Социальные сети для секретарей: как использовать интернет-сообщества для работы

Использование социальных сетей — это самая популярная в мире интернет-активность. Человек с помощью них реализует свою тягу к общению, знаниям и развлечениям. Причем последнее занимает ведущие позиции, что не может радовать работодателей: многие сотрудники вместо полезного труда на рабочем месте штудируют «ВКонтакте» или «Одноклассники» в поисках развлекательного контента. Именно поэтому в большинстве компаний социальные сети находятся под запретом. Однако не стоит сгоряча закрывать доступ — социальные сети могут быть полезны для компании.

Политика компании

В политику компании может быть включен пункт о запрете на социальные сети. Спорить о том, хорошо это или плохо, можно долго и бурно. «Всегда будет две стороны, как ни крути, — говорит Виктория Чернова, офис-менеджер переводческой компании Palex. — Мне кажется, интернет-политика компаний зависит от двух основных факторов: специфики деятельности и лояльности руководства. В любом случае закрытие каких-либо порталов не уменьшит уровень бездеятельности сотрудников, если таковой имеется. Поэтому я не приветствую каких-либо ограничений в целом и закрытие доступа к соцсетям в частности. Другой вопрос, что полезного и нужного для работы могут найти сотрудники на том же «Фейсбуке», «ВКонтакте» или Instagram».

Ольга Симонова, специалист по внутрикорпоративным коммуникациям Издательского дома «МедиаЛайн», делится своим видением: «Сейчас, когда многие тихие офисные сотрудники, мирно сидящие в дальнем углу за принтером, неожиданно для их руководства оказываются звездами Facebook, эта проблема неизбежно становится одной из самых острых. Активность в социальных сетях незаметно отъедает час-другой рабочего времени. Это не может не снижать общую эффективность компании. Вседозволенность в пользовании социальными сетями среди рядовых сотрудников часто вызывает негативные оценки со стороны топ-менеджмента, в связи с тем что при недостаточной мотивации у сотрудников отзывается стабильным падением рабочей дисциплины, а для крупных корпораций может нести еще и риск раскрытия коммерческой информации. Например, в рамках последних исследований компании Ping Identity, 30 % офисных работников Великобритании обещают сохранять корпоративные логин и пароль Facebook в тайне. Остальные 70 % готовы без угрызений совести продать эти данные за 1–50 фунтов.

В своей работе мы придерживаемся убеждения, что правила нужны всегда. Их наличие, желательно зафиксированное в виде регламентов, дисциплинирует коллектив и повышает эффективность труда. Но когда речь заходит именно о необходимости ограничений доступа в социальные сети, мнения коллектива и руководства достаточно часто разделяются на диаметрально противоположные».

«Исходя из своего предыдущего профессионального опыта, — делится Леонид Пирогов, директор департамента маркетинга и общественных связей ГК «Тоджиро», — могу отметить, что во многих фирмах существует практика запретов на свободное перемещение по Всемирной паутине. Данная тенденция пришла к нам из западных компаний вместе с их многочисленными бизнес-моделями и практиками. Этим и объясняется то, что чем крупнее российская компания, тем больше в ней присутствует ограничений, запретов и корпоративных правил. Мы порой, не думая, копируем все методы построения бизнеса, представленные нам на различных тренингах и семинарах. Но это все показано на примере иностранных компаний, кстати, не всегда современных, и уж точно без учета российского менталитета. Уверен, что сегодня нет смысла пытаться в приказном порядке запрещать пользование соцсетями. Объясню, почему я так считаю.

Во-первых, на Западе бум соцсетей произошел на много лет раньше, чем у нас. Это была новинка, бизнес обеспокоился появлением открытого онлайн-канала. А как же защищать корпоративные данные, как контролировать эффективность работы сотрудника, оснащенного компьютером? Проще использовать запреты и производить блокировки тех или иных сайтов и осуществлять наблюдение за онлайн-активностью персонала. Думаю, что подход с запретами в большинстве компаний уже не нужен и малоэффективен. Следующими пунктами объясню почему.

Во-вторых, сегодня у каждого второго сотрудника есть возможность выхода в Интернет через свои электронные гаджеты — сотовые телефоны, ноутбуки и планшетники. Контролировать сетевую активность личных устройств намного сложнее. Не лучше ли разрешить, но приглядывать? И заметив, что у сотрудника есть лишнее время для досуга, просто увеличить нагрузку.

И третий аргумент в защиту соцсетей. Они могут быть и чрезвычайно полезны в решении бизнес-задач. Я знаю, что существует практика использования соцсетей для сбора данных специалистами по персоналу, по безопасности, а лично мне много раз удавалось с помощью социальных сетей решать коммуникационные задачи».

Социальные сети как добро

Так чем же может быть полезен Интернет и социальные сети в частности? «Интернет для нашего издательского дома — огромный ресурс, где можно найти практически любую информацию, — говорит Ольга Симонова. — При создании текстов или разработке дизайна очень часто требуется уточнить данные или получить превью иллюстрации. Одна из ключевых корпоративных ценностей компании — оперативность, и мало какой ресурс получения информации может в этом сравниться с Интернетом. Поэтому для сотрудников издательства Интернет — один из ключевых рабочих инструментов. При этом стоит отдельно отметить, что рабочими инструментами мы считаем не только рабочую почту и файлообменники, но и новостные ленты, фотобанки и социальные сети, в которых очень удобно поддерживать связь с клиентами».

С тем, что социальные сети — это не только юмористические картинки и смешные ролики, согласна и Виктория Чернова. По ее мнению, большим плюсом соцсетей является человеческий ресурс: «Люди с разными профессиями, разным видом деятельности, полезными связями и интересными знакомствами постоянно либо достаточно часто находятся онлайн, что позволяет за короткое время получить ответы на вопросы, не свойственные твоей работе, но необходимые по ходу ее выполнения. Например, вместо обзвона 10 фотомастерских ты можешь написать знакомому фотографу, и он тебе подскажет, где дешевле всего напечатать фотографии с корпоратива. То же самое касается поиска бизнес-тренеров, праздничных агентств, флористов, портных и т. д. Зачастую соцсети предлагают более креативных по исполнению и гибких по стоимости подрядчиков. И еще интересный момент: бывает, что для того, чтобы переварить какую-либо информацию, надо отключить голову, и тут соцсети также работают безотказно. Кажется, они отвлекают, но в итоге помогают принять решение. В конце концов, они вдохновляют. В том числе и на работу».

Итак, полезность социальных сетей для секретарей, офис-менеджеров и помощников руководителей несомненна. Попробуем систематизировать плюсы нахождения в рабочее время и по рабочим вопросам в социальных сетях.

1. Помощь коллег.

Полная статья в печатной версии журнала Секретарское дело и на сайте через 3 месяца

Источник: Секретарское дело