Алексей Белинский*, генеральный директор ЗАО «Лидер Медиа Груп»
— Люди свободных профессий были всегда. Но сегодня фрилансерами становятся и пытаются стать «все кому не лень»... Что бы это значило для работодателя? Какие выводы, упреждающие действия, подстраховки он должен не пропустить сегодня, чтобы завтра не догонять?
— «Все кому не лень» — это все-таки не та формулировка, которой стоит обозначать людей, стремящихся к свободному формату работы. Вы правильно заметили, таких людей становится все больше и больше, и это, на мой взгляд, достаточно закономерно. Сегодня время в пути до офиса легко может доходить до полутора-двух часов в одну сторону, что в сумме дает 3–4 часа в день. Зачем же человеку тратить столько времени на весьма сомнительное путешествие, если специальность позволяет выполнять все работы дома, в кафе, в любом удобном месте?
Работодатель выигрывает в том, что может сократить расходы на содержание своей команды: аренда офиса, содержание офиса, программное обеспечение, канцелярия, компьютеры и офисное оборудование — все это сокращается на один пункт. Достаточно обеспечить своей кадровой единице удаленный доступ к необходимой документации.
Или если человек не нужен на полную ставку, фриланс позволяет купить необходимый объем работы и не переплачивать за лишние часы.
Главным подводным камнем freelance я бы назвал целеполагание: если человек работает на «вольных хлебах», нужно изначально объяснить, что вы готовы купить только результат работы и что процесс, поскольку вы не можете ни видеть, ни контролировать этот процесс, не является предметом вашей сделки. Искал — не годится. Нашел — годится. Тогда не нужно будет контролировать сам процесс.
— Фрилансеры не любят контроль, это понятно, но как их контролировать ненавязчиво? Или отбирать тех, кто «любит» контроль?
— В отсутствии любви к контролю не стоит обвинять только фрилансеров, контроль не любит никто. (Смеется.) Мое мнение: сотрудничество с фрилансером изначально не предполагает возможностей для неусыпного контроля, это достаточно доверительные взаимоотношения между работодателем и сотрудником. Если вы не готовы к такой системе и считаете, что нужно регулярно убеждаться воочию, чем заняты ваши работники, значит фриланс — это просто не ваш формат.
Категорию «контроль» здесь нельзя рассматривать без категории «мотивация». Чтобы понять, чем занят сейчас ваш удаленный сотрудник, сколько времени он тратит на выполнение заданий, работает ли он в полную силу или спустя рукава, успеет ли к дедлайну и прочее, важно попытаться понять, что у сотрудника в голове и что руководит человеком. Дополнительный ли это доход или основной, знают ли имя фрилансера на рынке или человек только начинает работать на свою репутацию, работает ли фрилансер на портфолио или стремится через фриланс попасть в штат brand-name компании, а может быть, человеку важна сама возможность зарабатывать фрилансом (не важно в какой компании и сфере), а не сидеть в офисе. Понимая, что руководит человеком, вы моделируете наиболее правильный порядок взаимодействия с сотрудником.
— Избыток персонала для подстраховки — обычная вещь в крупных фирмах. Надо ли иметь «избыток» фрилансеров и как?
— Все зависит от договоренностей с фрилансерами, а также от сферы, в которой такие специалисты задействованы.
— Расскажите о сложных случаях из Вашей практики по работе с фрилансерами.
— Этих случаев не так много, потому что мы стараемся работать с проверенными людьми или с теми, в ком мы видим заинтересованность в сотрудничестве. Но и непростые ситуации были. Чаще всего они связаны либо с несоблюдением дедлайнов, либо с нечетким пониманием фрилансером поставленной задачи, когда мы получаем не совсем то, на что рассчитывали. Впрочем, в творческой работе от этого никто не застрахован.
— Фриланс и корпоративная культура Вашей компании — это две параллельные прямые, которые никогда не пересекутся? И надо ли им пересекаться?
