешь кружку чая, заходишь в Интернет, ищешь способы решения, понимаешь, что тебе нужны люди, которые делают компьютерную графику, «лечат» эти кадры и вырисовывают их по каждому пикселю. Например, у нас на студии никто не знал, что такие люди существуют. Я о них догадывалась, но никогда с ними не сталкивалась. Нашла тех, которые делают это «за дорого», нашла тех, которые делают «за дешево», договорилась, они устранили проблему — и фильм выходит в эфир. Канал доволен, студия не несет убытки, все счастливы, но могло быть и наоборот, если бы вместо действий и оперативности возникла паника. Это опыт.

— А стоит ли действовать самостоятельно в таких случаях, брать ответственность на себя?

— Я всем своим подчиненным говорю, что, прежде чем совершить какое-либо действие, надо посоветоваться с вышестоящей инстанцией. Я за инициативность, но она должна быть разумной. Опять же вспоминаю одно из наставлений с мастер-класса по продюсированию в «Базелевс»: «Вы работаете с крупнейшими заказчиками, все, что вы делаете, стоит больших денег, огромных! И каждый ваш «косяк» — это стоимость квартиры в Москве. Старайтесь не совершать их». Подобное очень стимулирует и остужает пыл.

— И последнее: какие рекомендации Вы можете дать коллегам относительно того, как действовать в нестандартных ситуациях?

— Прежде всего не паниковать. Наш современный мир дает нам массу возможностей по решению проблем. Кроме личных связей, есть такая вещь, как Интернет, которым просто надо уметь пользоваться. Добавьте к этому свою голову, умение правильно формулировать вопросы и спокойствие, и гарантирую — вы получите нужный вам результат. И не бойтесь спрашивать. Честность и стремление разобраться в проблеме всегда лучше, чем необдуманная, показная «самостоятельность».

* Екатерина Москалева, руководитель отдела видеообработки, помощник технического директора студии Star Media (в подчинении около 40 сотрудников)

Источник: Секретарское дело 5 - 2012