В вопросах мотивации нельзя быть непоследовательным

Михаил Архипов

Мотивация как система, как «работающая машина», что это в Вашем понимании?

— Это прозрачная цикличная система, которую понимает и разделяет абсолютное большинство сотрудников компании и которая дает руководителям инструмент эффективного управления своими подчиненными и позволяет синхронизировать цели компании на всех уровнях, а затем выполнять их как индивидуально, так и группами.

Расскажите об известных вам системах мотивации и их особенностях, эффективности...

— Система мотивации — слишком широкое понятие, я могу долго перечислять различные инструменты, которые лежат в основе популярных систем мотивации, такие как КТУ (коэффициент трудового участия), КПЭ (ключевые показатели эффективности), грейдинг, кафетерий льгот и другие. Если обратиться к научным трудам А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, мы увидим, что в основе систем мотивации лежат потребности человека. Соответственно, для построения любой системы мотивации нужно ответить на вопрос, какие потребности вам необходимо удовлетворить, чтобы добиться результата. Если вы хотите описать систему мотивации, определите разрезы, в рамках которых вы хотите построить свой анализ. Например, материальная или нематериальная; краткосрочная (от месяца до года) или долгосрочная (свыше года); направленная на достижение результата (КПЭ) или изменяющая поведение людей (поведенческие компетенции).

Кто по идее может и должен придумать, разработать и отслеживать систему мотивации?

— Должен придумать эйчар, но чтобы система действительно была эффективной и работала, он должен быть сам глубоко погружен в бизнес компании, понимать производственные и логистические цепочки, специфику клиентов, экономику компании. Правильная система мотивации должна служить компании и руководителям. Должна стимулировать сотрудников достигать намеченных результатов, не используя при этом «запрещенные приемы».

Поэтому, перед тем как что-то менять, вам необходимо начать с изучения книг, рыночных практик и опыта других компаний. Не забудьте пойти и поговорить с руководителями разного уровня в разных функциях, учитывая при этом и географию вашего бизнеса. Только так вы поймете, в чем компания действительно нуждается. Кроме того, данный подход существенно поможет вам при внедрении системы, ведь руководители уже будут информированы и вовлечены. Не стоит игнорировать краудсорсинг, поскольку, несмотря на то, что в большинстве случаев заказчиком системы мотивации является генеральный директор или акционер компании, вы делаете систему мотивации для сотрудников и руководителей — они ваши клиенты. Тестируйте отдельные элементы на пилотах в тех случаях, когда это возможно. Поверьте, даже очень опытного эйчара может удивить рядовой сотрудник, предложив какое-то нововведение в системе мотивации.

Какие типичные ошибки совершают компании в этом процессе?

— Частые изменения или их полное отсутствие — и то и другое плохо. Непрозрачность для сотрудников, противоречивость, например, когда цели «производственников» противоречат целям «продажников», и нет общих сбалансированных показателей. Или когда у компании есть потребность омолаживать коллектив, но она инвестирует деньги в пенсионную программу, которая не столь актуальна для молодежи и скорее будет усиливать желание сотрудников пенсионного возраста дольше оставаться в компании.

Главное — найти баланс, не всегда нужно копировать все, что есть на рынке: если вы внедрите сразу все передовые элементы материальной и нематериальной мотивации, это
не гарантирует, что вы получите самый замотивированный персонал. Также очень многое зависит от руководителей. Если первое лицо компании не разделяет и не верит в существующую систему мотивации, наивно ожидать, что в нее поверят остальные сотрудники.

В чем могут быть от личия?

Полная статья в печатной версии журнала Секретарское дело и на сайте через 3 месяца

Источник: Секретарское дело