— «Лидер Медиа Груп» — это медиахолдинг, а медиаиндустрия любит фрилансеров, поэтому наша корпоративная среда в силу сферы, в которой существует, к фрилансу предрасположена.
— Профессии фрилансеров… опишите особенности работы с каждой.
— Если говорить о нашей сфере — интернет-телевидении, то таких профессий много: журналисты, дизайнеры, операторы, режиссеры, ведущие, звукорежиссеры, пиарщики, компьютерные специалисты. Особенностей множество, но от каждого специалиста требуется четкое понимание поставленных задач и соблюдение дедлайнов. От технических специалистов требуется добросовестное выполнение их функций и отсутствие брака в работе. От людей творческих специальностей, помимо перечисленного выше, требуется креатив и широкое мышление.
— Поощрения, наказания фрилансеров — в чем особенности?
— Один из вариантов поощрения — узаконивание ваших отношений. То есть, если человек давно и ответственно работает на вас и получает гонорары или, чего греха таить, черную зарплату, можно заключить с фрилансером договор и перейти хотя бы к серой схеме расчетов. Для фрилансера это своеобразное признание заслуг. Но по очевидным причинам не каждая компания может позволить себе такой формат, для малого бизнеса в России это сопряжено с ощутимым перерасходом.
Еще один вариант поощрения: +1 заказ. Штатный сотрудник вряд ли обрадуется, если утром вы подойдете к нему со словами: «Катя, Маша вчера сорвала съемки, сегодня берешь всю ее работу и делаешь сама». А вот фрилансер обрадуется. Для фотографа, дизайнера, переводчика… это означает +1 заказ, который принесет ему не икс денег, а 2 икс, не говоря уже о сознании собственного профессионализма и доверия, которое человеку оказывают. В обратную сторону этот закон также работает.
— В мире уже есть немало передовых фирм, где фрилансеров до 99 % от числа работников. За фрилансерами будущее или это временное явление?
— Нельзя воспринимать понятие «фрилансер» как целостную категорию. Freelance — это только формат организации рабочего процесса, который не регламентирует ни финансовые условия труда, ни список должностных обязанностей, ни сферу применения. Как говорят англичане, case by case.
Если фирма занимается дизайном и переводами — да, для этого сегмента есть фрилансовое будущее. Если это производственная компания — вряд ли.
— Вы бы стали фрилансером?
— Моя специализация вряд ли подразумевает работу фриланс. Но если не брать это в расчет, то такая модель работы мне очень симпатична.
— Одна очень известная в России француженка работает как дорогой HR-фриланс (15 тыс. евро за план сокращения издержек на персонал). Почему у этой дамы нет конкурентов сегодня и на нее такой спрос, что ее можно пригласить, например, только на 2015 год?
— Так уж сложилось в нашей стране, что квалифицированные сотрудники стали редкостью. Эпоха поголовной грамотности, к сожалению, не перешла к нам с советским наследием. В образовательной среде произошел разрыв поколений, а качественным специалистам новых профессий (реклама, PR и пр.) попросту негде набраться знаний и опыта. HR-технологии относятся к последней категории: не могу припомнить выдающихся российских кейсов по кадровому управлению, думаю, отчасти поэтому такой спрос на человека, который обещает эффект и результат HR-реформ, а главное — может подтвердить свои слова фактами.
— Какие функции Вашей компании в принципе можно «раздербанить» и раздать фрилансерам и на аутсорсинг?
— Написание, редактура текстов. Модерирование сайтов, дизайн баннеров, контент-менеджмент. Переводы, PR, съемки и постпродакшен. Продвижение в Social Media.
* Алексей Белинский, генеральный директор ЗАО «Лидер Медиа Груп». Учился в МАИ и в МНЭПУ. Работал в туристической отрасли, затем занимался собственными проектами, бизнесом. Создал TVJAM.
Беседовала Екатерина Готовчикова, haunter@mail.ru
Источник: Секретарское дело