Спорное мнение о том, как не надо «делать карьеру»

Эпиграф
В детстве я мечтал стать поваром, но не сложилось.
Билл Гейтс

Чего только не приходилось мне слышать за свою 33-летнюю трудовую жизнь и что я только не прочла, иногда с тошнотворным послевкусием, в последнее время в Интернете по поводу того, как строить карьеру. От «Интригуй, подставляй коллег, если нужно выдвинуть себя на более «вкусные» позиции» до «Не высовывайся и делай то, что хочет начальство, льсти и помалкивай». Тем, кому близки подобные советы, можно не утруждать себя дальнейшим чтением, только время потеряете. У каждого свой путь, и многие, поверьте, прошли его по траектории постепенного восхождения, даже не задумываясь о самом понятии «карьера». В скобках скажу тем, кто не знает: пару десятилетий назад слово «карьерист» считалось вполне себе ругательным.

О барабанных палочках и летчиках-испытателях

Собственный опыт и блицопрос, проведенный мною среди вполне успешных в профессиональном плане друзей, показывают, что «делать карьеру» — не обязательно значит отказываться от первой, еще детской мечты стать космонавтом/актрисой/певицей/врачом — нужное подчеркнуть — и не значит ломать себя в угоду сиюминутным выгодам, которые могут привести (а могут и не привести) к грандиозному успеху на том или ином поприще.

С Михаилом мы знакомы много лет. В 80-е годы прошлого века он был барабанщиком в нескольких известных тогда в Ленинграде рок-группах. Именно Михаил научил меня слушать не просто музыку, а каждый инструмент в отдельности, одновременно слыша и композицию в целом. Михаил начинал карьеру… грузчиком в крупной торговой компании. К тому времени он разменял четвертый десяток и имел высшее образование, и понятно, что уже через полгода стал замначальника, а затем и начальником склада. Здесь надо уточнить, что шел 1994 год. В стране ощущался острый кадровый голод, особенно в быстроразвивавшихся отраслях дистрибуции и коммерческой логистики. Затем была работа в должности не ниже замдиректора по логистике в компаниях разной степени крупности и крутости. Попутно он занимался консультированием, имея возможность отслеживать результат внедрения своих идей. Сегодня Михаил — директор департамента логистики одной из крупнейших российских торговых сетей, «звезда логистики», как сам себя называет. Миша вполне доволен этим обстоятельством, а на вопрос о том, как же нежно любимая Михаилом музыка, отвечает: «Я в детстве мечтал стать офигенным певцом, а потом таким же ударником. Слава богу, что не пошел по этой стезе дальше, иначе и Майком Портным не стал бы, а прозябал бы где-нибудь сейчас или вообще отошел в мир иной, как многие мои друзья-музыканты». Но музыка, добавляет, расширила кругозор и по сей день является способом отдохновения. Что же касается успеха в логистике, то ему Михаил обязан физико-математической школе: «Математика развивает мыслительный аппарат, а в моем деле без него далеко не продвинешься».

Андрей в детстве мечтал стать учителем, ну или строителем, как папа. В то же время в Доме пионеров, где Андрей занимался в фотокружке, Андрея наделили прозвищем Директор за хозяйственный подход ко всему, за что ни приходилось браться.

К старшим классам Андрей определился: все-таки надо становиться руководителем, но при этом работа не должна страдать однообразием. Академия гражданской авиации показалась подходящим местом для начала руководящей карьеры. Уже на третьем курсе он стал неплохо зарабатывать разработкой программ, предназначенных для обучения летного состава действиям в кризисных ситуациях. «Задача управления воздушным движением по сути дела та же логистика,— признается Андрей, как вы понимаете, еще одна звезда логистики. — Воздушное судно нужно провести максимально безопасно по оптимальному пути при минимальных затратах». Но и первая мечта об учительстве, наставничестве никуда не делась. Андрею повезло поучаствовать в становлении российской розничной торговли, а сегодня он консультирует, то есть обучает своему ремеслу соответствующих специалистов в различных крупных компаниях, так что все сложилось как нельзя лучше. Но это не обязательно связано с детскими мечтами о профессии, просто: «Меня вела тяга к внутреннему соответствию,— поясняет мой приятель. — Я никогда не поехал бы, побросав все, в Клондайк за мифическим или даже реальным золотым тельцом».

