Звезды не исчезают, когда наступает утро...

Екатерина Миловидова, руководитель event-агентства Lucky Show и творческой студии «Мастер Поделкин»

Рынок Event-индустрии в Москве

Структура рынка

На данный момент в Москве насчитывается более двух тысяч агентств, предоставляющих услуги по организации мероприятий: это могут быть события от небольших корпоративных праздников стоимостью в несколько сотен тысяч рублей до международных торжеств с бюджетами в десятки миллионов рублей. При этом доля специализированных event-агентств не более 30 % от общего числа. Как правило, компании-ивенторы классифицируются по сегментам рынка и масштабности проводимых событий. Например, существует много компаний, занимающихся только свадьбами, днями рождения и частными мероприятиями. В противовес этим компаниям можно привести организаторов массово-зрелищных событий, например концертов в «Лужниках» и городских праздников. Причем крупные события, например осенний форум РОСНАНО, могут быть распределены между несколькими подрядчиками. Численность персонала агентств, занимающихся «корпоративами» и локальными праздниками, составляет в среднем от десяти до тридцати человек, в то время как лидеры рынка имеют штат численностью в триста и более сотрудников.

Несмотря на резкое сокращение бюджетов мероприятий в период кризиса, ситуация на рынке уже практически нормализовалась и периодически появляются слухи о том, что в Москве открывает представительство то или иное западное event-агентство.

Классификация мероприятий

С точки зрения подрядчиков, мероприятия делятся на следующие основные категории:

  1. Коммерческие события, ставящие перед собой задачу получения прибыли. К этому виду относятся различные профильные семинары и конференции для специалистов, музыкальные фестивали, крупные отраслевые выставки, зрелищные соревнования.
  2. Представительские мероприятия, которые проводятся в основном для выполнения PR-задач заказчика. Как правило, при работе с такими проектами главной целью является привлечение большого числа представителей СМИ. К таким событиям принадлежат пресс-конференции, торжественные церемонии открытия, презентации, мероприятия для партнеров и клиентов. Также сюда относится большинство мероприятий, проводящихся по заказу государственных структур и ведомств. Для подрядчиков это наиболее выгодные проекты, так как здесь самые высокие расценки и сметы в таких случаях практически не корректируются.
  3. Мероприятия, не приносящие прибыли и не несущие представительских функций. В этих случаях заказчиками обычно выступают физические лица, которые хотят отметить день рождения, свадьбу или какой-либо торжественный повод. Сюда же отчасти можно отнести и корпоративные мероприятия для сотрудников, организуемые в честь дня рождения компании, национального или профессионального праздника.

Ценообразование на event-услуги в Москве

На данный момент ситуация на рынке мероприятий такова, что каждое агентство имеет свои критерии ценообразования, которые иногда очень сильно разнятся между собой. Вследствие этого стоимость проведения события обычно рассчитывается исходя из пожеланий и бюджета заказчика. В смете проекта, например, средней стоимостью в три миллиона рублей будут присутствовать следующие составляющие: сценарий, аренда площадки под мероприятие, аренда технического оборудования и услуги технических специалистов, кейтеринг, развлекательная программа, визуальное оформление, транспортные услуги.

При всей «непрозрачности» ценообразования рынка можно примерно рассчитать среднюю стоимость мероприятия исходя из количества гостей и юридической формы заказчика. Средняя стоимость услуг для корпоративных клиентов в Москве составляет 5 000–15 000 рублей на одного человека при среднем количестве гостей в районе трехсот человек. При увеличении числа гостей стоимость мероприятия в расчете на одного человека падает и может сократиться до 3 000–5 000 рублей при проведении крупных бизнес-форумов, которые посещают несколько тысяч участников. Средняя стоимость услуг для частных клиентов колеблется в размере 3 000–5 000 рублей на одного человека. При этом следует учесть, что в расчет не принимается присутствие на мероприятии звезд в качестве ведущих, что сильно удорожает событие. Самые высокие гонорары выплачиваются в период наибольшей загруженности: встреча Нового года и празднование 8 Марта. Иногда просачивается информация о том, что стоимость выступления того или иного известного артиста составляет до полутора миллионов рублей. Справедливости ради стоит отметить, что в остальные периоды гонорары заметно сокращаются.

Преимущества event-индустрии

Главное преимущество этой деятельности — ее эмпиричность и понятность конечного результата. То есть заказчик может сам оценить результат работы агентства и заказчику не требуется никаких дополнительных объяснений. В отличие, например, от деятельности PR-агентств и медиапланеров, когда клиентам требуются разъяснения и комментарии по поводу критериев выбора тех или иных СМИ и рекламных носителей. О качественно проведенном мероприятии будет свидетельствовать отличное настроение гостей, которое сложно не заметить.

Из этого вытекает второе преимущество — долгосрочные отношения с заказчиками. Если вы удачно провели для клиента его корпоративный праздник или Новый год, то клиент точно не станет искать вам замену, так как в этом случае большинство придерживается принципа «от добра добра не ищут». Тем более что основная потребительская активность держится на этих событиях и профессиональных праздниках.

Трудности в event-индустрии

Основная проблема в event-бизнесе — это сложность нахождения клиентов. Конкуренция среди устроителей мероприятий достаточно высокая, поэтому агентствам приходится использовать все возможные методы привлечения потенциальных заказчиков: проводить рекламные кампании, устраивать клиентские мероприятия, участвовать в профильных выставках и др. Все это требует вложений, которые отражаются на цене услуг. Принципиально многие устраняют данную проблему тем, что изначально ограничивают своих потенциальных клиентов, после чего проводят свои маркетинговые и рекламные активности только на тех площадках, на которых могут найти предварительно отобранных потребителей. Для экономии средств и времени многие, например, не работают с конкурсами и тендерами, проводимыми госструктурами.

Вторая сложность — это создание оригинальных решений для заказчиков. Если составлять и отправлять стандартные предложения по мероприятиям для потенциальных клиентов, то вряд ли люди заинтересуются, так как у большинства event-агентств в Москве база данных по артистам и предложения по оказываемым услугам одинаковые. Поэтому нужно предлагать оригинальные решения для сценариев мероприятий и придумывать новые услуги. Так, например, несколько лет назад появилась услуга творческих мастер-классов на мероприятиях, которые пришли на смену уже поднадоевшим пиратским и латинским вечеринкам, тимбилдингу и веревочному курсу. Крупные агентства, работающие с крупнобюджетными событиями, внимательно отслеживают все технические новинки, которые выходят на рынок. Два-три года назад большим спросом пользовалась технология маппинга, одно из ярких событий с использованием этой технологии состоялось на ВВЦ, когда изображение проецировалось на главный вход выставки.

Третья сложность касается, наверное, всех небольших и молодых агентств. Она заключается том, что начинающим организаторам мероприятий в глобальном масштабе пока не удается работать с крупными отечественными и зарубежными брендами. Это происходит из-за того, что у иностранных компаний очень часто основное требование — чтобы агентство было сетевым, специфика крупных отечественных компаний в том, что тендеры проводятся для компаний, существующих на рынке продолжительное время. Поэтому молодым российским агентствам приходится искать альтернативные пути для ведения бизнеса.

Полная статья в печатной версии журнала Секретарское дело и на сайте через 3 месяца

Источник: Секретарское дело