Елена Хлевная*
Если хотите работать в формате BEST, сделайте свою компанию интересной и привлекательной с эмоциональной точки зрения, — это главный и самый важный совет консультанта международной программы по развитию эмоционального интеллекта Елены Хлевной.
Есть люди, которые не просто эффективно работают, они творят! Люди, которым интересно то, что они делают. Они максимально вовлечены в рабочий или, точнее сказать, творческий процесс. Не важно, специалистами в какой области они являются. Влюбленный в свое дело бухгалтер вносит в увеличение прибыли компании гораздо больший вклад, чем самый креативный пиарщик, относящийся к своей профессии как к ремеслу, приносящему стабильный доход.
Здесь особо важную роль играют ценности человека. Чем выше значимость той или иной ценности, тем большую энергию она передает человеку. Энергию, которую человек получает от ценностей, он воспринимает как благо и удовлетворение. И если одной из ценностей человека является интересная работа, то компания-работодатель становится для него мощным источником приятных эмоций.
В данном случае деньги уже не являются единственным стимулом к труду. Внутри современного прайда продуктивнее работает тот сотрудник, который заинтересован в своей работе. Чем больший интерес человек испытывает к какому-то делу, тем сильнее стремление сделать это дело в формате BEST. У таких людей есть собственные «средства производства» — знания и, как бы это странно ни звучало, роман со своей профессией. Выставив на продажу свои компетенции и свою свободу, люди назначили непривычную цену: удовольствие от работы и эмоциональный комфорт.
Продвинутый бизнесмен знает и использует это всегда. Другие, менее продвинутые, вспоминают об интересе, когда стандартный «мотиватор» — деньги — не работает. Интерес может спасать, даже если собственно работа не интересна человеку, ведь интерес можно направить на отношения с сослуживцами, заинтересоваться более общей, глобальной целью, которой служит эта работа. Отношения людей к работе, их отношения между собой, отношения с руководителем становятся главным в бизнесе. И не стоит терять время на то, чтобы переделать людей, помогите своим сотрудникам полностью раскрыться в том, что они делают с интересом. Чем больше внимания вы уделяете каждому, чем больше энергии вкладываете, тем лучше будет отдача.
И здесь важно вспомнить простую истину, которая часто ускользает в напряженном ритме будней: все смотрят на мир с разных колоколен. Рядовые, даже самые талантливые, сотрудники воспринимают компанию иначе, чем управленцы или собственники. Какой из этого можно сделать вывод? Разными группами работников нужно управлять по-разному! Одной и той же группой работников следует управлять по-разному в разных ситуациях! Руководитель современной компании должен быть как дирижер, способный соединить разрозненные инструментальные партии в симфонию оркестра, завораживающую рынок.
Но часто руководители не переносят отклонений от среднего, стремясь сделать процессы предсказуемыми, стандартными. Если руководитель попытается заставить людей быть похожими друг на друга, он обречен на неудачу, тем более когда речь идет о талантливых сотрудниках. Поведение людей нельзя привести к единому стандарту.
Этот подход не только неверен с точки зрения психологии, но и абсолютно неэффективен. Он призывает бороться с природой человека, а каждый, кто пытается вступить с ней в борьбу, обречен на поражение. Зачем вкладывать в людей то, чего, на ваш взгляд, им не хватает. Лучше постараться использовать то, что в них уже заложено.
Культура, построенная на использовании сильных сторон каждого сотрудника, замечательна тем, что ее невозможно скопировать. А преимущество, которое невозможно скопировать, это преимущество на века. «Вовлеченные», «вдохновленные», «гордящиеся» своей компанией сотрудники становятся крупными и самыми эффективными информаторами потенциальных клиентов компании о ее внутренней атмосфере и реальной работе. Заинтересованные работники хотят, чтобы их работодатель преуспел, хотят остаться с ним и делать больше. Поэтому формула рабочего времени успешного управленца выглядит так: 90 % времени — на работу с людьми, 10 % — на стратегию, контроль и административные вопросы. Если не учитывать эмоции сотрудников, не опираться на общие ценности, то никакой самый лучший бизнес-план, никакая классная стратегия, написанная лучшими консультантами в мире, просто не поможет. Эмоционально интеллектуальный лидер отличается тем, что умеет оставлять пространство для других членов команды, дает им возможность раскрываться. Он чуток к своим эмоциям и эмоциям членов команды.
Такие руководители могут быть темпераментными, а могут быть, наоборот, тихими и спокойными, но всегда — очень наблюдательными. Они внимательны к своему миру и поэтому четко различают свои эмоции и умеют их вызывать в нужный момент, умеют различать эмоции других людей, извлекая из этого важную информацию, умеют вызывать эмоции, когда необходимо. Руководители, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, и их компании легче пережили кризис. Возможно, мир вообще не угодил бы в последний глобальный кризис, если бы таких руководителей было на порядок больше.
Изучите опыт своих собственных сотрудников, сделайте свою компанию интересной и привлекательной с эмоциональной точки зрения, и тогда талантливые сотрудники к вам потянутся и не придется никого увольнять, ведь компании, увольняющие увлеченных сотрудников, как правило, теряют порой гораздо больше, чем сам сотрудник.
Если же вы как руководитель твердо решили заняться переменами в компании — начните с себя. Первым «меняется» руководитель и только потом уже персонал компании. Иначе можно оказаться в положении Алисы из Страны чудес, когда сказочная героиня играла в непривычный крокет. Чтобы начатые изменения в компании не показались вам «слишком сложной игрой», прежде всего ответьте на следующий вопрос: что вы делаете для того, чтобы поставить таланты ваших сотрудников на службу вашим клиентам? После того как в списке ответов перечислите 7–10 пунктов, можно смело внедрять технологию менторства (или незаслуженно забытого наставничества), в идеале внутрикорпоративного, ну разве только иногда, в особых случаях, привлекая внешних консультантов.
* Елена Анатольевна Хлевная
Управляющий партнер Международного центра «КТК», научный консультант программы по развитию эмоционального интеллекта, разработанной в партнерстве с Йельским университетом.
Область интересов: поведенческая экономика, эмоциональный интеллект. Кандидат экономических и психологических наук. Доцент кафедры экономики и организации производства Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, где преподает экономический анализ и управление бизнес-процессами. Автор более 20 научных работ и статей в деловой прессе («Ведомости», «Компания», «Менеджмент в России и за рубежом» и другие).
Источник: Секретарское дело