Обзор умных мыслей Мясоедова. Карьера топ-менеджера.

О причинах, обусловливающих желание образовываться…

Начиная с середины 90-х, через десятилетие после возникновения реформаторского кооперативного движения в нашей стране, более успешные люди встали на ноги, огляделись и поняли, что даже физтеховского образования не хватает для того, чтобы руководить другими. А физтеховского потому, что существует такое убеждение: те, кто учился на физтехе, физмате и в «Бауманке», являются наиболее успешными российскими бизнесменами. И такое устойчивое мнение, что в этих вузах самые сильные ребята, сохранилось. Известно, что у человека два полушария мозга, и это неслучайно, те, у кого больше развито левое полушарие, сделали большой скачок вперед.

Но сейчас пришла пора, когда на рынке, который уже насытился людьми со структурированным системным мышлением, потребовались люди с воображением. Возникла необходимость в кадрах, которые могут смотреть через красные флажки, через границы.

Развиваться хотят руководители крупных и средних компаний, которые выросли «снизу», с оборотом от 50 млн до миллиарда долларов в год. То есть это не «дочки», «пришитые» к большому государственному монстру, где можно ничему не учиться, где вы просто работаете до тех пор, пока вас держат благодаря хорошим личным связям…

Интересный факт: на самые дорогие и элитные программы страны во всех ведущих бизнес-школах люди почти не идут через открытую рекламу. Открытая реклама поддерживает имидж, а люди поступают на обучение, чтобы потратить в течение двух лет немереное количество своего времени и оставить от 30 до 50 тысяч долларов, только если их друзья сказали, что это того стоит.

Вообще за последние 6–7 лет люди, пришедшие на дорогие и элитные программы бизнес-образования, стали гораздо серьезнее: учатся, делают домашние задания, не прощают бизнес-школам халтуры.

Вера в себя  главное, что стоит прививать студентам…

Как говорит Манфред Кетс де Вриес, который считается творцом эмоционального интеллекта: «Если для ученого нужен интеллект научный: умение работать с книгами, выстраивать логику и т. д., то для менеджера и лидера нужен эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект — это умение понять себя, свои сильные стороны. Но в очень большой группе предприятий и вузов нашей страны существует убеждение, что мы должны направить все усилия на компенсацию слабых сторон, а именно: помогать человеку дотянуть слабое до сильного, как, например, мы тянем двоечников до отличников и получаем в итоге непонятную серую массу. Лидер должен понять, что у него получается хорошо, и окружить себя людьми, которые умеют делать то, чего он делать не умеет, и повести их за собой.
Поэтому, если у вас возникнет дилемма: быть круглым отличником и отсидеть в библиотеке все пять лет или иметь в друзьях весь курс и учиться на четверки — выбирайте только второе. С книгами по жизни не идут, по жизни идут с людьми и управление делают через людей. ? ?????? ?????? ???????, ???? ?????? ??????????? ???????????? ????????????? ? ????? ??????. ?????? ??????? ?? ????? ? ?????? ?????????? ??????? ??? ? ??????, ????????? ??? ???????? ??????. ????? ???????, ??????? ? ?????? ???????? ???? ????? ??????????? ???????.

О судьбе сыновей чиновников и бизнесменов…

К сожалению, рынок социально дифферентен, он не разбирает, кому повезло больше, кому меньше, он не делает выборку между бедными и богатыми. Вы можете войти на рынок, имея все, но удержать все на рынке более чем тяжело. За 20 лет рыночной экономики мы наблюдали, как рушились компании, как люди теряли свои состояния. И это довольно часто проецируется на детей. Очень большая проблема для крупного российского бизнеса и крупных российских чиновников — передача детям заработанного отцами. Деньги время не заменяют. А если денег вливают слишком много, происходит весьма болезненная штука: у ребенка нарушается система мотивации, ему уже ничего не хочется. У него есть все: игрушки, потом машины, самолеты, тряпки, путешествия — и он думает: «Сколько бы я ни работал, я не заработаю столько, сколько мне дает отец. Тогда зачем работать?»

О мотивации и негативных для карьеры факторах…

Мотивация — для того, кому жить интересно, а любому предпринимателю и лидеру жить интересно. Вы не обращали внимания, что все лидеры — жизнелюбы? Хотя тот факт, что лидеры не всегда являются эталоном того, что они проповедуют, тоже хорошо известен. И эта изюминка очень часто привлекает, потому что люди не любят тех, кто, как робот, делает все правильно. Люди любят тех, кто большинство вещей делает правильно, но в то же время не теряет человеческого облика.
Погубить карьеру топ-менеджера также может значительное дистанцирование власти. На большинстве российских предприятий существует жесткая патерналистская система. Руководитель предприятия — это своего рода отец. Руководитель набрал команду под себя, он о ней заботится, но у него тяжелая рука. И это болезнь очень многих успешных российских менеджеров — вникнуть во все детали и контролировать все самому.