Тяга к соответствию

В отличие от своих приятелей-мужчин, я не строила карьеру в общеупотребительном смысле этого слова. Сколько себя помню, наверное, лет с пяти, я, как миллионы моих сверстниц, а также миллионы сегодняшних пятилетних девчушек, мечтала стать актрисой. В начальных классах школы выяснилась и другая потребность: чтение книг. В подростковом возрасте я проглатывала книги одну за другой, пряча от матери, пытавшейся регулировать мою всеядность, томик Золя под подушкой и воровато прочитывая несколько запретных страниц под одеялом с фонариком. Поэтому, когда отучившись первый курс в техническом вузе (а физика с математикой в школе не были для меня тайной за семью печатями, и решение задачи приводило в восторг, родственный творческому вдохновению) и поняв, что душа все-таки просит другого, я бросила институт и пошла поступать в театральный. Срезавшись раз и другой, попытала счастья на филфаке университета. И опять неудача: завалила историю. Переживала на уровне трагедии, пыталась даже резать вены. Пошла по пути наименьшего сопротивления и поступила на библиотечный факультет института культуры в надежде потом перейти на режиссерский факультет массовых представлений. Но, рано выскочив замуж и быстро обзаведясь двумя детьми, учебу забросила. А мечта-то никуда не делась, та, самая первая, теплилась, но не грела, а разъедала сердце. Обо всех театральных премьерах того времени я знала из театральных афиш, изучаемых во время прогулок с коляской, и газетной критики. Но актрисой становиться было поздновато, и нарисовался побочный путь — в режиссеры. Опять пошла по пути наименьшего сопротивления и поступила в училище культуры, окончив которое некоторое время руководила низкопробным кружком художественной самодеятельности, потом была попытка постановки полноценного спектакля. Окончательно осознав, что гениальным режиссером мне тоже не стать, а плохих и так достаточно, я ушла на менее творческую, но более денежную работу: детей-то надо кормить.

В пресловутую перестройку денег не стало совсем, но вдруг оказалось многое возможно. Поскольку мне совсем чуждо было торгашество, а этим занимался чуть ли не каждый второй — к прилавкам на рынке встали кандидаты наук, из того, что «стало можно», я выбрала писательство. Сказано громко, но и журналистикой это назвать сложно: скорее это были заметки-наблюдения о деятельности музыкантов подобий рок-клубов, коих в начале 1990-х в городе на Неве было несколько. Подобий, потому что главный питерский рок-клуб к тому времени был уже прикрыт «по многочисленным жалобам трудящихся» — сиречь жителей того самого двора на улице Рубинштейна, где находился рок-клуб. Помню свою первую заметку в «Часе пик» о концерте не существующей ныне рок-группы в клубе «Гора», за что я получила что-то вроде сегодняшних 300 рублей. Помню это безумно счастливое состояние: я получила деньги за хобби! Тут-то и вспомнилась фраза, много лет назад произнесенная уважаемым мною человеком. Сказал он буквально следующее: «На случай когда не сбывается основная мечта, надо иметь запасную». То был руководитель театральной студии, где я, 18-летняя девчонка, когда-то «блистала» в главных ролях. А время он выбрал самое подходящее, это тогда я срезалась на очередном этапе творческого экзамена в театральный институт. Сам же мой руководитель, имея за плечами технический вуз, получил высшее образование в театральном да еще проучился несколько лет на факультете журналистики, но в итоге нашел себя в руководстве театральной студией.

К чему я все это? К тому, что иногда одна фраза, сказанная когда-то давно и считавшаяся забытой, может круто изменить твою жизнь, придав ей смысл. Осуществив свою запасную мечту, я пошла по дороге журналистики и ни на одну минуту не пожалела об этом.

Свобода импровизации

Мои дети вообще не имели никакой мечты о том, кем хотели бы стать. Лишь на третьем курсе филологического факультета университета дочь поняла, чем хотелось бы заниматься, когда им стали читать лекции по старославянскому языку. Она ощутила тот же восторг, что и я когда-то, получив свои первые триста рублей за заметку, написанную на одном дыхании, просто для собственного удовольствия. Дочь разбирала слова современного русского языка, в которых находила древние корни, общие для многих ныне живущих народов. Сейчас она находится в процессе изучения чешского, открывая новые и новые связи восточнославянских языков.

Сын обрел мечту, когда появились первые компьютеры, как, впрочем, и многие мальчишки того времени. Сегодня он, естественно, системный администратор. Я часто думаю с сожалением, что дети могли бы, будь у меня больше времени заниматься их внешкольным образованием, иметь большую вариативность для своих мечтаний и последующего выбора профессии. И очень правы те родители, что позволяют своему ребенку искать себя.

