Ответственность — вот ключевая компетенция сотрудника

Элина Дорикова, директор по персоналу Demis Group

Идеальный сотрудник  кто он в Вашем понимании?

Все руководители компаний хотят, чтобы у них работали идеальные сотрудники. Смею предположить, что все вкладывают в это понятие разный смысл и во главу угла ставят разные качества: профессионализм, обучаемость, умение работать в команде, креативность, ответственность. Поэтому важно и нужно составлять профиль идеального кандидата, которому присущ набор компетенций, необходимых для выполнения конкретной работы. Но, как правило, на рынке труда нет достаточного выбора свободных специалистов, близких к идеалу. Даже если мы и встретим «идеал», то он может не захотеть идти с нами вместе.

Как организовать процесс подбора таких идеальных?

— Я для себя решила так: если деятельность сотрудника нацелена в первую очередь на результат, то идеальным кандидатом будет тот, кто умеет добиваться поставленных целей. В таком случае идеальный руководитель — тот, который умеет ставить четкие и корректные задачи.

Если говорить о сотрудниках, не влияющих на результат, но обеспечивающих рабочий процесс, то тут во главу угла ставится такая компетенция, как ответственность.
Все эти качества легко проверить на собеседовании, обращаясь к предыдущему опыту претендентов или задавая проекционные вопросы.

Сколько времени, сил и средств займет такое действие?

— На это уйдет ровно столько же времени, сколько уходит на стандартное собеседование, около 40 мин. Ведь мы уже четко знаем, какого идеального кандидата искать, определились с его параметрами и подготовились к интервью.

Даже пара «талантов» не может ужиться вместе (утверждают многие), а как Вы предполагаете синхронизировать работу всех идеальных?

— Итак, берем наших идеальных сотрудников (звучит как рецепт блюда) и договариваемся с ними о «правилах игры»: от кого и чего мы ждем. Сотрудники работают эффективнее, когда им понятно, что, когда и как они должны делать и, соответственно, что они получат за это. Им начинает нравиться то, что они делают. Это важно.

Для себя работу идеальной команды я сравниваю с оркестром. В оркестре каждый музыкант на своем месте. Нагрузка и ответственность немного разнятся, но все вовлечены в процесс ради общей цели. Результат — идеальное исполнение. А если музыкантам еще и НРАВИТСЯ то, что они делают, их профессионализм растет и игра достигает гениальных высот.

Лидер  он тоже должен быть идеальным?

— Лидер, если мы определили его в начальники, конечно же, должен быть идеальным. Как я говорила выше, в первую очередь он должен ставить четкие цели. Остальные качества и навыки, безусловно, важны, причем хочу заметить, что чем выше позиция, тем больше требований к идеальному руководителю. Но я в своей карьере сталкивалась с разными лидерами и могу говорить уверенно: главное, уметь донести мысль, дать четкие ориентиры. При этом не обязательно быть харизматичным, ярко выраженным лидером.

А что если он «одержимый»? А если его истинные цели не принимают идеальные?

— И пусть он одержим, значит он по-настоящему увлечен своей работой. Такая «одержимость» чаще полезна для бизнеса, чем вредна. Такой лидер соберет вокруг себя себе подобных, увлеченных энтузиастов, и получится идеальная для него команда с теми моральными и прочими принципами, которые он считает идеальными.

Неформальные лидеры появятся в такой «идеальной» компании?

— Неформальные лидеры могут появиться, а могут и нет. Все зависит от того, допускает ли это суть бизнеса и стиль взаимодействия с руководителем.
В одних компаниях эффективность бизнеса зависит от инициативы сотрудников; там ценятся творческие люди. В других компаниях принято только выполнять поставленные цели, и этого уже вполне достаточно. Последнюю модель выстроить проще, и для многих это идеал.

Когда появятся изгои, лентяи, стукачи, вредители... в ИДЕАЛЬНОЙ компании?

— Не появятся в такой компании изгои и стукачи, потому что это будет уже не идеальная компания.

Примеры из практики: были ли попытки в истории бизнеса создать такую идеальную компанию с идеальными сотрудниками и чем это все закончилось?

— Думаю, что в «Евросети», в которой я проработала более 10 лет, успешно была реализована идея идеальной компании. Модель ведения бизнеса предполагала наличие четких и понятных всем целей и руководителя, идеального для нас лидера, который четко разъяснял всем — и коллегам, и друзьям, и конкурентам, и врагам, чего хочет и к чему стремится. Говорить о том, что все «евросетяне» были идеальными, сложно (кто сможет оценить 34 000 сотрудников), но все были четко ориентированы на результат. Даже запуск новых продуктов, новых информационных систем — все должно было приводить к капитализации сотрудников и, как следствие, бизнеса. Поэтому система, считаю, была идеальна: всем все было понятно, а главное — нравилась эта работа и эта компания!

И сейчас компания Demis Group, в которой я тружусь, успешно реализует бизнес-задачи и может быть отнесена к категории «идеальная компания», поскольку набраны и продолжают набираться «идеальные» сотрудники с правильными ориентирами, сотрудники, которым ставят корректные цели и которые выполняют эти цели с настроением НРАВИТСЯ!

Екатерина Готовчикова, haunter@mail.ru

Источник: Секретарское дело