Нестандартные ситуации в работе — это норма

Оксана Щукина*

— Оксана, расскажите, пожалуйста, что есть креативность в Вашей профессии и возможна ли она, ведь Вы должны действовать в рамках буквы закона.

— За годы работы в должности руководителя юридической службы компании привыкаешь к тому, что старые и проверенные методы решения проблем порой не срабатывают или связаны с большими затратами времени и сил. Тогда на помощь приходит смекалка и «военная хитрость». Руководству зачастую все равно, каким образом достигнут результат, главное — чтобы он был. Шеф очень занятой человек, и поэтому у него нет времени слушать о том, как я в очередной раз «изобрела велосипед». А у меня нет желания нагружать голову шефа лишней информацией. Зато потом, когда вопрос решен, задача выполнена, можно к слову (но именно к слову, а не специально), улыбаясь и опуская подробности о тяготах и невзгодах, рассказать шефу, как именно вы справились с его поручением. Он оценит. Возможно, даже посмеется вместе в вами и про себя отметит, что вы очень ценный и незаменимый сотрудник. Если же ваш шеф не любит самодеятельности и творчества на работе, то просто преподнесите ему результат, а то, как вы его достигли, пускай останется при вас. Только, пожалуйста, не рассказывайте коллеге во время перекура или обеденного перерыва о том, что, если бы не вы… Поверьте, это дойдет до ушей начальника, причем в самом неблагоприятном виде. Если хочется с кем-то поделиться, расскажите подруге, которая не работает и никогда не работала в вашей компании.

— То есть все же приходилось выходить за рамки основных обязанностей?

— Пожалуй, самый верный способ испортить отношения с начальником — это заявить о том, что его задание не входит в ваши прямые обязанности. Он, конечно, может опросить еще десяток сотрудников, прежде чем найдет человека, который согласится с тем, что поставленная задача входит в его круг вопросов, но очков вам это ни в глазах шефа, ни в глазах коллег не прибавит. Руководствуясь данной истиной, я не возражаю руководству, когда оно пытается взвалить на меня проблемы, решение которых не прописано в моей должностной инструкции. Безусловно, придется потратить некоторое время, для того чтобы разобраться и вникнуть, но зато вы пополните свой багаж знаний, да и начальник будет доволен. Если вы не понимаете предмета и сути задачи, обратитесь к Интернету (по крайней мере, можно будет определить, в каком направлении двигаться дальше). Ну а потом, когда сфера приложения умственных усилий ясна, можно прибегнуть к помощи коллег-специалистов (бухгалтера, юриста, системного администратора и т. д.). Тут главное — правильно задать вопрос, предварив его словами «директор поручил сделать…» или «Иван Иванович просил срочно подготовить ему разъяснения…» Коллеги, поняв, что вы отнимаете у них время не ради собственного любопытства, а для дела, помогут вам даже в ущерб своему времени.

— А какие нестандартные ситуации Вам приходилось переживать и как Вы с ними справлялись?

— В работе юриста нестандартные ситуации — норма. Думаю, что жизненный опыт помощника руководителя в этом вопросе мало чем отличается. Но, пожалуй, самая нестандартная ситуация была у меня несколько лет назад, когда я работала начальником юридического управления в одном из банков. Одну из компаний холдинга, в которую входил и банк, захватили рейдеры. Просто подделали документы, сдали их в налоговую, и через несколько дней в этой компании уже был новый директор. У этой компании имелись активы, а также денежные средства на счетах в другом банке. По счастливой случайности тот банк проявил бдительность и сообщил нам о том, что ему поступили платежные документы за подписью неизвестного лица. К установлению личности рейдеров была подключена служба безопасности банка, в котором я работала. Через несколько дней выяснилось, что наводчиком и исполнителем этой акции был один юрист, знакомый нам по его прошлой попытке обмана. По какой-то причине единственным человеком, на чьи звонки он в этот раз отвечал, была я.

В один прекрасный субботний вечер я отдыхала дома, когда вдруг позвонил мой шеф и попросил приехать на работу. Мои домочадцы не слишком обрадовались, но делать нечего, я поехала. Шеф попросил меня позвонить нашему знакомому и пригласить его на встречу в кафе, с тем чтобы обсудить условия этого юриста. Пожалуй, выбора у меня не оставалось. И вот, словно в шпионском фильме, на меня нацепили крохотный диктофон и микрофон и отвезли к торговому центру, где находилось кафе. Мы встретились с этим человеком и за чашкой чая обсуждали сложившуюся ситуацию. Не могу сказать, что я чувствовала неприязнь к своему собеседнику, почему-то только сочувствие. Оно усилилось, когда в разгар нашей беседы за плечами юриста возник мой шеф. Он подсел за наш столик, а я готова была провалиться сквозь землю, оттого что выступила в роли приманки.

Та ситуация разрешилась мирно, опасность миновала, а я никак не могла забыть всего, что довелось пережить. В скором времени я уволилась из этого банка.

* Оксана Щукина, юрист, руководитель регионального отдела правового департамента, помощник директора правового департамента в крупной компании в сфере рекламного бизнеса

Беседовала Катерина Тарбо-Игнатенко, tarboignatenko@gmail.com

Источник: Секретарское дело 5 - 2012