Директор одной из частных школ рассказывала мне как-то о том, что она видела в ряде американских и европейских школ. Там для ребят работает множество мастерских, лабораторий, студий звукозаписи и т. д., где можно попробовать себя в роли слесаря, телерепортера, журналиста, дизайнера одежды и т. п. У нас роль таких водителей по умениям исполняют родители, развозя своих детей после школы кто на плавание, кто в спортивную секцию, кто в художественную, кто в музыкальную школу. Это кому есть когда и кто понимает, как важно дать ребенку попробовать будущее на вкус. На режиссерском языке это называется «поместить актера в предлагаемые обстоятельства». Тут важно не переусердствовать, оставив актеру свободу для импровизаций, то бишь давая ребенку возможность дышать и предоставляя разумную степень свободы выбора, свободы оставаться иногда в блаженном ничегонеделании и тем самым уберегая детскую психику от перегрузок.

Психика без перегрузок

Многие психоаналитики исследовали сложный мир бессознательного своих пациентов, анализируя их самую любимую сказку из детства. Ханс Дикманн в книге «Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание» пишет: «…сказочные мотивы, сказки и непосредственно также (как и сновидения. — Прим. автора) могут обнаружить глубокие связи с судьбой, внутренним миром, переживаниями, поступками, болезнями и слабостями, а также с достоинствами и сильными сторонами человека… Позднее она (сказочная история) была забыта или вытеснена и тем самым погружена в бессознательное, где, однако, продолжала обладать значительной энергией, о чем взрослый человек мог и не подозревать».

Осмелюсь предположить, что мечта о взрослой жизни и своем месте в ней так же важна для самоизучения, понимания себя и своей роли в современном мире, как сказка для психоаналитика в понимания проблем пациента. Мне представляется, что какой бы ни была мечта, к ней нужно, повзрослев, отнестись со всем уважением.
Конечно, в разные исторические эпохи мечту зачастую формировали не только окружение и воспитание, но и те или иные социальные или событийные потрясения. Так, после Великой Отечественной войны мальчишки мечтали стать военными летчиками, а девочки медсестрами, и все они, как ни странно, играли в героя другой войны — Чапаева; в 1960-е пришла мода на космонавтов, а в годы перестройки многие мечтали стать президентами. Подозреваю, что и моя детская мечта была связана с материнскими комментариями перед телевизором о том, как мама любит того или иного актера и «терпеть не может» другого. И тем не менее в мечтаниях малыша можно разглядеть склонности и зачатки того будущего, которым родители и среда часто впоследствии не дают прорасти.

Одним словом

Не стесняйтесь своей мечты, внимательно отнеситесь к ней. Если вы от какой-либо деятельности испытываете чувство, которое подходит под определения «радость», «счастье», «вдохновение», значит это ваше, и не важно, сколько вам за эту деятельность заплатили. Сделайте это хотя бы своим хобби.
Имейте запасную мечту на случай, если не сбудется первая. Во избежание трагедий и разочарований.
Пробуйте разные сферы деятельности. Одна из них окажется вашей.

Развивайтесь, познавайте новое. Один из аспектов этого нового может изменить всю вашу жизнь.

Комментарий психотерапевта Сергея Костюкова

В детстве у нас полно желаний и фантазий. Сотни! Мы хотим и потенциально можем стать кем угодно. Но взрослея, мы умеряем свои аппетиты, что-то откладывая, от чего-то отказываясь насовсем. Если ВСЕ взрослые мечты сбылись и больше «нечего хотеть», те давние детские мечты могут начать «мстить» — либо алкоголизмом или наркоманией, либо не так явно, но не менее эффективно.

В школьные годы мечтал стать врачом, как мама, и стал, причем именно той специальности, какой и хотел. Теперь я нормальный, хороший врач. И не стыдно рекомендовать себя в качестве хорошего доктора своим друзьям и родственникам. А что дальше? А еще в раннем детстве очень сильно хотел стать летчиком. Не сложилось. Военным летчиком. Истребителем. Но летать в небе хоть на чем-нибудь запретить мне никто не может. Вот и летаю себе, переживая чувство полета, о котором и грезил в детстве…

Сублимация — это защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения, возникающего чаще всего из-за нереализованных желаний, недостигнутых личных целей, с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей.

Представьте себе человека, у которого ВСЕ его мечты сбылись... Кажется, о таком состоянии писал Сергей Довлатов: «Разве я виноват, что все еще живой...»
Идеальный случай осуществления жизненных фантазий и мечт — это когда «свет в зале загорается именно тогда, когда кончился фильм. Не раньше и не позже!» Поэтому так важно мечтать не только в юности, но и в более зрелые и преклонные годы, до глубокой старости. Просто с возрастом «несбытых мечт» все меньше и меньше... Одним словом, мечтать не вредно! Это один из факторов жизни, который сделает вас счастливее.

Галина Сергеева