Когда молодые люди приходят в организацию и им нужно продвинуться, то в первую очередь они должны понять внутренние неписаные законы. Инструкции прочтет любой, но обычно в нашей культуре высокого контекста есть много дополнительных правил. Карьера часто идет не прямо, а через знакомства, через рекомендации, через то, что вы можете в нужный момент замолвить нужное слово.

Карьерные высоты достигаются разными путями…

Есть такая классификация: «лидеры-лифтеры» (поднимают наверх) и «лидеры-тюремщики», или «палачи». Как правило, наиболее успешные команды возглавляются «лифтерами», но если посмотреть на преуспевающих «лифтеров», то всегда можно найти в такой команде «палачей», сделавших ошеломляющую карьеру вместе с «лифтерами». Это происходит потому, что «лифтерам» всегда нужен человек, который будет ставить кого-то на место, кого-то увольнять. «Лидер-лифтер» может ничего плохого не делать, но вокруг него всегда найдутся люди, которые это делают. И «палачи» вряд ли делали бы свое дело, если бы «лифтер» им не разрешал. Работа успешного менеджера, его успешная карьера — это огромный драйв.

«Великие не терпят рядом с собой великих»…

Лоуренс Питер утверждает, что в больших корпорациях в США — государственных и даже частных — верха достигают самые некомпетентные. Руководитель-карьерист никогда не окружает себя людьми, которые сопоставимы с ним по таланту, то есть если сам руководитель сильный, то подбирает себе тех, кто чуточку слабее. Значит, вождя окружают полувожди. Но как только вождь уходит, его место занимает полувождь, который разгоняет всех остальных полувождей и окружает себя четверть-вождями. Наличие конкуренции — единственная страховка от того, чтобы к управлению не приходили бездарные люди. Можно проследить на примере нашей страны. Ленин говорил на пяти языках и написал 55 томов. Сталин не владел иностранными языками, но все-таки при поддержке кого-то написал 13 томов и был очень сильным и весьма жестоким диктатором. Хрущев с трудом окончил промышленную академию и писал с ошибками. Товарищ Брежнев тоже, по воспоминаниям современников, делал грамматические ошибки и не знал правил пунктуации. То есть деградация власти на примере нашей страны прослеживается великолепно.

Лидер через эмоциональный интеллект понимает своих последователей, их систему мотивации, строит свою команду и ведет за собой. Через политический интеллект хороший лидер понимает тех, кто находится наверху, их реальные желания, а не те, что декларируются публично, и вырабатывает такую парадигму поведения, которая помогает лидеру получить поддержку для движения наверх. Так, для Хрущева в условиях существовавшей парадигмы и паранойи, когда Сталин подозревал всех, было невыгодно демонстративно проявлять себя как слишком умного (да Хрущев и не мог этого сделать в силу низкого уровня образования). Кроме того, как человек с хитрецой он должен был понять, что лучше немножко «косить под дурачка», чтобы Сталин его не подозревал, ведь дурачки безопаснее, чем умные люди, и, видимо, парадигма поведения была выбрана абсолютно правильно.

Важна не столько бизнес-техника, сколько взгляд на мир под другим углом…

Наша система взглядов и ценностей программируется на основе трех ступеней нашего социального взросления: на уровне семьи, учебы и работы. Это в значительной степени определяет наши поступки. Как только мы пытаемся вести себя по-другому, мы вынуждены сами себя ломать, поэтому если говорить эволюционно, то для развития лидеров в нашей стране, и на уровне семьи, и на уровне учебы, мы должны программировать молодое поколение на понижение дистанцирования власти. Коллективизм возникает там, где «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодинчке».

«Посеешь привычку  пожнешь характер. Посеешь характер  пожнешь судьбу»…

Когда мы говорим о системе подготовки лидеров, то предполагается, что бизнес-образование может помочь человеку со средними способностями лидера идти вверх. Таким образом, бизнес-образование — это консерватория для человека с хорошим музыкальным слухом. Если у вас слуха нет, вы можете окончить сколько угодно консерваторий, но из вас не выйдет хорошего музыканта. Те 10–15 человек, которые находятся всегда наверху, имеют потрясающий талант от природы, или Божий дар, плюс удача. А научить человека, у которого способности, скажем так, на четверку, получать пятерки — это то, чем занимаются хорошие бизнес-школы: помогают человеку преодолеть себя, сделать карьеру лучше.

Анастасия Петрова, mimilyalka@mail.ru